учитель-дефектолог Смирнова Н.Н




Роль учителя-дефектолога в комплексном сопровождении ребёнка с РАС

учитель-дефектолог Смирнова Н.Н

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 года), распространенность РАС составляет 32/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с последующей инвалидностью. По данным Минздрава РФ, распространенность РАС в России (как и в мире) составляет около 1% детской популяции.

В центре внимания специалистов, работающих с детьми с РАС, является разработка системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности адаптации и социализации, вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере.

В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо воспитателя и/или учителя могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования.

Только совместное обсуждение трудностей ребенка, постановка общих целей, единый методологический подход дают возможность проведения комплексной психолого-педагогической работы по развитию ребенка с РАС и коррекции выявленных проблем.

В данной статье будет рассмотрена роль учителя-дефектолога в комплексном сопровождении ребёнка с РАС.

Учитель-дефектолог является специалистом, который имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на освоение АООП ДО, АООП НОО и АОП. Этот специалист обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ребёнку с РАС, но и методическую поддержку воспитателю группы или учителю класса, а так же родителям (законным представителям) ребёнка. Дефектолог осуществляет помощь в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды.

Главными задачами учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС являются:

1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком с РАС. Все пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха и т.п.

2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы и т.д.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование у детей в дошкольном возрасте продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в школьном возрасте. При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.

4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение).

При работе необходимо учитывать следующее:

- преобладание наглядных средств преподнесения материала;

- рациональное дозирование информации;

- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;

- использование адаптированных текстов;

- вариативность уровня сложности заданий.

5. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание должно уделяться работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, рекомендуется использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).

6. Сопровождение образовательного процесса. Данный вид деятельности имеет несколько направлений:

ü Составление индивидуального учебного плана. Совместно с другими специалистами службы сопровождения и законными представителями учащегося в начале учебного года разрабатывается индивидуальный план работы. Сроки его реализации могут варьироваться от одного месяца до полугода, но не больше.

ü Мониторинг прогресса учащегося. Это дает возможность регулярно отслеживать динамику достижений ребенка в образовательной и социальной областях и своевременно вносить коррективы в намеченную деятельность. Учителю-дефектологу необходимо заботиться о том, чтобы рекомендации, разработанные школьным консилиумом, соблюдались всеми участниками образовательного процесса.

ü Помощь ребенку в освоении программного материала и ликвидация пробелов. Этот вид деятельности осуществляется преимущественно на индивидуальных коррекционных занятиях.

ü Освоение учащимся программного материала в индивидуальном режиме или в рамках работы малой группы (при значительных трудностях овладения в классно-урочной форме).

ü Организация процесса включения учащихся в классно-урочную форму.

7. Социально-бытовая адаптация.

Вся работа учителя-дефектолога строится на следующих принципах:

ü принцип «безусловного принятия» ребенка (даже в ситуации его «неудобного» поведения);

ü принцип «интерпретации». Специалист проговаривает все, что происходит с ребенком, выражает свое отношение к происходящему;

ü принцип «действия в зоне интересов ребенка». Идеальной ситуацией будет та, которая позволяет совместить интересы взрослого и ребенка;

ü принцип индивидуального подхода;

ü принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий;

ü принцип сотрудничества с семьей.

К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести:

ü формирование стереотипа учебного поведения;

ü формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);

ü формирование дефицитарных учебных навыков;

ü развитие познавательной деятельности;

ü коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.

Для более эффективной работы учитель-дефектолог использует специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы для обучающихся с РАС. Пример:

ü тетради формата А4 с увеличением клетки и очерчивание по две линейки;

ü предоставление заданий на отдельных листах;

ü все учебные пособия снабжены липучками;

ü использование тетрадей для дошкольников;

ü дополнительно разлинованная тетрадь;

ü выделение красной строки;

ü использование прописей для левшей.

Адаптирует учебный материал индивидуально для каждого ребёнка с РАС разными способами:

ü упрощает инструкцию;

ü заменяет многоступенчатые инструкции, короткими прямыми;

ü заменяет вербальную инструкцию письменной или пиктограммами;

ü индивидуализирует стимульный материал;

ü использует дополнительную визуализацию материала (использует визуальные подсказки);

ü сокращает объём заданий;

ü упрощает содержание заданий.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях использует специальные технические средства обучения:

ü визуальный таймер/ песочные часы используемый при выполнении стереотипных действий, заданий;

ü коммуникатор;

ü использование планшета при проведении письменных работ;

ü ноутбук для выполнения презентации по предметам;

ü калькулятор, при выполнении работ, не требующих оценки вычислений.

А так же сенсорные девайсы:

ü шумопоглощающие наушники;

ü утяжеляющий жилет или плечевая подушка;

ü фитбол или массажная подушка вместо стула;

ü утяжеляющий манжет;

ü индивидуальные сенсорные боксы.

Важным аспектом в работе учителя-дефектолога является налаживание взаимодействия с родителями ребёнка с РАС, при этом родители становятся партнёрами в создании и реализации индивидуальной программы развития своего ребёнка.

Работа с родителями направлена: на оптимизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса, на выстраивание конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Учитель-дефектолог оказывает консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с РАС.

Таким образом, помощь ребенку с РАС учителем-дефектологом оказывается до тех пор, пока ребенок в ней нуждается. С ростом его самостоятельности сопровождение дефектолога сводится к минимуму помощи и поддержки. Критерием успеха в обучении детей с РАС является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации.

Литература

1.Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В.

Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами

аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова

А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177с.

2. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно - практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 449 с.

3.Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

4. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.

5. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: