План-схема годичного цикла подготовки в учебно - тренировочных
группах 3-го года обучения (учебно-методический план)
Табл.№11
Месяцы Программный материал | Всего За год | ||||||||||||
Теоретическая подготовка 42 | |||||||||||||
Физическая культура и спорт в России | |||||||||||||
Краткий обзор развития и состояния пулевой Стрельбы в России | |||||||||||||
Материальная часть оружия | |||||||||||||
Оружие, боеприпасы и снаряжение стрелков | |||||||||||||
Меры безопасности при проведении стрельб | |||||||||||||
Приёмы и правила стрельбы из пистолета(винтовки); изготовка стрелка | |||||||||||||
Общие основы техники выполнения выстрела | |||||||||||||
Основы теории стрельбы | |||||||||||||
Гигиена,закаливание,режим и питание стрелка | |||||||||||||
Правила,организация и проведение соревнований | |||||||||||||
Морально-волевой облик спортсмена, психологическая подготовка | |||||||||||||
Практическая подготовка | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Технико-тактическая подготовка | |||||||||||||
Контрольные и переводные нормативы | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Медицинское обследование | |||||||||||||
Контрольная стрельба | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Количество тренировочных занятий | |||||||||||||
Общее количество часов |
План-схема годичного цикла подготовки в учебно - тренировочных
группах 4-го года обучения (учебно-методический план)
Табл.№12
Месяцы Программный материал | Всего За год | ||||||||||||
Теоретическая подготовка 42 | |||||||||||||
Физическая культура и спорт в России | |||||||||||||
Краткий обзор развития и состояния пулевой Стрельбы в России | |||||||||||||
Материальная часть оружия | |||||||||||||
Оружие, боеприпасы и снаряжение стрелков | |||||||||||||
Меры безопасности при проведении стрельб | |||||||||||||
Приёмы и правила стрельбы из пистолета(винтовки); изготовка стрелка | |||||||||||||
Общие основы техники выполнения выстрела | |||||||||||||
Основы теории стрельбы | |||||||||||||
Гигиена,закаливание,режим и питание стрелка | |||||||||||||
Правила,организация и проведение соревнований | |||||||||||||
Морально-волевой облик спортсмена, психологическая подготовка | |||||||||||||
Практическая подготовка | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Технико-тактическая подготовка | |||||||||||||
Контрольные и переводные нормативы | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Медицинское обследование | |||||||||||||
Контрольная стрельба | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Количество тренировочных занятий | |||||||||||||
Общее количество часов |
План-схема годичного цикла подготовки
в группах спортивного совершенствования (учебно-методический план)
Табл.№13
Месяцы Программный материал | Всего За год | ||||||||||||
Теоретическая подготовка 42 | |||||||||||||
Физическая культура и спорт в России | |||||||||||||
Краткий обзор развития и состояния пулевой Стрельбы в России | |||||||||||||
Материальная часть оружия | |||||||||||||
Оружие, боеприпасы и снаряжение стрелков | |||||||||||||
Меры безопасности при проведении стрельб | |||||||||||||
Приёмы и правила стрельбы из пистолета(винтовки); изготовка стрелка | |||||||||||||
Общие основы техники выполнения выстрела | |||||||||||||
Основы теории стрельбы | |||||||||||||
Гигиена,закаливание,режим и питание стрелка | |||||||||||||
Правила,организация и проведение соревнований | |||||||||||||
Морально-волевой облик спортсмена, психологическая подготовка | |||||||||||||
Практическая подготовка | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Технико-тактическая подготовка | |||||||||||||
Контрольные и переводные нормативы | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Медицинское обследование | |||||||||||||
Контрольная стрельба | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Количество тренировочных занятий | |||||||||||||
Общее количество часов |
2.4. Программный материал для практических занятий по этапам подготовки. Содержание теоретической подготовки.
Материал для проведения теоретических занятий во многом един для
всех возрастных групп. Общее представление и небольшой объем знаний по
многим вопросам юные спортсмены получают уже на начальном этапе обучения. С ростом мастерства, на разных этапах подготовки возникает
необходимость в более широком освещении и глубоком понимании этих же
проблем. Наиболее полно раскрываются и освещаются теоретические вопросы в группах спортивного совершенствования и высшего мастерства в
соответствии с потребностью в этих знаниях у спортсменов этого уровня.
Теоретические занятия проводятся с учетом возраста занимающихся и объемов имеющихся знаний. Для сообщения теоретических сведений
используются различные формы: рассказ, объяснение, беседа, по отдельным
вопросам лекции с демонстрацией наглядных пособий. Они должны быть
частью учебно-тренировочного занятия, их продолжительность определяться
объемом информации. Для сообщений по теории целесообразно использовать перерывы между частями учебно-тренировочного занятия, время отдыха.
2.4.1. Физическая культура и спорт
Понятие о физической культуре и спорте. Роль физической культуры в общем развитии молодого человека, его социальном воспитании и подготовке к эффективному труду и защите страны. Физическая культура –
составная часть культуры общества, важнейшее средство укрепления здоровья.
Общественно-политическое значение спорта. Общественные организации, ведущие работу по физической культуре и спорту: федерации, комиссии, коллегии, советы, их роль и значение. Роль детского и юношеского спорта. Физическая культура в системе народного образования, во внеклассной и внешкольной работе. Цели и задачи коллективов физической культуры, спортивных секций, детско-юношеских спортивных школ. Единая спортивная классификация и массовый спорт в стране, их значение для повышения квалификации спортсменов и развития спорта. Спортивные разряды и почетные спортивные звания. Значение победных выступлений советских и российских стрелков на Олимпийских Играх, мировых и европейских чемпионатах для повышения авторитета нашей страны и укрепления взаимопонимания между народами мира.
2.4.2. Общие сведения об истории развития пулевой стрельбы
Возникновение стрелкового спорта. Первые стрелковые состязания. Движение «Готов к труду и обороне». Воспитательное и прикладное значение пулевой стрельбы. Роль снайперов в Великой Отечественной войне. Пулевая стрельба в послевоенный период: массовые мероприятия, ежегодные соревнования всесоюзного уровня. Достижения советских и российских стрелков на Олимпийских Играх, чемпионатах мира и Европы. Проводимые в стране соревнования по пулевой стрельбе среди молодежи: юношей, юниоров. Успехи молодых стрелков на международных соревнованиях.
Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб. Правила поведения стрелка в тире. Правила переноса оружия и обращения с ним. Правила транспортировки оружия к месту проведения соревнований.
2.4.3. Баллистика
Баллистика – наука о движении снаряда в канале огнестрельного оружия, вне его, при полете. Выстрел – выбрасывание пули из канала ствола оружия давлением пороховых газов. Понятие о взрыве. Взрывчатые вещества (ВВ) разделятся на инициирующие (капсюльные составы), дробящие метательные (пороха). Инициирующие ВВ легко взрываются от простых видов внешнего воздействия: пламени, удара, трения, способны вызвать детонацию. Метательные ВВ или пороха при горении превращаются в пороховые газы, сообщая пуле движение в канале ствола. Внутренняя баллистика изучает явления, происходящие в канале ствола при выстреле: воспламенение и горение пороха, образование пороховых газов, возникновение давления, движение и вылет пули. Величина давления пороховых газов в момент вылета пули из канала ствола – дульное давление. Скорость пули в момент вылета называется начальной. Давление пороховых газов вызывает движение пули вперед, а оружия назад. Это движение оружия называется отдачей. Угол вылета, его зависимость от однообразия удержания оружия и усилия хвата. Прочность стволов зависит от толщины стенок и качества материала. Если давление в стволе превысит величину, на которую рассчитана прочность ствола, то наступит остаточная деформация: ствол будет раздут. Причиной образования раздутий являются посторонние тела, находившиеся в канале ствола на пути движения пули. Необходимость тщательной чистки оружия. Износ стволов вызывается причинами механического, термического и химического характера. Износ стволов отрицательно сказывается на их «живучести». Основная причина, отрицательно влияющая на «живучесть» стволов – окклюзия. Это - поглощение газов металлом; его последствия: нарушение поверхности канала ствола, снижение прочности, увеличение калибра, особенно опасное у дульного выхода, ухудшение боя оружия. Пригодность ствола для длительной стрельбы называется его «живучестью» - способностью выдерживать определенное количество выстрелов, после которых он не теряет свои баллистические качества. Увеличение живучести ствола достигается бережным отношением и правильным уходом за ним. Чистку оружия необходимо производить с казенной части, так как при чистке с дульного среза постепенно происходит снашивание полей нарезов, влекущее за собой ухудшение боя оружия.
Внешняя баллистика освещает движение пули в воздухе при полете,
основывается на законах механики.
Траектория – это путь, по которому движется центр тяжести пули.
Полет пули: на пулю, вылетевшую из канала ствола, действуют три силы: сила инерции, сила земного притяжения, сила сопротивления воздуха. Чтобы пуля пролетела определенное расстояние и попала в цель, необходимо направить ствол оружия выше цели. Явление разбрасывания пуль при стрельбе из одного и того же оружия при одинаковых условиях называется естественным рассеиванием пуль. Причины, вызывающие рассеивание пуль.
2.4.4. Оружие, боеприпасы и снаряжение стрелка
Заводы-изготовители: Тульский оружейный завод и Механический завод в г. Ижевск. Оружие гладкоствольное, нарезное: пневматические, малокалиберные и крупнокалиберные винтовки и пистолеты. Различия, конструктивные особенности. Винтовки: спортивные, малокалиберные мужские, малокалиберные женские, крупнокалиберные, крупнокалиберные
стандартные, пневматические. Пистолеты: спортивные (стандартные), скорострельные, произвольные, центрального боя (пистолет, револьвер), пневматические. Общие сведения об оружии, используемом в пулевой стрельбе.
Устройство, взаимодействие частей и механизмов винтовок и пистолетов (общие сведения). Неполная разборка и сборка оружия. Прицельные приспособления: прицелы (открытый, диоптрический, оптический) и мушки (прямоугольная, кольцевая), конструктивные особенности и отличия, положительные и отрицательные стороны. Светофильтры. Особенности спусковых механизмов оружия разных видов, их регулировка, отладка.
Отладка и индивидуальная подгонка оружия: винтовок и пистолетов.
Характерные неисправности оружия, их устранение. Требования и ограничения, предъявляемые Правилами соревнований. Уход за оружием,
условия его сохранения.
Патроны бокового огня, центрального боя, пневматические пульки.
Их основные конструктивные и баллистические характеристики.
Одежда винтовочника: стрелковая куртка, стрелковые брюки, брючный ремень, одежда под курткой и брюками, обувь, стрелковая перчатка
(рукавица). Требования и ограничения, предъявляемые Правилами соревнований. Подстилка, коврик, подголенник, зрительная труба. Мишени, их размеры.
Одежда пистолетчика: куртка, полуботинки. Требования и ограничения, предъявляемые Правилами соревнований. Зрительная труба. Мишени, их размеры.
2.4.5. Краткие сведения о строении и функциях организма человека
Общие сведения о строении организма человека. Костно-связочный
аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Сердечно-сосудистая система и кровообращение. Дыхание и газообмен, значение дыхания для жизнедеятельности организма. Центральная нервная система и ее ведущая
роль в жизнедеятельности организма. Влияние занятий физической культурой и спортом на центральную нервную систему и обмен веществ в организме. Совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма в процессе занятий физической культурой и спортом. Органы чувств: слух, зрение: строение глаза, профилактика зрения.
2.4.6. Краткие сведения о физиологических основах спортивной
Тренировки
Тренировка, как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Физиологические
закономерности формирования двигательных навыков. Утомление и причины временного снижения работоспособности. Учет динамики восстановительных процессов при организации спортивной тренировки. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели восстановления работоспособности организма спортсмена. Тренированность
и ее психофизиологические показатели.
2.4.7.Гигиена, режим, закаливание
Общие сведения о гигиене и санитарии. Личная гигиена: уход за телом (кожей), волосами, ногтями, полостью рта, зубами, ногами; гигиена одежды и обуви, повседневной и спортивной. Гигиена жилищ и мест занятий спортом: температура воздуха, влажность, освещение и вентиляция помещений. Общий режим дня. Гигиена сна, его продолжительность, значение для восстановления организма спортсмена. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обливание, обтирание, душ, баня, купание) и
естественных факторов природы (солнце, воздух, вода), использование их для закаливания организма спортсмена, правила их применения. Режим тренировок и отдыха.
Основные принципы построения рационального питания: чувство сытости, режим питания, питьевой режим. Понятия о калорийности, усвояемости пищи, нормах потребления в зависимости от энергозатрат, значение отдельных пищевых веществ и витаминов. Требования к питанию:
количество и качество продуктов питания, разнообразие – сочетание растительных и животных компонентов. Питание в день соревнований: необходимость учитывать изменение состояния стрелка, следующее за приемом пищи, – некоторое ухудшение двигательных реакций, координации.
Понятие о заразных заболеваниях (возбудители, передача, распространение).
Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболеваний). Общие требования к отдыху при регулярных занятиях пулевой стрельбой.
Сведения о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Отрицательное воздействие длительного пребывания перед экраном телевизора, компьютера.
2.5. Программный материал для практических занятий по этапам подготовки. Содержание технической подготовки.
Техническая подготовка должна вестись в соответствии с теоретическими положениями, накопленными за многие годы специалистами