Сертификация и её роль в повышении качества продукции




В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой продукции определяет жизнеспособность данного предприятия.

Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия "качества". Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества.

Сертификация продукции, работ и услуг заключаются в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. Она является одним из инструментов обеспечения качества. Некачественная продукция не может быть сертифицирована.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу, где третья сторона - лицо (или орган), независимое от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон (поставщик - покупатель).

Сертификация направлена на: содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем); создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно техническом сотрудничестве и международной торговле.

В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявлением изготовителя), но и общественные и частные производственные, потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран и даже межправительственные организации.

Сертификация имеет ряд достоинств особенно в международных торгово-экономических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изделий; предотвращению импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта аналогичной продукции; упрощению выбора продукции потребителем; защите изготовителя от конкуренции с поставщиками сертифицированной продукции и обеспечению ему рекламы и рынка сбыта; улучшению "качества" стандартов путем выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандарт.

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.

Качество - это наиболее обобщённая и в то же время единственная характеристика предмета, что отражает совокупность бесконечного множества всех его свойств.

В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).

Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики. Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированных в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона.

Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень уверенности соответствия.

Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

· обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

· облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

· обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

· способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

· уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

· предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

· стимулирует ускорение НТП (научно-технический прогресс).

К примеру, в Европе и Америке главным критерием при выборе продукта является наличие сертификата ISO - это лучшая реклама для производителя. В России система сертификации ISO постепенно набирает обороты. Ежедневно в магазинах мы сталкиваемся с различного рода товарами, продуктами. Часто мы их покупаем бессознательно, не обращая внимания на характеристику, свойства. Далеко не каждый обращает внимание на такие параметры продукции, как сертифицирован товар или нет, исследования показывают, что большинство людей не знают, что означает на упаковке продукта аббревиатура РСТ. Данный знак свидетельствует о том, что данный товар прошел процедуру сертификации. Соответственно, сертификация продукции является залогом его качества, защищает покупателя от недобросовестного производителя. Подтверждением, что товар безопасен для окружающей среды и нашей жизни является сертификация качества продукции.

На сегодняшний день существует обязательная и добровольная сертификация качества продукции, а также такая форма подтверждения качества как декларирование соответствия. Товары, которые подлежат обязательной сертификации, не могут поступить в продажу без сертификата о качестве, например, продукты питания. Нужно отметить, что теперь на большинство продуктов питания в обязательном порядке оформляется декларация соответствия вместо сертификата. Производитель также может пройти добровольную сертификацию своей продукции: товар тестируется в лаборатории, проводится независимая экспертиза, после которой продукции выдается сертификат качества.

С 14.02.2010 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», в котором значительно расширен перечень продукции, по которой обязательная сертификация заменена декларированием (продукты питания, косметические товары, обувь, одежда и т.д.).

Расширение перечня продукции, по которой обязательная сертификация заменена декларированием соответствия, связано с государственной поддержкой предпринимательства, направленной на формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, упрощение системы подтверждения соответствия товаров.

Принятие вышеназванного Постановления вызвало в обществе множество споров и мнений, в которых высказывалось опасение о снижении качества продукции. Но опыт показал, что покупатель стал более тщательно выбирать производителей. А производители в свою очередь продолжают сертифицировать свою продукцию, но уже в добровольном порядке.

Органы контроля на постоянной основе проводят мониторинг товаров, и в случае обнаружения недоброкачественной продукции (товара, который не соответствует обязательным требованиям, опасен для жизни потребителя), в отношении производителя или продавца применяются штрафные санкции, а товары изымаются из продажи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: