Концерты для трёх клавиров




Концерты для одного клавира

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052

Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053

Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054

Концерт № 4 для клавира с оркестром (ля мажор) BWV 1055

Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056

Концерт № 6 для клавира и двух флейт с оркестром (фа мажор) BWV 1057 Концерт № 7 для клавира с оркестром (соль минор) BWV 1058

Концерт № 8 для клавира, скрипки и флейты с оркестром (ля минор) BWV 1044

Концерт для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1059

Концерты для двух клавиров

Концерт № 1 для двух клавиров с оркестром (до минор) BWV 1060

Концерт № 2 для двух клавиров с оркестром (до мажор) BWV 1061

Концерт № 3 для двух клавиров с оркестром (до минор) BWV 1062

Концерты для трёх клавиров

Концерт № 1 для трёх клавиров с оркестром (ре минор) BWV 1063

Концерт № 2 для трёх клавиров с оркестром (до мажор) BWV 1064

Концерт для четырёх клавиров с оркестром (ля минор) BWV 1065

 

Осуществляя транскрипции скрипичных концертов для клавира, Бах обычно ограничивался почти буквальным перенесением скрипичной партии в клавесинную с добавлением в левой руке басового сопровождения и тональной транспозицией произведения на тон ниже. Бахом использовались также особенности игры на клавире. Присутствующие долгие пассажи шестнадцатыми превращались в более оригинальные и интересные пассажи тридцать вторыми. В клавирных концертах в партии солирующего клавира довольно часто встречались украшения и трели, которых не было в скрипичной партии. Известный исследователь музыки Баха Альберт Швейцер писал: «В сущности, все произведения Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных возможности полифонической игры, а от струнных все преимущества в извлечении звука». Подобное сочетание всегда присуще сольным партиям баховских концертов, уже приближающимся по стилю к концертам Гайдна и Моцарта.

 

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052

 

Allegro

Adagio

Allegrо

Исполнительский состав:

Клавир (клавесин) — соло

Скрипка I

Скрипка II

Альт

Бассо Континуо (Виолончель)

 

Год: 1738

 

Концерт переложен из утерянного скрипичного концерта BWV 1052R.

Первая часть — Sinfonia из кантаты BWV 146 'Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen'.

Вторая часть — Coro из кантаты BWV 146 'Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen'.

Третья часть — Sinfonia из кантаты BWV 188 'Ich habe meine Zuversicht'.

Этот концерт относится к популярнейшим произведениям Баха. Хотя несохранившийся оригинал его был, очевидно, предназначен для скрипки (сейчас нередко можно услышать его реконструкцию), клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как указывает немецкий музыковед Филипп Вольфрум, «менее всего напоминает о своем скрипичном происхождении».

Концерт ре минор выделяется широтой масштабов, глубиной драматизма. В основе первой части лежит энергичная суровая мелодия, излагаемая мощным унисоном оркестра и солиста. Ее острохарактерный синкопированный мотив подвергается активной разработке. Новая сумрачная тема «токкатного» характера дважды появляется в доминантовой и главной тональности, подобно побочной партии сонатной формы. Перед последним проведением ритурнеля звучит краткая каденция солиста, подводящая к заключительной кульминации.

Мрачная сосредоточенная экспрессия отличает вторую часть, Adagio соль минор, основанную на приеме basso ostinato (непрерывного баса).

Третья часть, Allegro, как и в большинстве концертов Баха, своего рода образная реприза первой части. Широко развитая, подвижная и упругая главная тема, «токкатные» мотивы солиста в эпизодах вызывают непосредственные ассоциации с тематизмом первого Allegro, подчеркивая общий для всего произведения драматичный характер.

Концерты для двух клавиров

 

Помимо концертов для одного клавира с оркестром, Баху принадлежат три концерта для двух клавесинов и струнных. Сочетая несколько однородных клавишных инструментов и индивидуализируя их партии, Бах добивался необыкновенных по яркости колорита эффектов звучания.

Концерт № 1 для двух клавиров с оркестром (до минор) BWV 1060

 

Allegro

Largo

Allegro

 

Исполнительский состав:

Клавир (клавесин) I — соло

Клавир (клавесин) II — соло

Скрипка I

Скрипка II

Альт

Бассо Континуо (Виолончель)

 

Год:1735

 

Возможно, является переложением концерта BWV 1060R ре-минор для скрипки и гобоя

 

Концерт для двух клавиров с оркестром № 1 до минор, BWV 1060 представляет собой переложение утерянного концерта для двух скрипок или для гобоя и скрипки (для последнего инструментального состава осуществлена «обратная» транскрипция, пользующаяся широкой популярностью).

Сдержанным мужественным драматизмом пронизана первая часть. Суровый пафос основной темы с ее мерной поступью «задает тон» всему Allegro. Сольные эпизоды выделяются интенсивностью развития мотивов ритурнеля, словно предвосхищая приемы сонатной разработки.

Музыка второй части, Adagio ми бемоль мажор, окрашена в лирические тона. На фоне аккомпанирующего pizzicato струнных звучит имитационно-полифонический дуэт солистов, передающих друг другу напевную мелодию. Приглушенная звучность, мелькающие минорные «полутени» местами создают своеобразный, таинственный колорит.

Третья часть, Allegro, вновь возвращает к исходным образам произведения. Единственная тема финала, структура которого близка к монотематической старосонатной композиции, своим упругим ритмическим рисунком несколько напоминает бурре, но драматический характер указывает на танцевальные черты.

 

Концерт для четырёх клавиров с оркестром (ля минор) BWV 1065

 

Allegro

Largo

Allegro

 

Исполнительский состав:

Клавир (клавесин) I — соло

Клавир (клавесин) II — соло

Клавир (клавесин) III — соло

Клавир (клавесин) IV — соло

Скрипка I

Скрипка II

Альт

Бассо Континуо (Виолончель)

 

Год:1735

 

Является переложением концерта для четырёх скрипок (си-минор) А.Вивальди (Op. 3/10, RV580)

 

Единственный баховский Концерт для четырех клавиров с оркестром ля минор, BWV 1065 представляет собой переложение концерта для четырех скрипок, виолончели и струнных RV 580 си минор Антонио Вивальди — № 10 из знаменитого цикла 12 концертов «L’Estro armonico» («Гармоническое вдохновение»).

Оставляя неизменной партию оркестра, Бах вносит в сольные партии специфические клавесинные приемы. Таким образом, одно из самых вдохновенных и драматичных творений Вивальди обрело в баховском переложении свой новый, уникальный по звучанию вариант.

Ритурнель первой части основан на упорных и настойчивых повторениях мотивов, то и дело властно напоминающих о себе, вторгаясь в виртуозные сольные эпизоды, не содержащие новых тем, но многообразные по фактуре и характеру изложения.

Во второй части, Largo, мощный аккордовый склад первого раздела сменяется в последующем построении мерной арпеджированной фигурацией, приводящей к краткой реминисценции аккордового вступления в заключительных тактах.

В финальном Allegro порывистый и напряженный характер музыки, господство яркой и полновесной звучности как бы воссоздают картину разбушевавшихся стихий, неоднократно претворенную в творчестве Вивальди. Однако Бах как бы подчиняет музыку своей творческой индивидуальности; в его обработке она предстает в более сдержанной и строгой, но не менее впечатляющей музыки.

 

Густав Леонхардт (нем. Gustav Leonhardt; род. 30 мая 1928, Гравеланд, ныне в составе города Вейдемерен — 16 января 2012, Амстердам) — нидерландский клавесинист, органист, дирижёр, музыковед и педагог. Один из крупнейших и наиболее авторитетных исполнителей музыки барокко на инструментах эпохи.

В 1947—1950 изучал органное искусство в Schola Cantorum в Базеле. Как клавесинист дебютировал в Вене в 1950 («Искусство фуги» И. С.Баха), занимался там историей музыки. С 1952 профессор Национальной академии музыки, с 1954 профессор Амстердамской консерватории, выступает также как церковный органист. В 1954 создал барочный ансамбль (виолончель — Николаус Арнонкур), выступал и записывался с Альфредом Деллером. Активно сотрудничал с La Petite Bande С.Кёйкена, Франсом Брюггеном, Филиппом Херревеге и др. аутентистами. Преподавал в Гарварде.

Объявил об окончании своей исполнительской карьеры и 12 декабря 2011 дал последний концерт в парижском театре Bouffes du Nord.

В его репертуаре были произведения Баха, Букстехуде, Пахельбеля, Бёма, Керля, Муффата, Шпета, Моцарта, Пёрселла, Бёрда, Рамо, Фрескобальди, Монтеверди, Д.Скарлатти, Форкре, Телемана, Я.Свелинка и др.

 

Тревор Пиннок (англ. Trevor David Pinnock, 16 декабря 1946, Кентербери) – английский клавесинист и дирижёр.

Ребенком пел в хоре Кентерберийского собора, учился органному и клавесинному искусству в лондонском Королевском музыкальном колледже. Дебютировал в 1966 году. Играл в ансамбле Н. Марринера Академия Святого Мартина в полях. В 1973 году создал ансамбль English Concert, исполняющий музыку барокко на инструментах эпохи, руководил им до 2003 года.

Записал с ансамблем все клавесинные концерты Баха и все симфонии Моцарта. Как солист записал все сонаты Скарлатти, клавесинные пьесы и сюиты Рамо, Корелли, Бёрда. Вместе со скрипачкой Рэйчел Поджер записал баховские сонаты для скрипки и клавесина. Исполняет и новейшую музыку (клавесинные концерты Мануэля де Фальи, Роберто Герхарда, Франсиса Пуленка и др.).

Как дирижёр дебютировал в Нью-Йорке в 1988 году (опера «Юлий Цезарь в Египте» Генделя). Дирижировал произведениями Вивальди, Баха, Генделя, Гайдна, Пёрселла. В 1991—1996 годах художественный руководитель Оркестра Национального центра искусств в Оттаве, до 1998 года — его музыкальный советник. Выступает с различными оркестрами Европы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: