Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Дисциплина «Психология лиц с нарушениями речи» направлена на формирование у студен-тов готовности к логопедической работе с детьми с моторной и сенсорной алалией. В результате изучения дисциплины должно быть сформировано умение проводить логопедические занятия с детьми-алаликами. Студенты должны понимать специфику логопедической работы при систем-ном нарушении речи. В результате изучения дисциплины должно быть сформировано умение планировать и проводить логопедические занятия, направленные на коррекцию алалии.

Основная цель аудиторных занятий по дисциплине «Психология лиц с нарушениями речи» состоит в глубоком усвоении наиболее сложных вопросов учебной дисциплины; оказание помощи студенту в изучении теоретического материала и в овладении практическими навыками логопедической работы.

Готовясь к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психология лиц с нарушениями речи», студенту необходимо изучить основную и дополнительную литературу по теме будущего занятия, произвести самостоятельно сбор литературы и учебно-методических материалов, подвергнуть их анализу, систематизации и обобщению и подготовить план ответа на каждый во-прос, вынесенный на обсуждение, выполнить задания для самостоятельной работы. Все студенты в обязательном порядке готовятся к каждому семинарскому (практическому) занятию и участвуют в обсуждении, рассматриваемых вопросов.

На семинаре заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие до-полнительную информацию по теме семинара. Студент по предварительному согласованию с преподавателем может взять написание реферата или доклада по теме семинара. Выступление с сообщением не должно превышать 10-12 минут. Если на занятии студент выступает с докладом или рефератом, то остальные студенты выступают в качестве содокладчиков.

Необходимым условием усвоения дисциплины является выполнение студентом практиче-ских заданий, направленных на овладение практическими навыками логопедической работы с детими-алаликами.

 

Примерная тематика семинарских занятий

Планы проведения семинарских занятий:

Занятие №1:

Тема: Особенности развития когнитивной сферы при нарушениях речи

Цель занятия: Выявление особенностей развития познавательной сферы у детей с нарушениями речи.

Ход занятий:

1. Охарактеризуйте основные закономерности развития речи в онтогенезе.

2. Охарактеризуйте критические периоды в развитии речевой функции и определите их значение в возникновении речевых нарушений.

3. Определите и раскройте роль речи в формировании высших психических функций.

4. Охарактеризуйте основные этапы речевой организации высших психических функций.

5. Охарактеризуйте особенности современного логопедического контингента.

6. Характеристика восприятия как психического процесса. Виды восприятия. Особенности восприятия при недостатках речи. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии.

7. Характеристика внимания как психического процесса. Виды внимания. Особенности внимания при недостатках речи. Особенности внимания при нарушениях речи. Приемы развития внимания у детей с нарушениями речи.

8. Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Память, приемы развития памяти у детей с нарушениями речи.

9. Мышление как психический процесс. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения, системных нарушений речи, при нарушениях письменной речи.

Занятие № 2.

2 Тема: Психологические особенности лиц с различными нарушениями речи

Ход занятия:

1. Назовите причины возникновения заикания.

2. Симптоматика и формы заикания.

3. Психологические особенности лиц с заиканием.

4. Профилактика заикания у детей.

5. Афазия. Этиология. Патогенез.

6. Охарактеризуйте психологические и личностные особенности детей с афазией.

7. Раскройте специфику психологических особенностей лиц с нарушением голоса

8. Каковы психологические особенности лиц с нарушениями темпа речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные внешние признаки заикания.

2. Охарактеризуйте социальные причины заикания.

Темы рефератов и сообщений:

1. Основные этапы психолого-педагогического воздействия на заикающихся дошкольников, предложенного В.И.Селиверстовым.

2. Комплексное психолого-педагогическое воздействие при коррекции заикания.

Занятие №3

3

4 Тема: «Организационно-методические аспекты психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи»

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятия «психологическая помощь».

2. Определите цель и задачи психологической помощи детям с недостатками речи.

3. Раскройте понятие «организационные» и «содержательные» формы психологической помощи.

4. Обоснуйте психолого-педагогический характер психологической помощи лицам с недостатками речи.

5. В каких учреждениях и в каких организационных формах осуществляется психолого-педагогическая помощь логопатам в нашей стране.

6. Дайте дифференцированную характеристику содержания деятельности логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи.

7. Назовите основные направления практической психологии, в рамках которых осуществляется психолого-педагогическая помощь лицам с речевыми расстройствами.

5

Занятие №4

Тема: Вопросы психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и профилактики вторичных отклонений при речевой патологии

Цель занятия: Знакомство с вопросами психологической диагностики и коррекционно-развивающей работой.

Ход занятий:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями.

2. Подбор методического материала, последовательность и особенности про­ведения психолого-педагогического обследования детей.

3. Разграни­чения первичных речевых и интеллектуальных нарушений.

4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Вопросы для обсуждения:

1. Определите понятие «психодиагностика».

2. Назовите основные концептуальные источники психолого-педагогической диагностики.

3. Назовите и раскройте принципы психолого-педагогической диагностики.

4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.

5. Какова цель и задача психодиагностики в логопсихологии.

6. В чем состоит особенность изучения когнитивных процессов при речевых расстройствах.

7. Охарактеризуйте методы изучения когнитивных процессов в связи с задачами логопсихологии.

8. В чем заключаются особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов.

9. Дайте характеристику методов изучения эмоционально-личностной сферы у детей с недостатками речи.

10. Назовите основные разделы заключения по результатам психологического изучение логопата.

11. В чем заключаются особенности содержательной части заключения по результатам психологического изучения логопата.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Подготовка к семинарским и практическим занятиям ведется с использованием программ Microsoft Office Word и Microsoft Power Point

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: