Методы и стратегии, используемые в ходе поведенческого анализа




Экспериментальный и прикладной анализ поведения

Выделяют две основные области анализа поведения: экспериментальную и прикладную. Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении. Прикладной анализ поведения, напротив, ориентирован на применение выведенных моделей поведения в реальных ситуациях. Те, кто работает в области прикладного анализа поведения, интересуются соотношением поведения с окружающей средой. Вместо того, чтобы уделить внимание внутреннему состоянию человека, такие терапевты стараются сосредоточиться на наблюдаемом поведении и на том, как применять поведенческие методы для моделирования поведения.

Аттестационная комиссия в области анализа поведения уточняет:

«Профессионалы в сфере прикладного анализа поведения находят принципам научения как специфическое, так и комплексное применение — в том числе и в оперантном научении, — с тем чтобы работать с поведенческими потребностями широкого круга людей в различных условиях. Например, в процессе формирования навыков у детей и улучшения академических результатов; для ускорения процесса развития, улучшения способностей и поощрения выбора детей и взрослых с различными видами инвалидности; для увеличения производительности и повышения удовлетворенности сотрудников в организациях и на предприятиях».

История поведенческого анализа

Бихевиоризм появился в значительной степени благодаря работам трёх влиятельных психологов — И. Павлова, Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Павлов обнаружил возможность обусловливания рефлекса во время работы с собаками; так появился один из первых способов научения — классическое обусловливание. Его исследования показали, что взятый из окружающей среды раздражитель (звон колокольчика, например) может быть использован, для того чтобы стимулировать выработку условного рефлекса (слюноотделение в ответ на звук колокольчика).
Джон Б. Уотсон расширил теорию Павлова, обратив её внимание на поведение человека. Свою основную статью «Психология с точки зрения бихевиориста» он опубликовал в 1913 году — тогда же, как принято считать, бихевиоризм и был оформлен окончательно.

Позже Б. Ф. Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии.

Бихевиоризм был когда-то очень крупным и влиятельным направлением в психологии, однако в 1950-х годов он стал терять значение — психологи того времени стали интересоваться гуманистическими и когнитивными подходами к изучению человека. Тем не менее, поведенческие методы до сих пор широко используется в психотерапии, консультирования, обучении и даже воспитании детей.

Методы и стратегии, используемые в ходе поведенческого анализа

К методам, используемым специалистами в области анализа поведения, относят:

«Сцепление». Применяя данную технику, человек разбивает задачу на более мелкие компоненты. Простейшие подзадачи решаются в первую очередь. После того, как решена одна подзадача, можно переходить к следующей. Это продолжается до тех пор, пока задача полностью не будет завершена.

«Подсказка». Этот подход включает в себя использование некоторой подсказки, которая наводит человека на желаемую желаемую реакцию. Сюда могут входить вопросы или визуальные сигналы-изображения.

Шейпинг. Эта стратегия включает постепенное изменение поведения, ближе и ближе подводящие человека к желаемому поведению.

46) Социальная судьба зависит от особенностей его социального окружения. Значимое социальное сообщество – это один из важных стимулов преодоления жизненных трудностей. Таким субъектом для самого Франкла в условиях лагеря была его мать. Стремление сохранить жизнь, быть на уровне и в самых тяжелых условиях, создавать способы работы с другими, обеспечивалось его сознанием собственной жизни для жизни матери. Можно сказать, что представленность личности его матери в нём стимулировала его активность, творчество, стремление выжить и преодолеть воздействия негативного окружения. Ориентация на наличие значимого человека легло в дальнейшем в основу логотерапии Франкла. В лагерной психотерапии – это был один из способов нахождения смысла жизни и стремлени я выжить. «В сознании каждого незримо присутствует так называемый интимнейший собеседник, Ты. Для кого-то – это мог быть Бог, для кого-то сосед по камере, недавно «ушедший», значимые другие за пределами окружающей действительности. «Кто бы, однако, ни занимал это место высшей и последней инстанции, важен был лишь задаваемый себе вопрос: «Что он ждёт от меня»./ В поисках5,с 152/. Т. е значимые другие были представлены своими ожиданиями от человека, теми или иными требованиями относительно его жизни, что стимулировало их стремление выжить, поскольку в условиях концентрационного лагеря – эта была первейшей потребностью.

Таким образом, наличие значимых других обеспечивало стимуляцию жизнеутверждающей активности заключённых, и служила той тоненькой струйкой духа, которая связывала их с тем «нормальным» миром, который за пределами.

Поэтому, находясь постоянно на лезвии жизни и смерти в условиях, одним из вариантов связи с ними служила их духовная жизнь. Смысл духовной жизни заключался в общении с богом, позитивном представлении своей жизни в будущем, в постановке жизненных задач на будущее и постоянном углублении мыслительной деятельности, связанной с обеспечением ухода из ужасающей действительности. Франкл, на основе наблюдений за жизнью заключённых установил, что те, кто занимался духовной деятельностью, были более жизнеспособны и имели больше шансов для преодоления тяжестей бездны. Духовная жизнь человека – это та его внутренняя свобода, которая обеспечивает человеку выходы за пределы самого себя, за пределы ситуации. Можно физически вмешиваться в жизнь человека, но мешать течению его мыслей, внутренней духовной деятельности дано не каждому. Именно, благодаря ей, возможно, было адаптироваться к условиям «царства смерти». Франкл по этому поводу отмечает, что «Если заключённый обнаруживал, что он не может больше выносить реальность лагерной жизни, он находил в своей духовной жизни возможность выхода, которую трудно переоценить, - возможность ухода в духовную сферу, которую СС не в состоянии разрушить… Духовная жизнь заключённого укрепляла его, помогала ему адаптироваться и тем самым в существенной степени повышала его шансы выжить»/5,Экз., с. 153/.

Значимость осознания связей со своим значимым окружением – это был вопрос смысла жизни и смерти. Кто не мог осознать свои духовные связи со своим сообществом, терялись, заболевали и умирали гораздо быстрее, чем те, кто ценил и чувствовал свою значимость для других, и свою ответственность перед жизнью и смертью. Анализируя поведение и жизнь заключённых в экстремальных условиях концентрационного лагеря, он показывает различные варианты осознания меры изменения социальной судьбы, ограничивая и духовно преодолевая их негативные влияния

56) Невротическая защита проявляется как прерывание творческого возбуждения, длительная остановка во времени.

Защита процесс неосознаваемый, поэтому человек не всегда осознаёт её, но, всегда чувствует, что рискует ею. Защиту невозможно уничтожить, так как она является продуктом текущей саморегуляции и, непременным её условием. Она проявляется в следующих моментах прерывания творческого возбуждения: 1. Состояние неконтакта – отсутствие границ самости – отражающих процессы конфлюэнции. В норме – это неосознаваемый фон осознаваемых фонов опыта, в невротическом варианте – это цепляние за тепло, любовь и телесный контакт, за некое достигнутое поведение, приводящее к удовлетворению.

Установка по отношению к среде в этом случае, это мёртвая хватка в межличностных отношениях. Цель конфлюэнтного поведения – заставить другого сделать все необходимые условия.

2.Прерывание творческого возбуждения в связи с заменой самостью собственного влечения чужим, что отражает защитный механизм - интроекцию. В норме, благодаря интроекции происходит приобщение к огромным пластам культуры, являющейся творческим достижением прошлого. Невротик заменяет аффективное содержание своего влечения, прежде, чем сможет его распознать и завершает это подавлением, так как его желание представляется ему непривлекательным и незрелым.

3.Прерывание творческого возбуждения в процессе взаимодействия рождает эмоции и чувства, ещё не успевшие охватить субъекта и быть осознанными им, поэтому они воспринимаются как исходящие не столько из самого субъекта, сколько со смутно представляемым объектом среды, т.е. приписываются среде. Невротик не идентифицирует свои чувства с собой и приписывает другим.

4. Прерывания, связанные с затруднениями в процессе ориентации и манипуляции, связанных с конфликтом, в результате которого самость направляет свою энергию на себя, с целью преобразования себя, изменения непрактичного подхода или пересмотр возможностей эмоций.

У невротика ретрофлексия проявляется в избегании фрустрации и стремится избежать происходящей ситуации, посредством её аннулирования, к которому возвращается вновь и вновь.

5. Прерывания, связанные с эготизмом, связанным с контролем всего процесса и себя, с целью убедиться, что возможности фона, в самом деле, исчерпаны и никакая опасность или неожиданность не грозит для реализации действий. Невротический эготизм связан с произвольным осознованием и попыткой уничтожения всего неконтролируемого и неожиданного.

Эти варианты сдерживающего поведения выступают как необходимость в уверенности в твёрдой поддержке сформированных факторов и обоснованности. Самость регулирует преодоление сдерживающих факторов и обеспечивает свободное протекание энергии на сотворение доминирующей фигуры.

Саморегулирование самости – это процесс, отражающий мудрость преодоления и мудрость защиты. При этом, даже проистекающее от них беспокойство превращается в нечто ценное. Тревога воспринимается как нигилизм. В процессе решения проблемы необходимо относиться к тревоге не как к побочному продукту, а как к функциональному преимуществу. Толерантное отношение к тревоге – это то же самое, что и способность к формированию новой фигуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: