Классификация коммуникаций




Критерий классификации Виды коммуникаций
Среда существования Внешние (по отношению к организации)  
Внутренние
Информационные каналы Одноканальные
Многоканальные
Степень формальности Формальные (отражают связи, необходимые для выполнения функций)
Неформальные (возникают в процессе человеческого общения по различным интересам)
Условия возникновения Постоянные
Ситуационные

Коммуникационная сеть – соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

При этом рассматриваются не сами индивиды, а коммуникационные отношения между ними.

Руководитель создает коммуникационную сеть из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Сеть этих связей создает структуру организации. Задача формальной организационной структуры – придать коммуникационным потокам правильное направление.

Налаживание четких связей и взаимодействия между подразделениями - одна из основных задач менеджера любой организации.

Проблемы и способы совершенствования коммуникаций в организации

Проблемы:

- ошибки в адресации (информация попадает не туда), опоздания в передаче информации;

- неравномерная информационная нагрузка персонала и подразделений (избыток или «информационный голод»);

- потеря или искажение информации;

- проблема кодирования и декодирования информации: например, преобразование мыслей в слова и обратно (при этом отправитель и адресат могут пользоваться различной профессиональной терминологией); другой пример: перевод информации между различными электронными форматами;

- разрывы между аппаратом управления и работниками, между различными подразделениями

и др.

Пути решения проблем:

- разработка и формализация (документирование) информационных потоков (разработка схем и т.п.);

- введение в коммуникационный процесс и оптимизация обратной связи для того, чтобы отправитель убедился, что адресат получил и понял его сообщение (по сути контрольное действие);

- введение новых, в т.ч. нетрадиционных систем сбора и передачи информации (горячие линии, ящики для сбора предложений, информационные бюллетени и т.п.).

Совершенствование межличностных коммуникаций:

- стремление к достаточно полной информированности персонала о ситуации в организации;

- мероприятия по сплочению коллектива: неформальные встречи, вечера отдыха, коллективные выезды;

- своевременное пресечение слухов (нежелательных разговоров), в т.ч. выявление их источников.

Процесс совершенствования коммуникаций почти всегда зависит от руководителя (фирмы, отдела). Необходимо: осознание проблем, анализ, регулирование потоков информации.

 

Внутренний обмен информацией в СМК

По ГОСТР ИСО 9001—2015

Обмен информацией

Организация должна определить порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся

к системе менеджмента качества, включая:

a) какая информация будет передаваться;

b) когда будет передаваться информация;

c) кому будет передаваться информация;

d) каким образом она будет передаваться;

e) кто будет передавать информацию.

ГОСТ Р ИСО 9004:

Руководство организации должно определить и внедрить результативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам политики в области качества, требований, целей и их достижения. Обеспечение такой информацией может помочь в улучшении деятельности организации и непосредственно вовлекает ее работников в достижение целей в области качества. Руководству следует активно поощрять обратную связь и получение информации от работников организации как средства их вовлечения.

Обмен информацией может, например, включать:

- информирование, проводимое руководством на рабочих участках;

- групповые брифинги и другие совещания, например по признанию достижений;

- использование досок объявлений, внутренних газет/журналов;

- аудио-, видео- и электронные средства, такие как электронная почта и web-сайты;

- обзоры, подготовленные работниками, и наглядно представленные предложения.

Основные информационные потоки должны быть документированы (описаны в документах). Примеры описания взаимодействия между подразделениями в СМК:

- связи на схеме взаимодействия процессов;

- схема организационной структуры;

- описание входов и выходов в регламентах процессов;

- формы документов, передаваемых в другие подразделения: справок, отчетов и т.п.;

- включение в положение о подразделении раздела «Взаимодействие с другими подразделениями», например: «а) получает от подразделения П1 справку по форме Ф 04; б) передает подразделению П4 сводный отчет по форме Ф 03»;

- включение в должностные инструкции вопросов передачи информации: «до 25 числа отчетного месяца передать в П4 сводный отчет по форме Ф 03».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: