НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, соотношение объемов тренировочного процесса и показателей соревновательной деятельности
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта пулевая стрельба представлен в таблице № 1
Табл.№ 1
Этапы спортивной | Продолжительность | Минимальный возраст | Наполняемость |
подготовки | этапов (в годах) | для зачисления в группы (лет) | групп (человек) |
Этап начальной | |||
подготовки | |||
Тренировочный этап (этап спортивной | |||
специализации) | |||
Этап | |||
совершенствования спортивного | Без ограничений | ||
мастерства | |||
Этап высшего | |||
спортивного | Без ограничений | ||
мастерства |
Примечание: Следует строго учитывать требования безопасного обращения с оружием исходя из наполняемости групп. При проведении тренировочных занятий с оружием на линии огня, количество обучаемых спортсменов не должно превышать количество тренировочных мест на огневом рубеже.
Примечание: Осознанный стойкий интерес к пулевой стрельбе нередко возникает у подростков старше 13 лет. В виде исключения они могут быть приняты в группу начальной подготовки и через какое-то время, при успешном выполнении контрольных нормативов по видам подготовки досрочно переведены в учебно-тренировочную группу.
Многолетняя подготовка стрелков высокого класса осуществляется поэтапно с учетом возраста и уровня подготовленности обучаемых. Каждый целенаправленный и законченный этап является звеном в общей системе многолетней подготовки и решает определенные задачи. Контингент учащихся спортивных школ подразделяется на группы: начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта пулевая стрельба представлены в табл. №2
табл. №2
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенств ования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Общая физическая подготовка (%) | 45 - 52 | 33 - 42 | 16 - 24 | 14 - 18 | 12-16 | 8-10 |
Специальная физическая подготовка(%) | 28 - 36 | 30 - 38 | 30 - 36 | 25 - 32 | 18 - 23 | 12 - 15 |
Техническая подготовка(%) | 12 - 15 | 25 - 35 | 35 - 45 | 45 - 52 | 53 - 60 | 57 - 67 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | - | - | 3-5 | 4-6 | 4-7 | 5-8 |
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%) | 2-4 | 2-4 | 3 - 5 | 5 - 7 | 6-8 | 8-11 |
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта пулевая стрельба
Табл.№3
Виды спортивных соревновании | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенств ования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Контрольные | 2-3 | 3-6 | 4-5 | 5-6 | 5-6 | 6-8 |
Отборочные | - | - | 2-4 | 2-4 | 4-6 | 4-6 |
Подготовительные | - | 2-4 | 3-6 | 4-7 | 8-12 | 8-12 |
Основные | - | - | 1 - 2 | 1 - 2 | 2-3 | 2-3 |
1.2.Режим тренировочной работы
Учебный год во всех группах школы начинается 1-го сентября. Учебно-тренировочные занятия проводятся по расписанию, при составлении которого должна учитываться занятость учащихся по месту учебы. В предэкзаменационный и экзаменационный периоды при необходимости тренер-преподаватель может для некоторых занимающихся уменьшить количество тренировочных дней и продолжительность учебного занятия.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях проводятся по учебным
программам и планам, определяющим объем тренировочных нагрузок, рассчитанным на 52 недели, в том числе 46 недели непосредственно в условиях спортивной школы, и 6 недель в условиях спортивного лагеря или по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
В группах начальной подготовки и учебно-тренировочных 1-го года
обучения дополнительные 6-ть недель могут быть использованы занимающимися для повышения своих физических возможностей в спортивно-оздоровительном лагере или самостоятельно по индивидуальным
планам, составленным для них тренером на летний период. Организация летних спортивно-оздоровительных лагерей является важной частью учебно-
тренировочного процесса и позволяет свести к минимуму вынужденный перерыв в тренировках. В условиях лагеря стрелки укрепляют здоровье, совершенствуют физическое развитие и, если позволяют условия и возможности, осваивают технику выполнения выстрела из пневматического
оружия. Стрелки групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в летний период повышают свой уровень по всем
видам подготовки на учебно-тренировочных сборах, готовясь к ответственным соревнованиям.
Учебно-тренировочная подготовка в группах разных этапов проводится в соответствии с требованиями учебной программы, круглогодично, с применением новейших методик, технических средств обучения и контроля, тренажерных устройств и восстановительных мероприятий, при строгом соблюдении мер безопасности во время занятий. Основной формой учебно-тренировочного процесса является урок – академический час 45 минут. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия определяется возможностями и подготовленностью занимающихся. Количество учебно-тренировочных занятий в неделю зависит от этапа подготовки и года обучения (таблица № 1).
В конце учебного года подводятся итоги проделанной работы. Согласно общешкольному годовому плану спортсмены всех групп сдают зачеты. Основанием для перевода учащихся в группу следующей ступени является выполнение ими контрольно-переводных нормативов по всем видам
подготовки, утвержденным приказом по школе. Состав укомплектованных
групп оформляется приказом директора школы. В отдельных случаях решением педагогического совета школы учащиеся, успешно овладевающие
техникой выполнения выстрела и стабильно показывающие хорошие результаты, могут быть переведены в группу следующей ступени в течение
учебного года. Учащиеся, не выполнившие установленные программой требования для данной группы, остаются для повторения курса обучения или
отчисляются.
1.3.Комплектование учебных групп, требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
Группы начальной подготовки спортивных школ пулевой стрельбы комплектуются учащимися близь лежащих общеобразовательных школ, школ-интернатов, средних специальных учебных заведений. Часто прекрасным пополнением бывают подростки, прошедшие первоначальную
подготовку на базе тиров общеобразовательных школ. Обычно объемы их
знаний и навыков невелики, но они уже полюбили стрелковый спорт и полны
решимости стать мастерами спорта. Некоторые из них, наиболее одаренные и
выполнившие соответствующие нормативы, могут быть зачислены в учебно-
тренировочные группы.
Набор желающих научиться стрелять традиционно проводится перед началом учебного года в общеобразовательных школах. Ограниченное количество стрелковых мест в тирах и необходимость соблюдения мер безопасности заставляет записывать в группу такое количество новичков,
которое только в полтора раза превышает норматив наполняемости групп.
Подростки полны желания стрелять, но ничего не знают о специфике пулевой стрельбы. Вскоре многие уходят, поняв, через какие труд и настойчивость лежит путь к мастерству. Отсев столь значителен, что возникает необходимость в дополнительном наборе. Складывается сложная ситуация: тренер должен продолжать обучение стрелков группы согласно учебному плану и уделять внимание новичкам. Даже высокий профессионализм тренера не помогает в такой ситуации избежать определенных потерь. Обучаемые основной группы получают несколько меньше внимания, а новички лишены возможности детально, без торопливости осваивать элементы техники выполнения выстрела, как это бывает при планомерном тренировочном процессе. Тренер ведет занятия с большим напряжением, устает и порой не получает полного удовлетворения.
У тренера есть «выбор»: набрать не слишком большое количество желающих и после отсева делать дополнительный набор в середине учебного года, либо принять число желающих, превышающее наполняемость группы в два раза и несколько больше, и в начале учебного года вести работу с новичками посменно. При неизбежном постепенном отсеве к концу учебного года наполняемость группы будет соответствовать норме.
Набор в группы начальной подготовки желающих заниматься пулевой
стрельбой является ответственным мероприятием. В дальнейшем эффективность работы тренеров-педагогов и успешность выступлений спортсменов школы на соревнованиях во многом будут зависеть от того, кто
будет принят в спортивную школу.
Учебно-тренировочные группы (УТГ) формируются из учащихся групп начальной подготовки (ГНП), выполнивших контрольно-переводные
нормативы. Опыт показал, что полноценные по количественному составу УТГ формируются из двух групп начальной подготовки, в каждой из которых к концу учебного года обычно остаются 6-8 обучаемых. Не все из них приходят 1-го сентября, чтобы продолжить занятия пулевой стрельбой.
Сформированная в начале учебного года группа из 10-12 спортсменов несколько велика. Сложности в работе с большой группой временны, уже в
середине учебного года наполняемость группы будет соответствовать норме.
Отсев неизбежен, ведь с этого года начинаются учебно-тренировочные занятия, на которых осваиваются упражнения, требующие от стрелка способности и умения длительное время находиться в изготовке, сосредотачивать внимание на своих действиях, не отвлекаясь. Это по силам
далеко не всем, а подросткам в переходный период особенно сложно. За годы
многолетней подготовки происходит постепенный отсев, остаются наиболее
увлеченные, способные. Они приходят на смену выпускникам школы.
Группы спортивного совершенствования всех годов обучения и высшего спортивного мастерства формируются из спортсменов школы, успешновыступавших в календарных соревнования сезона и уверенно выполнившихконтрольно-переводные нормативы по всем видам подготовки. Также в эти группы могут быть зачислены желающие продолжить совершенствование своего спортивного мастерства, если уровень их подготовленности соответствует требованиям школы, а тренер-педагог ученика дал согласие наего переход в другую организацию.
1.4.Годовые периоды и этапы подготовки
Планирование на год подчинено задачам подготовки спортсменов к
состязаниям, отраженным в календаре соревнований. Указанные в нем даты
официальных соревнований – это сроки, исходя из которых следует планировать годовые периоды подготовки. Выбор тем теоретических и практических занятий во многом определяется задачами, которые нужно решить в данный период: подготовительный, соревновательный или переходный.
Основная задача подготовительного периода – обеспечить запас потенциальных возможностей по всем видам подготовки, который позволит стрелку выйти на уровень результатов, запланированный на соревнователь-ный период. Подготовительный период условно делится на два этапа: общеподготовительный и специально подготовительный. Первый направлен на повышение функциональных возможностей, совершенствование физических способностей и технической готовности с постепенным увеличением тренировочной нагрузки. На втором этапе,непосредственно переходящем в соревновательный период, нужно соединить в одно целое все элементы тренированности, тем самым подготовить соревновательные достижения спортсмена. В тренировках этого периода сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специальных, стрелковых. Второй этап следует спланирован так, чтобы обеспечить к началу соревновательного периода достижение более высоких результатов, чем на предыдущих соревнованиях.
Основная задача соревновательного периода – стабилизировать результаты, достигнутые к концу подготовительного периода, и обеспечить
их дальнейший более высокий рост в соревновательный период.
Задача переходного периода – снять психологическое и физическое напряжения, накопившиеся за истекшие подготовительный и соревновательный периоды; провести в определенном объеме те восстановительные мероприятия, которые по данным текущего обследования показаны спортсменам. Переходный период – это не перерыв в общем процессе подготовки. Он имеет четкую целевую направленность – подготовить организм спортсмена к новому циклу.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных и соревновательных нагрузках:
На первом этапеобучения вгруппах начальной подготовки необходимо
следующее:
- формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и стойкого интереса к пулевой стрельбе;
- усвоение сведений о физической культуре и спорте, их значении в жизни человека; о возникновении и развитии стрелкового спорта в дореволюционной России; об участии стрелков России в Олимпийских Играх;
- укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков;
- обеспечение разносторонней физической подготовленности и формирование специальных качеств, определяющих успехи в пулевой стрельбе: силовой выносливости, статической выносливости, равновесия, координирования движений, ловкости;
- усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в тирах, формирование навыков их выполнения;
- изучение материальной части малокалиберной винтовки (всеми) и оружия избранного вида стрельбы;
- обязательное ознакомление начинающих всех групп с открытым прицелом, усвоение правила прицеливания при выполнении выстрела;
- изучение устройства патронов: бокового огня и центрального боя;
- ознакомление с явлениями: «выстрел», взрыв, взрывчатые вещества;
- ознакомление с общими сведениями о выстреле, элементах техники его выполнения;
- освоение стрельбы в положении «лежа» с упора и с применением ремня;
- общее ознакомление и усвоение понятий: «кучность», «разброс», «отрывы», средняя точка попадания - СТП, «несовмещение», «совмещение»; овладение навыками расчета поправок и внесения их;
- общее ознакомление с понятиями: «район колебаний», «ожидание» и «встреча» выстрела, сохранение «рабочего состояния» при выполнении выстрела; понимание сути этих явлений и овладение умением выполнять выстрел в «районе колебаний», не «ожидая» и не «встречая» его, сохраняя
«рабочее состояние» при подготовке, во время и после выполнения выстрела;
- умение выполнять нажим на спусковой крючок плавно, усиливая давление постепенно, без резкого ускорения движения указательного пальца;
- разучивание и освоение элементов техники выполнения «выстрела» без патрона (предпочтительно на укороченных дистанциях); во второй половине учебного года выполнение серий выстрелов из 3-5-ти выстрелов на «кучность»:
- ознакомление с понятиями: внимание и его значение в стрелковом спорте, идеомоторика (самое общее представление);
- костно-связочный аппарат, мышцы, их строение, взаимодейтвие;
- усвоение общих сведений о гигиене, закаливании, режиме дня, о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь и другие);
- выполнение обязанностей помощника тренера при подготовке места проведения учебно-тренировочных занятий к началу их и уборке по окончанию, показ упражнений ОФП;
- выполнение поручений ответственного судьи при подготовке к соревнованиям (шифровка мишеней), обязанностей контролера на линии огня и показчика на линии мишеней во время соревнований.
На втором этапестрелковой подготовки в учебно-тренировочныхгруппах необходимо следующее:
- укрепление интереса к пулевой стрельбе;
- усвоение сведений о физической культуре – части культуры общества, важном средстве укрепления здоровья; о причинах и целях развития пулевой
стрельбы в России; о стрелковом спорте в первые годы становления Советского государства; о движениях: «Готов к труду и обороне»; о подвигах стрелков, снайперов в годы Великой Отечественной войны; о воспитательном и прикладном значениях пулевой стрельбы; о единой спортивной классификации, спортивных разрядах;
- дальнейшие укрепление здоровья и закаливание организма обучаемых;
- повышение уровня физической подготовленности стрелков, совершенствование специальных качеств: силовой выносливости, статической выносливости, координирования движений, ловкости, равновесия, произвольного расслабления, скоростных проявлениях;
- закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах, на стрельбищах, закрепление навыков их выполнения;
- изучение явлений, происходящих в канале ствола при выстреле: воспламенения, горения, образования пороховых газов, движения и вылета
пули; отдача, угол вылета, его зависимость от однообразия удержания оружия;
- изучение материальной части пневматического оружия избранного вида стрельбы;
- более глубокое понимание и осмысление, закрепление знаний о выстреле и элементах техники его выполнения;
- формирование прочного навыка выполнения выстрела в «районе колебаний» без «ожидания» и «встречи» его;
- формирование прочного навыка сохранять «рабочее состояние» при выполнении выстрела до, во время и после него;
- ознакомление с содержанием понятия «координирование» работ по удержанию системы «стрелок-оружие», прицеливанию и нажиму на спусковой крючок при затаивании дыхания («параллельность работ»); понимание сути этого явления; овладение умением, выполняя выстрел, контролировать «параллельность работ», при тревожных сигналах о «неблагополучии» откладывать выстрел: не допускать ошибок (первый год);
- формирование навыкакоординировать удержание системы «стрелок- оружие», прицеливание, нажим на спусковой крючок при затаивании дыхания («параллельность работ») - второй год;
- дальнейшее освоение и совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы: умение удерживать в устойчивом положении систему «стрелок-оружие», прицеливаясь, (развитие силовой выносливости) при выполнении нескольких выстрелов;
- увеличение тренировочной нагрузки: выполнение нескольких серий из 5-ти выстрелов с коротким отдыхом между ними и серий из 10-ти выстрелов (развитие силовой выносливости);
- увеличение тренировочной нагрузки: длительное в целом во время
учебно-тренировочного занятия многократное нахождение в изготовке без
значительного утомления (без затруднений) и болевых ощущений (в группах
винтовочников) как средство выработки устойчивости системы «стрелок-
оружие» и силовой выносливости, достаточных для выполнения упражнений
из оружия избранного вида стрельбы;
- совершенствование выполнения нажима на спусковой крючок плавно, усиливая давление постепенно, без резкого ускорения движения указательного пальца и без включения каких-либо других групп мышц, автономная работа указательного пальца;
- развитие внутреннего контроля (умения «слушать себя») за статической работой мышц, удерживающих систему «стрелок-оружие»;
- ознакомление с понятиями: «утомление» и «переутомление»; восстановительные мероприятия;
- ознакомление с самоконтролем, необходимостью контролировать свое состояние, ведением дневника;
- сердечно-сосудистая система, кровообращение; дыхание и газообмен, значение дыхания для жизнедеятельности организма;
- усвоение общих сведений о гигиене одежды и обуви, жилищ, мест занятий спортом; об общем уходе за телом, о гигиене сна; о гигиеническом значении водных процедур (умывание, душ, баня, купание); естественных факторах природы: воздух, солнце, вода; о режиме питания; периодическое напоминание о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь,
наркотики) и отрицательном влиянии длительного пребывания перед экраном телевизора;
- выполнение обязанностей дежурного; умение в разминке показывать упражнения физической направленности (первый год обучения) и проводить первую часть разминки в присутствии тренера (второй год обучения); показывать изготовки для стрельбы из избранного вида оружия; оказывать помощь младшим в изучении материальной части оружия; находить ошибки в действиях товарищей и помогать их исправлять; пропагандировать пулевую стрельбу среди товарищей по школе;
- участие в соревнованиях: классификационных и календарных;
- твердое усвоение обязанностей и прав участника соревнований и условий выполнения освоенных упражнений в соответствии с Правилами соревнований;
- участие в работе бригады по подготовке мишеней к соревнованиям; работа в качестве показчика, контролера; ознакомление с обязанностями судьи линии мишеней, линии огня, выполнение этих обязанностей на соревнованиях в качестве судьи-стажера.
На третьем этапе стрелковой подготовки в группах спортивного совершенствования необходимо следующее:
- дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма обучаемых;
- дальнейшее повышение уровня разносторонней физической подготовленности стрелков; совершенствование специальных качеств: силовой выносливости, статической выносливости, координирования движений, ловкости, равновесия, произвольного расслабления, скоростных
способностей;
- периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах, на стрельбищах, доведение выполнения их до полного автоматизма;
- усвоение сведений о прочности и живучести стволов, причинах износа
стволов; осознание необходимости бережного ухода за оружием, о траектории и ее элементах, о причинах разбрасывания пуль; об окклюзии – поглощении газов металлом, его последствиях: нарушение поверхности ствола, снижении прочности, ухудшении боя оружия;
- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок;
- дальнейшее освоение и совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;
- увеличение тренировочной нагрузки: длительное в целом за время учебно-тренировочного занятия многократное нахождение в изготовке без значительного утомления (без затруднений) и болезненных ощущений как
средство выработки устойчивости системы «стрелок-оружие» и силовой выносливости, достаточных для выполнения упражнений из оружия избранного вида стрельбы;
- доведение выполнения элементов выстрела до автоматизма;
- совершенствование автономной работы указательного пальца;
- овладение альтернативными способами управления спуском;
- совершенствование навыка выполнения выстрела в «районе колебания» (он должен быть уже минимальным) без «ожидания» и «встречи» его, при сохранении «рабочего состояния» до, во время и после выстрела;
-формирование и совершенствование навыка «параллельность работ»;
- развитие внутреннего контроля (умения «слушать себя») за стабильностью усилий мышц, удерживающих систему «стрелок-оружие»;
- овладение умением концентрировать и удерживать внимание на сохранении стабильности усилий по удержанию системы «стрелок-оружие» при выполнении отдельного выстрела и упражнения в целом;
- овладение техникой и тактикой выполнения выстрелов в финале, их совершенствование;
- участие в календарных соревнованиях разного уровня, выполнение и подтверждение нормативов;
- углубление знаний о «самоконтроле», показателях общего состояния спортсмена; ведение дневника; приобретение навыков анализировать результаты самоконтроля, делать выводы – предложения, советы с тренером;
- усвоение знаний о саморегуляции - произвольном изменении психоло-гического состояния; приемы саморегуляции, ознакомление с комплексом саморегуляции; овладение приемами саморегуляции, лежащими в основе умения реализовывать технический потенциал в условиях соревнований;
- углубление знаний об утомлении, переутомлении, перетренированности, их вреде, мерах предупреждения и средствах восстановления;
- центральная нервная система и ее ведущая роль в жизнедеятельности
организма; влияние занятий физической культурой и спортом на центральную нервную систему и обмен веществ в организме; совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма в процессе занятий физической культурой и спортом;
- усвоение сведений об основных принципах построения питания, чувстве сытости, питьевом режиме; о калорийности, усвояемости пищевых веществ и витаминов; периодическое напоминание о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отрицательном влиянии длительного пребывания перед экранами телевизора и компьютера;
- проведение в разминке упражнений общефизической и специальной
направленности; проведение в группах начальной подготовки первых занятий в качестве помощника тренера и самостоятельно в присутствии тренера, а в учебно-тренировочных группах отдельных частей практических и теоретических занятий в присутствии тренера; оказывать помощь тренерам
спортивной школы при проведении набора желающих заниматься пулевой
стрельбой в начале учебного года;
- твердое знание обязанностей и прав участников соревнований,
условий выполнения освоенных упражнений в соответствии с правилами
соревнований, требований к оружию, изготовкам, экипировке;
- участие в составе судейской бригады в подготовке к соревнованиям мишеней, информационных «листов»; выполнение обязанностей судьи- стажера линии мишеней, линии огня, информатора, в КОР.
На четвертом этапестрелковой подготовки в группах высшего спортивного мастерства необходимо следующее:
- ознакомление с достижениями советских и российских стрелков на Олимпийских Играх, чемпионатах и первенствах мира и Европы; с проводимыми в стране соревнованиями среди взрослых, юниоров, юношей;
- дальнейшее системное укрепление здоровья и закаливание организма спортсмена;
- совершенствование разносторонней физической подготовленности стрелков; дальнейшее совершенствование специальных качеств: силовой выносливости, статической выносливости (при постоянном контроле), координированости, ловкости, равновесия, произвольного расслабления, скоростных способностей;
- периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в местах проведения стрельб, доведение выполнения их до полного автоматизма; проверка умения проводить с начинающими стрелками занятий по этой важнейшей теме и проведение их в
присутствии тренера;
- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок и индивидуальной подгонки оружия;
- дальнейшее совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;