Банкротство юридических лиц




 

Основой для правового регулирования отношений по несостоятельности (банкротству) является Гражданский кодекс РФ, предусматривающий возможность признания банкротом, как юридического лица (ст. 65), так и гражданина (ст. 25). Гражданский кодекс РФ не включает норм, регламентирующих процедуру банкротства, отдавая в этом приоритет специальному закону о банкротстве, но очерчивает круг юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами либо могут признаваться таковыми, лишь при определённых условиях, а также определяет основания признания банкротом гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя. Кроме этого Гражданский кодекс РФ указывает, что лицо может быть признано банкротом только по решению суда.

 

Не могут признаваться банкротами следующие юридические лица: казённое предприятие, учреждение, политическая партия, религиозная организация, и публично-правовая компания. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

 

Специальным законом, регулирующим отношения по несостоятельности (банкротству) является Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве). Кроме этого, принят и действует Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьёй которого определены особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации всех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату, а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя.

 

В действующем Законе о банкротстве отсутствуют нормы о трансграничной несостоятельности, хотя есть необходимость в правовом регулировании данных отношений, в связи с расширением международной торговли и инвестиционной деятельности. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) был разработан Типовой Закон о трансграничной несостоятельности и Руководство по принятию. Данный Закон был рекомендован государствам для его инкорпорации в национальное законодательство. В Европейском Союзе действует Регламент № 1346/2000 от 29.05.2000 г. о производстве по делам о несостоятельности, принятый Парламентом Евросоюза и вступивший в силу для всех государств, членов ЕС с 31.05.2002 г. (за исключением Дании, которая не одобрила Регламент). Цель Регламента – создание единой нормативной базы для регулирования транснациональных банкротств должников, имеющих активы в нескольких странах ЕС.

 

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 

Признаки банкротства – это законодательно установленные параметры, присутствие которых необходимо для принятия заявления о банкротстве, а также для признания должника банкротом.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены и сумма требований к нему в совокупности составляет не менее 300 тысяч рублей.

 

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Для определения признаков банкротства должника берется только сумма «голого» долга (т.е. не учитываются все штрафные и финансовые санкции (штрафы, пени, убытки), а также не учитываются:

1) обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,

2) обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения),

3) обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности,

4) обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

 

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Срок рассмотрения дела – 7 месяцев. Все сведение о банкротстве публикуются и включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Официальным изданием является газета «Коммерсантъ».

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети «Интернет». Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве. (Агентство «Интерфакс»)

 

С заявлением в суд может обратиться кредитор, уполномоченный орган (интересы РФ представляет Федеральная налоговая служба), работник, бывший работник должника и сам должник. Кредиторы, работники и бывшие работники могут обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом только в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счёт денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

 

Должник вправе подать заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства в установленный срок.

 

В некоторых случаях должник не только вправе, но и обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, например, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником своих обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества и др.

 

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных законом (например, при банкротстве градообразующей организации); лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления; «потенциальные» кредиторы (п.3 ст. 63 Закона о банкротстве).

 

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, выносит определение о его принятии не позднее чем через 5 дней с даты поступления заявления и назначает судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, которое проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

По ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, суд вправе принять меры по обеспечению заявления, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

 

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

 

Для реализации своих прав при проведении процедур банкротства, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы участвуют в собраниях кредиторов.

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

- арбитражного управляющего;

- комитета кредиторов;

- конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее 10% общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;

- 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по указанному месту, место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

 

На собрании кредиторов может быть избран комитет кредиторов, которыйпредставляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем 3 человека и более чем 11 человек.

 

Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг). Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. Если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает 500, привлечение реестродержателя обязательно.

 

На всех процедурах банкротства действует арбитражный управляющий (временный, административный, внешний, конкурсный), кандидатуру которого утверждает арбитражный суд.

Арбитражным управляющим признается:

гражданин Российской Федерации;

имеющий высшее образование;

прошедший стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего;

сдавший теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

не имеющий судимости за совершение умышленного преступления;

не дисквалифицированный за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

в течение 3-х лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации не исключённый из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

заключивший договор обязательного страхования ответственности за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей в деле о банкротстве (договор должен быть заключён со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет 10 млн. рублей в год).

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих является также внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации (не менее 200 тыс. рублей на каждого члена). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

 

В процедуру банкротства арбитражный управляющий может выбираться двумя способами.

Первый способ: заявитель или собрание кредиторов вправе указать конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. В этом случае, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям установленным Законом о банкротстве.

Второй способ: может быть указана только саморегулируемая организация из числа членов которой должен быть утверждён арбитражный управляющий. В этой ситуации, саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

При банкротстве граждан выбор кандидатуры арбитражного управляющего осуществляется только вторым способом.

По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

 

Если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение 3-х месяцев с даты, когда арбитражный управляющий должен быть утверждён, арбитражный суд прекращает производство по делу.

 

Саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих – это некоммерческая организация, основанная на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, целью деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:

- соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утверждённым саморегулируемой организацией;

- участие ее членов не менее чем в ста процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

- наличие компенсационного фонда, минимальный размер которого не может быть менее 20 млн. руб. (с 01.01.2019 г. – 50 млн. руб.);

- наличие разработанных стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

- создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

 

Органы управления СРО:

Общее собрание членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих является высшим органом управления саморегулируемой организации. Общее собрание членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих созывается не реже чем один раз в год.

Коллегиальный орган управления в составе не менее чем 7 человек. Лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, не могут составлять более чем 25% от числа членов коллегиального органа управления. В состав членов коллегиального органа управления не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Исполнительный орган саморегулируемой организации арбитражных управляющих формируется по предложению коллегиального органа управления. Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также работники саморегулируемой организации не вправе быть арбитражными управляющими.

Специализированные органы:

Дисциплинарный - орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия;

Отборочный - орган по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

Контрольный - орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: