ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Латинский язык и его место в семье индоевропейских языков
Цели:
-образовательные:
-ознакомление с ролью латинского языка в развитии современных иностранных языков
-ознакомление с латинским алфавитом и его значением для формирования алфавитов и азбук иностранных языков
-ознакомление с правилами чтения классической и традиционной латыни
-практические:
-обучение аудированию/ чтению/ письму
-задачи:
- формирование техники чтения:
* формирование фонетического навыка (употребление звуков латинского алфавита)
-формирование техники письма:
*формирование орфографического навыка (употребление букв латинского алфавита)
План занятия
I. Начало занятия
1.1. Целеполагание
II. Основная часть
2.1. Введение в предмет
2.2. Ознакомление с латинским алфавитом
2.3. Ознакомление с правилами чтения латинского языка
III. Заключительная часть
3.1. Домашнее задание
Ход занятия
II. Основная часть
2.1. Введение в предмет
Латинский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, в которую входят также другие языковые группы:
а) индоарийская (санскрит, хинди, бенгальский, панджаби и др.);
б) иранская (древнеперсидский, персидский, таджикский, пушту, осетинский и др.);
в) славянская (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, словацкий, болгарский);
г) балтийская (литовский и латышский);
д) германская (готский, немецкий, английский, шведский, исландский и др.);
ж) кельтская (галльский, ирландский, валлийский, шотландский и др.);
з) анатолийская (хеттский, лувийский и др.).
А также ряд отдельных языков (древне- и новогреческий, албанский, армянский и др.).
В пределах индоевропейской семьи латинский язык обнаруживает особую близость к кельтской языковой группе. Значение латинского языка для человека, изучающего историю культуры и литературы Западной Европы, необычайно велико.
Во-первых, знание латинского языка позволяет знакомиться в оригинале с многочисленными памятниками античности, средневековья и более поздних времен, значительное число которых до сих пор не переведено на русский язык. Среди этих памятников особенно выделяются тексты по нетрадиционной философии, оккультизму и магии. Известно, что латинский язык до сих пор считается "официальным языком" западных оккультистов.
Во-вторых, изучение латинского языка представляет собой своеобразную лингвистическую гимнастику. Как показывает практика преподавания латинского языка, человеку, овладевшему хотя бы основами латыни, намного проще ориентироваться в грамматике и лексике современных европейских языков. Причем это касается не только романских языков (французский, испанский, итальянский и др.), являющихся прямыми потомками латыни, но и других языков, непосредственно к латыни не восходящих (английский, немецкий и др.). Дело в том, что структура этих и многих других европейских языков типологически близка к структуре латинского языка, и знакомство с латинской грамматикой делает процесс овладения иными языками значительно более легким.
В-третьих, латинский язык всегда был основным источником формирования так называемой интернациональной лексики, то есть слов, общих для многих современных европейских языков и обозначающих важные явления культуры. Заимствования из латинского языка занимают важное место в лексике различных языков Европы, в том числе и русского. Поэтому знакомство со словарным составом латыни существенно помогает и в освоении лексики других языков.
Латинский язык как этнический язык
Своим названием язык обязан племени латинов, населявших область Латий в Средней Италии, центром которой в VIIIв. до Р. X. стал город Рим (Roma). Процесс распространения латинского языка за пределы Латия зовется латинизацией. С IVв. до Р.Х. до Iв. до Р.Х. продолжалась латинизация Апеннинского полуострова, не затронувшая Сицилии и Южной Италии - регионов традиционного употребления греческого языка. Постепенная экспансия Рима неизбежно вела к расширению языкового пространства и языковых функций. На рубеже смены летосчисления латинский язык используется в Испании, Галлии, прирейнской Германии, Реции, Паннонии, Дакии, Северной Африке, Малой Азии, являясь в современном понимании и языком государственным, и языком межэтнического общения, причем отношения латинского языка с коренными складываются по-разному.
В истории развития латинского языка принято выделять несколько этапов:
1.архаический - известно несколько надписей VI-IVвв. до Р.Х., фрагменты законов, сакральный гимн салиев, гимн арвальских братьев;
2.доклассический - время становления литературного языка на основе диалекта Рима (Ш-IIвв. до Р.Х.). Литература этого времени известна по комедиям Плавта и Терентия, сельскохозяйственному трактату Катана Старшего, другим авторам.
3.классический ("золотая" латынь) - к Iв до Р.Х. язык функционирует в полном объеме во всех возможных формах и средах существования, заканчивается процесс фонетического и морфологического нормирования. Высокого уровня достигла литература, вошедшая в "золотой" фонд человечества - Цицерон, Цезарь, Саллюстий, Вергилий, Гораций, Овидий.
4. постклассический ("серебряная" латынь) - язык I-го века нормирован, устанавливаются правила орфографии, намечается разрыв между письменной и устной формой языка.
5.поздний - время расхождения между литературным и народно-разговорным языком (II-VIвв.). В 476 году н. э. Римская империя пала под ударами завоевателей варваров, прежде всего, германцев. На ее обломках образовалось несколько варварских государств, в которых наряду с германскими языками использовался и народный вариант латыни. На основе этой разговорной латыни возникли современные романские языки: итальянский, испанский, каталонский, португальский, французский, румынский и другие, которые в большинстве стран, входивших ранее в Римскую империю, почти полностью вытеснили другие местные языки (исключение — баскский язык в Испании) (около 600 млн. говорящих в более чем 60 странах). Не сохранился латинский язык в Британии, Северной Африке, Далмации и Паннонии. В восточной части Римской империи (будущая Византия), где латинский язык был распространен в меньшей мере, чем на западе, основным языком населения на долгое время стал греческий. Однако еще длительное время после падения Римской империи латинский язык оставался основным, а порой и единственным языком письменной литературы западной Европы. К IX-Хвв. до Р.Х. повсеместно в регионах распространения латинского языка используются вновь возникшие языки, и латынь перестает быть родным языком для кого-либо, хотя впереди у нее - почти тысячелетие жизни в ином статусе.