Программа вступительного экзамена в магистратуру
По направлению 42.04.02 Журналистика
(«Телевидение: продюсирование и творческий менеджмент»)
Общие положения
Основная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) «Телевидение: продюсирование и творческий менеджмент», реализуемаяГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»по направлению подготовки 42.04.02«Журналистика», ориентирована на подготовку магистров как квалифицированных руководителей и специалистов для работы в области медиабизнеса.
Программа ориентирована на подготовку управленческой элиты с высоким уровнем профессиональной культуры, способной понимать и оценивать интересы и возможности различных субъектов телевизионного рынка, умеющей трансформировать эти интересы и цели в стратегию развития телекомпаний.
Продолжительность обучения – 2 года, получаемая квалификация – магистр. Форма обучения – очная. Зачисление осуществляется на конкурсной основе по программе вступительного экзамена, который ориентирован на выявление у экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, позволяющих в последующем освоить программу магистерской подготовки.
Средством вступительного испытания является междисциплинарный экзамен и собеседование по профилю.
Вопросы для подготовки к вступительному экзамену
По магистерской программе
«Телевидение: продюсирование и творческий менеджмент»
1. Перспективы развития ТВ в России и мире (новые технические возможности и проблемы их использования).
2. Пространственное измерение телевещания: международные, федеральные, региональные и местные СМИ. Процессы глобализации и регионализации.
3. Проблемы регионального телевидения в России.
4. Современные проблемы управления ТВ: производственный, творческий и кадровый менеджмент.
5. Программная политика вещательных компаний и брэнд-менеджмент.
6. Бюджетное планирование и управление финансами в телекомпаниях: основные источники доходов и статьи расходов в телеиндустрии.
7. Конкуренция на телевизионном рынке: цели, принципы, методы.
8. Методы изучения телевизионной аудитории и методики медиапланирования.
9. Организационное строение государственного и негосударственного телевещания в РФ.
10. Понятие информационного рынка: особенности формирования и развития информационного рынка, его структура.
11. Тележурналист как коммуникатор, социальные и личностные факторы в телекоммуникации.
12. Телевизионная программа: понятие, структура, принципы классификации.
13. Телевизионные жанры: принципы классификации и современные тенденции развития жанров ТВ.
14. Информационная группа жанров ТВ: общая характеристика.
15. Программа новостей: концепция, структура, верстка.
16. Информационный сюжет: особенности текста и изображения.
17. Телерепортаж: специфика жанра и его разновидности.
18. Особенности телеинтервью: специфика, требования к журналисту-интервьюеру.
19. Роль ведущего информационных и тематических программ на ТВ.
20. Способы выражения авторской позиции в телевизионных проектах.
Максимальный балл по итогам письменного экзамена – 100.
Собеседование по профилю специальности
Собеседование в обязательном порядке проводится со всеми кандидатами, успешно сдавшими вступительный междисциплинарный экзамен. Оно включает вопросы, направленные на обсуждение темы дипломной или бакалаврской работы экзаменуемого, определение области его научных интересов, выявление компетентности в теоретико-практических вопросах медиабизнеса и т.п.
Вступительное собеседование проводится в устной форме, его продолжительность составляет 10-15 минут.
Цель – определение готовности кандидата освоить магистерскую программу.
Оценка результатов собеседования проводится с учетом следующих показателей:
· общая теоретическая база знаний (знание основ медиаменеджмента и теории журналистики);
· профессиональные знания (умение продемонстрировать осведомленность в вопросах, связанных с функционированием современных медиаорганизаций);
· обоснованность желания кандидата обучаться по выбранной программе (в том числе уточнение области научных интересов экзаменуемого);
· общая эрудированность.
Ответы по показателям оцениваются с помощью балльной системы. Максимальный балл по итогам собеседования – 100.
4. Рекомендуемая литература
· Браун Дж. и Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ. М., 2001.
· Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.
· Голядкин Н.А. Телепрограммирование в США: специфика и приемы. Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.: 1997.
· Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004.
· Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. М. 2004.
· Зверева Н. В. Прямой эфир в кадре и за кадром. М. 2012.
· Кочеткова А.В. Медиапланирование. М. 2003.
· Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2004.
· Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М. 2003.
· Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. Учебное пособие. М., 2004.
· Полукаров В.Л. Концептуальные основы управления производством телевизионных программ. М. 1993.
· Творческий телевизионный менеджмент. Internews. М.: 1994.
· Телевизионная журналистика М.., 2004.
· Цвик В.Л. Телевизионная журналистика История, теория, практика. 2004.
· Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008.
· Шеремет П. TV: Между иллюзией и правдой жизни: Руководство для победителей. М. 2009.