Единые требования к занятиям с учениками-логопатами




На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

§ всесторонне развивать личность учащегося-логопата;

§ обучение должно носить воспитывающий характер;

§ учитывать возрастные особенности детей;

§ осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

§ предъявлять программные требования с учетом возможных

§ специфических (речевых) ошибок;

§ учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

§ добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

§ широко использовать наглядность, игровые приемы.

Рекомендации логопеда учителю

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Дифференциация согласных

Рекомендации учителю, родителям

При появлении уже в 1 классе замен букв на письме необходимо сразу же выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе. Если Вы не можете получить квалифицированную помощь логопеда, мы думаем, Вам поможет материал, подготовленный в данном пособии.

В нем внимание уделено наиболее часто встречаемым ошибкам — заменам согласных — парных и близких по звучанию.

Система работы по устранению этих нарушений строится по следующему плану:

1. Закрепление каждого звука отдельно, соотнесение его с определенной буквой. Исправление нарушенного звукопроизношения.

2. Дифференциация звуков на слух, дифференциация соответствующих букв в определенной последовательности:

§ звуки, буквы;

§ в слогах;

§ в словах;

§ в предложениях;

§ в связной речи.

В соответствии с этим планом выстроена работа над каждой парой.

Материал приблизительно разбит на занятия, но это деление условно, так как вся работа с детьми, имеющими нарушения письма и чтения строится индивидуально, с учетом их уровня развития, темпа письма, работоспособности, уровня утомляемости и т. д. Поэтому Вам необходимо все это учитывать при организации индивидуальных занятий. Важно знать, что такое занятие должно длиться не более 15—20 минут. В конце каждого занятия дается самостоятельная работа. Необходимо подвести итоги и указать положительную динамику, что получилось, а над чем еще необходимо поработать. Можно предложить ребенку подсчитывать количество допущенных ошибок на каждом занятии и следить за изменениями, т. е. делать самоанализ своей работы. Не забудьте похвалить ребенка после каждого занятия! Ведь именно похвала укрепляет его уверенность в себе, развивает желание исправить свои ошибки, совершенствоваться.

Обучение не должно быть простым «натаскиванием», поэтому весь материал, строится на основе развития мышления, памяти, внимания, логики и т. д. Было бы хорошо, если бы параллельно, ребенок посетил занятия у психолога, где с ним поработали бы над развитием этих качеств.

В помощь родителям даны методические рекомендации, как правильно написать различные виды работ, диктанты, тесты.

Если ребенок не может справиться с каким-то видом работ — пропустите. Вы в праве выбирать виды работ, их количество. Но, если Вы считаете, что ребенок еще не закрепил материал, еще встречаются такие ошибки, Вы можете подобрать материал по аналогии с тем, который дан в этом пособии.

Успехов Вам и детям!

Дифференциация В — Ф

Занятие 1

Цели занятия

§ развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;

§ развивать фонематический слух;

§ развивать умение соотносить звуки В, Ф с буквами В и Ф;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать внимание, самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился твердый звук В, мягкий?

В — важна и величава.

Очень много нужных слов

От нее берут начало,

Словно реки от ручьев.

2. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ф, определите твердый он или мягкий?

Если б Федор иль Федул

Сразу две щеки надул,

Буквы Ф, сомнений нет,

Получился бы портрет.

Напоминаем!

Звук В — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Ф — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

3. Проверь себя! Попробуй сравнить звуки:

а) Положи ладошку на горлышко. Произнеси звуки В и Ф. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук В и глухой Ф. Что ты чувствуешь?

4. Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить1:

Ва — фа, фа — ва, ва — фа — ва, фа — ва — фа, ва — ва — фа, Фа — ва — фа — ва, ва — фа — фа — ва, ва — фа — ва — фа.

5. Назови первый звук в словах:

Ваня, Вася, Володя, фабрика, фонтан, верблюд, форма, футбол, виноград, факел, вишня.

6. Определи, какой звук в слове — В или Ф и его место. Образец: в слове «факел» звук ф, он первый.

Факел, Федор, буфет, ворона, жираф, автобус, зверь, буква, ферма, сарафан, авария, вафли, профессор, внучка, кофта.

7. Как ты думаешь, на что похожа буква В? (Например, на восьмерку.) На что похожа буква Ф? (Например, на фонарик.)

8. Нарисуй эти буквы, попробуй выложить их из мелких предметов (например, из семечек, коструктора, пуговиц, горошин и т. д.).

9. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы В и Ф?

10. Как ты думаешь, сколько здесь букв В и Ф:

11. Подчеркни букву В в ряду букв:

Подчеркни букву Ф в ряду:

Если ребенку трудно правильно повторить слоги, он делает ошибки, необходимо поработать дополнительно с развитием фонематического слуха. Специальные упражнения даны в 1-й части.

12. Игра «Кто больше?»

(В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени), в виде парной работы, групповой работы). Необходимо придумать и записать как можно больше слов:

§ начинающихся на буквы В, Ф;

§ имеющих их в своем составе;

§ имеющих сразу оба звука.

Занятия 2—3

Цели занятий

§ развивать фонематический слух;

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях, связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки В и Ф? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Составь схемы слов, выделив в них буквы В или Ф, по образцу: в слове фильм 5 букв, из них Ф — первая. Схема этого слова: ф_ _ _ _).

Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, форма, фонтан, витамины, клюква, корова.

3. Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух.

...олк,...утбол, дере...о,...рукты,...ишня, шар...,...иноград,...орма,...елосипед, тра...а,...ильм, сло...о,...иншн, крапи...а, ко...е,...оздух, хал..л, ке...ир,...игура, геогра...ия, а...иша.

4. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске (на карточке), буквы В и Ф выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля (закрыть ушки или положить ладонь на горлышко). Затем текст закрывается, и родитель (учитель) диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, учитель подчеркивает неверное написание и предлагает еще раз проверить свою работу, сравнивая ее с образцом. Оценить работу можно по двум критериям: как написан диктант, сколько ошибок допущено или как проверен диктант, сколько ошибок пропущено при проверке.

Предложите ребенку подсчитывать количество ошибок в каждой работе, чтобы он видел результаты своего труда, положительную динамику.

Федор и Валя шли в школу. У Федора новая форма. У Вали красивый портфель. Валя несла цветы. Это были гвоздики, фиалки и флоксы. (23 слова)

Объясните ребенку значение слова «флоксы».

5. Вставь букву В зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове клювик перед и четко слышится в, поэтому в слове клюв пишу букву в.

Клювик — клюв; слива — ели...; львы — ле..,; в обуви — обу...ь.

Готовить —гото...; жирафы — жира...; шкафы —шка...; ловить —уло.... Любить — любо...ь; ветви — вет...ь; морковочка — морко...ь.

6. Вставь В, Ф, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Образец рассуждений: в слове жираф пишу букву ф, потому что проверочное слово жирафы, в котором после ф стоит гласнаябуква ы.

Жираф — жирафы, ле..., клю..., Ле..., Яко..., Кие..., шка..., уло..., морко...ь, любо...ь, вет...ь, обу...ь, гото....

7. Вставь попущенные буквы В, Ф, обоснуй свой выбор.

Цирк

В Кие... приехал цирк. Вот ле... и жира.... В Киеве холодно. Нужно много дро.... Яков надел теплую обу...ь и пошел на телегра.... Пришлите дро...! И каждый зверь будет здоро....

(30 слов)

Голубь

У нас есть ручной голубь. Он здоро... и краси.... Он любит черносли... и морко..ь. Голубь берет пищу в клю.... Он летит с ней на шка.... Иногда голубь прячет пишу в в обу...ь.

(32 слова)

Котенок Ле...

Мы назвали котенка Ле.... Он всегда гото... играть. То залезет на шка..., то спрячется в обу...ь. Дядя Ваня положил котенка в рука... и отвез в Росто.... Там у него живет друг. Наш Ле... будет жить там.

(38 слов)

Напишите один из этих текстов под диктовку.

8. Физкультминутка.

Две руки хлопают.

(Хлопки в ладоши.)

Две ноги топают.

(Ритмичное топанье ногами.)

Два локотка вращаются.

(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)

Два глаза закрываются.

(Руки вниз, глаза закрыть.)

После проговаривания дети называют слова со звуком В.

9. Выборочный диктант. Выпиши слова с буквами В, Ф в конце слов. Объясни их написание.

При выборочном диктанте предложение диктуется полностью, а ребенок должен выписать только слова с буквами В, Ф на конце слов.

Дачники убрали картофель, морковь, капусту. Червь ползет по земле. Борис положил в шкаф свой шарф. Собираем в августе урожай плодов, много людям радости после всех трудов.

10. Блиц-контроль.

Диктуемые слова ребенок записывает под номерами. Слов не должно быть более 10. Затем ему предлагается ключ ответа, или он сам составляет такой ключ и сравнивает с Вашим. Например, в данном случае: Ключ: В - 3, 4, 5, 7, 8, 9,10; Ф - 1, 2, 6

1) жираф, 2) шкаф, 3) клюв, 4) кузов, 5) рукав, 6) шарф, 7) лев, 8) взрыв, 9) коллектив, 10) удав.

Самопроверка: В: 3,4, 5, 7, 8, 9, 10; Ф: 1, 2, 6.

11. Тест. Выбери правильный вариант.

       
Обу...ь в ф ф
Обры... в в ф
Клю... в ф ф
Морко...ь в в ф
Шка... ф в ф

Ответ: 1.

12. Ребенку предлагается вставить пропущенные буквы в словах и выбрать из предложенных написаний правильный вариант для пяти слов.

Занятие 4—5

Цели занятий

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях,

§ связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление, умение рассуждать;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки В и Ф.

2. Зрительно-слуховой диктант. Методику проведения см. выше.

Вера перешла в восьмой класс. У Веры праздник. На столе вкусные вафли и халва. Ваня принес финики. Мама купила ватрушки и конфеты. Валя принесла фрукты. Все пили чай с ватрушками и конфетами.

3. Вставить буквы В — зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: в слове плутовать перед а четко слышим в, поэтому в слове плутовка пишем букву в.

Плутовать — плутовка корова — коро...ка
поливать — поли...ка поплавок — попла...ки
обувать — обу...ка сливочки — сли...ки
веревочка — вере...ка головочка — голо...ка
ставить — под ста...ка деревья — дере...це
булавочка — була...ка ловок — ло...кий
пуговица — пуго...ка канавы — кана...ка

4. Раскрыть скобки, объяснить свой выбор. Составь предложения с этими словосочетаниями. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Пожелтела тра(в,ф)ка, ло(в,ф)кая кошка, рыжая плуто(в,ф)ка, крепкая вере(в,ф)ка, маленькое дере(в,ф)це.

Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Попробуй составить рассказ с одной из них. Значение непонятных слов посмотри в словаре.

Будь краси..., да не будь спеси.... Взял коро...ку, возьми вере..ку. Како(в,ф) род, тако(в,ф) и приплод. В очи льсти(в,ф), а за очи лжи(в,ф). Кто лени(в,ф), тот и сон-ли(в,ф). Како(в,ф) корень, тако(в,ф) и плод.

5. «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.

а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, Киев, голофка, канафка, клюв, Яков.

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

Подсказка: ошибки допущены в 6 словах.

б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, шкав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.

Подсказка: ошибки допущены в 8 словах.

6. Письмо по памяти.

Ребенку необходимо выучить данный текст, а затем записать его по памяти. Проверить работу может он сам, сравнив ее с текстом, или родитель (учитель).

Вот фото, А на фото — два Федота.

У Фени — винтики, у Вити — фантики.

7. Тест.

Выбери правильный вариант:

       
Коро...ка в ф в
Була...ка ф в в
Тра...ка ф ф в
Пуго...ка в ф в
Морко...ка ф в в

Ответ: 3

8. Предупредительный диктант.

Первый раз читается весь текст, второй — по предложениям. Родитель (учитель) читает предложение, а ребенок объясняет, как надо писать слова, какая буква необходима и показывает карточку с этой буквой. Только после этого записывает.

Валя и Вера гуляли в парке. В парке красиво. Везде травка, много цветов. Вера рвала фиалки, а Валя васильки. Они сплели венки. Девочки отдыхали возле фонтана. А в это время Федор и Филипп играли в футбол.

(36 слов)

9. Контрольные диктанты.

Сначала читается весь текст, затем материал диктуется по предложениям. После того, как записаны все предложения, текст прочитывается еще раз. Ребенок проверяет написанное и исправляет.

У школы возле деревца лежит собака. Ее зовут Волчок. Волчок встречает своего хозяина — Федора. Федор учится во втором классе. Вот закончились уроки. Федор идет домой, а умный и ловкий Волчок несет портфель Федора. Ваня смотрит на них и весело смеется.

(40 слов)

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня — фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

(47 слов)

10. Работа с текстом.

Прочитай выразительно стихотворение.

Подумай, почему Вику называют невоспитанной?

Какая вежливая форма необходима при разговоре со старшими?

Как ты считаешь, ты всегда вежлив при общении со старшими?

Подчеркни буквы В, Ф разными цветами.

Выпиши 5—6 слов в буквами В, Ф.

Вот какая Вика

Вика «выкать» не привыкла

И со взрослыми — на «ты».

Вот какая заковыка,

Вот привыкла, так привыкла.

Невоспитанная Вика! —

Тетя Валя говорит.

- Да, невежливая Вика! —

Дядя Федор говорит.

Вика удивляется,

Вика возмущается:

- Вот когда вас двое,

Вот когда вас много,

Вот тогда могу я

Говорить вам — Вы!

Тетя Валя с дядей Федей

Снова объясняют Вике:

- Это вежливая форма, —

Тетя Валя говорит.

- Это принятая норма, —

Дядя Витя говорит.

Вика удивляется,

Вика исправляется.

И теперь она на «Вы»

К взрослым обращается.

И теперь она на «ты»

И не откликается!

Т. Павлова-Зеленская

Дифференциация 3 — С

Занятие 1

Цели занятия

§ развивать слуховую дифференциацию звуков 3 и С;

§ развивать умение соотносить звуки 3, С с буквами 3 и С;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль. Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук 3?

3 — как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у 3 — простой и чистый,

3 запомним очень быстро!

Назовите слова с мягким звуком 3, твердым.

3 — зима, земля, заря,

3 — придумали не зря!

Заяц, зной, залив, закуска,

3 повсюду в речи русской.

Сколько раз в стихотворении встретился звук С?

Вот трещит в траве сверчок,

Светит нежно светлячок,

Соловей залился трелью,

Звонкой, радостной свирелью.

Назовите слова с мягким и твердым звуком 3.

Есть на С любые птицы:

Совы, снегири, синицы,

Страус, сокол и скворец.

Буква С, ты — молодец!

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук 3 — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

С — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук 3 и глухой С.

3. Игра «Эхо».

Повтори слоги:

Са — за, за — са, за — са — за, за — за — са, са — за — са, со — со — зо.

Са — за — са — за, са — за — за — са, за — са — за — са.

4. Назови первый звук в словах:

Слава, стакан, завод, спор, забота, загадка, сабля, скала, золото, скатерть, звон, звук, сыр, знание.

5. Определи, какой звук в слове — 3 или С и его место:

Спорт, зонт, нос, маска, узор, ваза, гроза, рис, доска, минус, глаза, кокос, плюс, езда, воздух, волос, оса, музыка, гвозди, басня, медуза, поезд.

6. Как ты думаешь, на что похожа буква 3? (Например, на зонтик) На что похожа буква С? (Например, на месяц).

7. Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Выложи их из мелких предметов (например, из бусинок, горошин и т. д.).

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Зз и Сс?

9. Сколько здесь букв 3 и С:

10. Выдели букву З в ряду букв:

11. Определи первый звук в словах. Покажи, какой букве он соответствует, запиши ее.

Сто, зонт, спорт, слово, смех, змей, звери, следы, зонтик, зайка, стук, столб, запад, здоровье.

12. Игра «Кто больше?»

Необходимо придумать и записать как можнобольше слов:

§ начинающихся на буквы 3, С;

§ имеющих их в своем составе.

13. Вставьте букву 3 зеленым цветом, С — синим. Записывая, проговаривай слова вслух.

...алат, ли...а, гла...а,...верь, кре...ло, мо...ты, ГВО...ДИ, вок...ал, во...дух, аи...т, го...ти, ко...тюм,...еркало,...вонок,...неговик,...амолет,...онтик,...вук.

В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени), в виде парной работы, групповой работы. Задание можно усложнить, предложив подобрать слова, связанные с определенной темой, например, с зимой.

Занятия 2—3

Цели занятий

§ развивать фонематический слух;

§ закрепить дифференциацию 3 и С в словах, предложениях;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Чем отличаются звуки 3 и С?

С помощью каких приемов можно проверить, правильно ли произносишь эти звуки?

2. Зрительно-слуховой диктант.

Наступила зима. Стоят сильные морозы. Земля замерзла. Снег блестит на солнце. Дети взяли санки и весело катаются с горки.

(19 слов)

3. Вставьте букву 3 — зеленым цветом, С — синим. Рассуждайте по образцу: так как в слове арбузы перед ы четко слышится з, поэтому в слове арбуз пишу букву з.

Арбузы — арбуз паруса — пару...
лезет — вле... косить — поко...
караси — кара...ь срезать — сре...
рысенок — ры...ь вкусен — вку...
страусы — страу... ужасаться — ужа...
усы — у... голоса — голо...
грузить — гру... навесить — наве...
глаза — гла... слезы — сле...
морозы — моро... колосья — коло...
указы — ука.... слезать — сле...
рассказы — расска.... мазать — ма...ь

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

. Вставить буквы 3 — зеленым цветом, С — синим. Значение незнакомых слов посмотри в словаре.

Образец рассуждений: в слове «Русь» пишу букву с, потому что проверочное слово «Руси», перед гласной и четко слышится с.

Русь — Руси, реди... —..., завя...ь —..., исче... —..., Дени... —..., голо..., наве..., сеноко..., ука..., ни..., моро..., арбу..., га..., вле..., кара...ь, ры...ь, свя..., у..., гру..., пару..., пови..., поко..., ужа..., замер..., поя..., но..., вку..., во..., расска..., ма..., коло....

5. Вставь буквы 3, С, объясни правописание этих слов1. Напиши один из этих текстов под диктовку. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Трудный случай

Моро.... Парово... ве... гру.... Впереди ле.... На стеклах изморо...ь. Машинист замер.... У него покраснел но.... Нужна ма...ь. Какой ужа...! Обидно до сле...! Парово... медленно пол....

(30 слов)

Арбу...

Дени... не... арбу.... Арбу... приятен на вку...! У него большой ве.... Пе... Барбо... гры... его арбу.... Как отнять арбу...? Барбо... уне... арбу... в конуру. Пе... догры... арбу... и выле.... Жалко арбу...!

(38 слов)

Полю...

Дени... и Вла... идут на полю.... Они получат при.... Их поход вызывает у на... интере.... Была хорошая свя...ь. Вдруг голо... исче.... Вла.. замер.... Вот горячий чай. Чай хорош на вку....

(31 слово)

Предложите ребенку самостоятельно выбрать, сколько текстов он сможет записать.

6. Раскрой скобки, обоснуй свой выбор, подобрав проверочное слово.Придумай 3 предложения с любыми из этих словосочетаний.

Уйти с гла(з,с), моро(з,с) все зане(з,с), вле(з,с) на вя(з,с), залаял пе(з,с), увя(з,с) в снегу, вьюн пол(з,с), катились из гла(з,с), зеленый ове(з,с), пови(з,с) вни(з,с), пруд замер(з,с).

7. Зрительный диктант.

Ребенок читает 1 строчку в течение 8—10 секунд, затем текст закрывается. Ребенок записывает, как запомнил. После того, как записаны все предложения, текст открывается и делается самопроверка. Затем работу проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, необходимо их подчеркнуть, не исправляя, и предложить еще раз сравнить с текстом.

Арбуз

Арбуз пузат и толстокож, И все ж не этим он хорош; Похвалят лишь тогда арбуз, Когда попробуют на вкус.

Мороз

Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег сухой и колкий. И вяз озяб. И дуб замерз. Насквозь промерзли елки.

8. Исправь, где надо, ошибки.

Грус, замерз, паруз, исчес, срез, свясь, завязь, ноз, пояс, вкуз, ужаз, редис, арбус, навес, рызь, карась, ус, парус, гас, глаз.

Подсказка: ошибки допущены в 10 словах.

9. Тест. Выбери правильный вариант.

       
Коле...о с   с
Гла... с    
Кре...ло с   с
Голо... с   с с
Арбу...   с  

Ответ: 3.

Занятия 4—5

Цели занятия

§ развивать фонематический слух;

§ закрепить дифференциацию 3 и С в словах, предложениях связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя»

Какие приемы помогают различать звуки 3 и С?

2. Письмо по памяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы слова считать:

Зайка, зонтик, слон, насос,

Воз, сорняк и пылесос.

Если ребенок с трудом запоминает текст, предложите ему выучить по 2 строчки.

3. Вставь буквы 3 — зеленым цветом, С — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове сказать перед а четко слышится з, поэтому в слове сказка пишу букву з.

Сказать — сказка близок — бли...кий
сквозит — наскво...ь узок — у...кий
слезы — еле...ки слезать —ле...ть
сосет — со...ка косить — ко...ьба
мазать — зама...ка везет — ве...ти
грузить — гру...чик красить — кра...ка

4. Вставить буквы 3 — зеленым цветом, С — синим.

Образец рассуждений: в слове слезки пишу букву з, потому что проверочное слово слезы, в котором перед гласной ы четко слышится з.

Слезки — слезы, пол...ти —..., реди...ка —..., ве...ти —..., про...ьба —..., сала...ки, выре...ка, блу...ка, повя...ка, ми...ка, ука...ка, ска...ка, подска...ка, полс.ка, па...тбище, зама...ка, ки...ка, гру...чик, покра...ка, со...ка, бли...кий, сколь...кий, ре...кий, ни...кий, у...кий, сле...ть, пол...ком, вя...кий, ме...ти, па...тух.

5. Раскрой скобки, объясни свой выбор, подобрав проверочное слово.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Ранняя ко(с,з)ьба, бли(с,з) кий друг, осенняя окра(с,з)ка, тонкая бере(с,з)ка, у(с,з)кая дорожка, спелые коло(с,з)ки, русские ска(с,з)ки, крепкая завя(с,з)ка, смотреть с опа(с,з)кой, меняет окра(с,з)ку, детс(с,з)кий праздник, сколь(с,з)кий лед, ре(с,з)кий удар, хитрые гла(с,з)ки, горькие сле(с,з)ки, свежая реди(с,з)ка.

Составь 3 предложения с любыми из этих словосочетаний.

6. Раскрой скобки, обоснуй свой выбор.

Не дочитав ска(з,с) ки, не кидай ука(з,с)ки. Каковы бере(з,с)ки, таковы и отростки. От гла(з,с) мало пользы, коли ум слаб. Кошке игрушки, а мышке сле(з,с)ки.

Объясни значение этих пословиц.

Попробуй составить рассказ, заглавием которого будет первая пословица.

7. Исправь, где надо, ошибки.

Вяс, паровое, сенокос, березки, слески, повоска, узкий, вкус, арбуз, грус, парус, прокасник, ужаз, сказка, гас, свясь, рызь, интерез, реский, ниский, мороз, глас, внис, колхос, указка, замаска.

Подсказка: ошибки допущены в 17 словах.

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с 3, С, требующие проверки.

Самолет летит довольно низко. Детям читали чудесные сказки. А на грядках низко, низко из земли торчит редиска. Желуди с дуба падают на землю при первых заморозках: С севера подул резкий, холодный ветер. Толя принес в класс красивую указку. Узкая дорожка ведет к беседке. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Мы несемся на санках по скользкой дорожке. Тоненькие кудрявые березки стоят на опушке леса. Поезд уже совсем близко подходит к станции.

9. Зрительный диктант.

Сели дети на салазки,

Как горят их глазки!

Дети быстро понеслись

На салазках с горки вниз.

Санки вдруг свернули — хлоп!

Детвора летит в сугроб.

10. Письмо по памяти. Предложите ребенку выбрать один из текстов.

Зима

Снег да снежные узоры.

В поле вьюги разговоры.

В пять часов уж тьма.

День — коньки, снежки, салазки.

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она зима.

А. Блок

Сели детки на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз.

Т. Синицина

11. Тест. Выбери правильный вариант:

       
Кра...ка с   с
Ска...ка   с  
Бере....ка   с с
Ука...ка   с  
Ни...ко   с  

Ответ: 1

12. Предупредительный диктант.

В лесу стоят березки. Одна выросла близко к сосне. Ее зеленые ветки наклонились низко над озером. Она смотрится в скользкую гладь воды. Как в сказке, она хочет увидеть там русалку.

(30 слов)

13. Контрольные диктанты.

Скоро зима. Уже наступил сильный мороз. Все звери приготовились к зиме. Многие залегли в спячку. Медведь спит в своей берлоге и сосет лапу. Заяц, листца, белка поменяли свои шубки. Зимой в лесу мало корма. Звери подходят близко к людям.

(39 слов)

Наступила зима. Мороз сковал озеро. Повсюду искрится чистый белый снег. Дети рады зиме. Саша и Зоя взяли санки и катаются с горки. Санки быстро катятся вниз. Слышен громкий смех. Саша упал в сугроб. На горке скользко, трудно подняться. Зоя уже близко. Она спешит ему на помощь. Детям весело.

(47 слов)

14. Работа с текстом (Это комплексное задание, основное внимание необходимо уделить формированию правильного процесса чтения, дифференциации звуков С и 3 во время чтения, развитию связной речи.).

Прочитай выразительно стихотворения.

Почему земляника называется младшей сестрой клубники?

Почему сосульки назвали синиц несознательными птицами?

Подчеркни С — 3 разными цветами.

Выпиши по 5 слов с С, 3 из каждого стихотворения.

Земляника, земляника,

Младшая сестра клубники,

Ты зачем в траве зеленой

Листиком закрылась клена?

В лес по ягоды пойдем —

Их по запаху найдем!

Т. Синицина

Весенняя сумятица

Две синицы прилетели на сосну,

Две синицы засвистели про весну: —

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

А на той же самой ветке сосны

Две сосульки — висюльки видны.

Две сосульки свисают с сосны,

Две висюльки боятся весны.

А синицы то-то рады весне!

В пляс пустились по высокой сосне.

Раскачали ветку вверх да вниз!

Две сосульки, две висюльки сорвались,

Полетели вниз в овраг, в темноту,

Рассердились и кричат на лету:

— Вот какие вы, синицы,

Несознательные птицы!

Бессердечные!..

Вс. Рождественский

Дифференциация Ж — Ш

Занятие 1

Цели занятия

§ развивать слуховую дифференциацию звуков Ж и Ш;

§ развивать умение соотносить звуки Ж, Ш с буквами Ж и Ш;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ж?

***

Жизнь природы интересна,

Много в ней нам не известно.

Почему у рыбы — жабры?

Почему в болоте жабы?

***

Почему цветет жасмин,

В небе — журавлиный клин?

И зачем желток с белком

Спрятались в яйце одном?!

***

Буква Ж — для нас легка,

Ее вид напоминает

Паука или жука.

Кто же этого не знает!

Сколько раз в стихотворении встретился звук Ш?

***

Над шитьем швея склонилась,

Шаль с ее плеча спустилась,

Взмах иглы и снова — взмах,

Шелк шуршит в ее руках.

***

Щедр к шипящим наш язык:

Шоколад, щербет, шашлык,

Шея, шарф, щека и шест,

Шапка, шубка, цифра шесть.

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Ж — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Ш — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Ж и глухой Ш.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Жа — ша, ша — жа, жа — жа — ша, ша — жа — ша, жа — ша Жа — ша — жа — ша, ша — жа — жа — ша, жу — шу — щу — жу.

4. Назови первый звук в словах:

Шум, жук, шарф, жираф, шиповник, жара, школа, шнур, желудь, шишка, животное, шмель, жаворонок.

5. Определи, какой звук в слове — Ж или Ш и его место:

Шапка, лошадь, жаба, пожар, груша, ежи, этажи, ошибка, горошина, рыжик, художник, дружба, мишка, каштан, пружина, вишня, пижама.

6. Чем отличаются выделенные слова?

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час. И вот что, кстати,

Получилось в результате.

...Две вороны ворожили,

Десять — сено ворошили

И сороки не тужили:

У реки пожар тушили.

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых шарил.

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая ушами.

Я. Козловский

Подумай, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Ж. Выложи их из мелких предметов (например, из мозаики, бусинок и т. д.)

Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Ж и Ш?

7. Сколько здесь букв Ж и Ш?

8. Подчеркни букву Ж в ряду букв:

9. Прочитайте сначала слова с буквой Ж, затем с Ш:

Шахматы, шаги, жаба, животное, шалун, вожатый, жара, мыши, горошек, медвежонок, журавль, гребешок, шампунь, шорты, одежда, шея, кожа, ежевика.

10. Игра «Кто больше?»'. Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Ж, Ш; имеющих их в своем составе (на втором месте, третьем и т. д.).

11. Вставь букву Ж зеленым цветом, Ш — синим. Записывая, проговаривай слова вслух.

По...ар, лу...а, ланды...и, ма...ина, пи...ама, по...арный,...аворонок,...утник, ло...адь, гру...а,...урнал, моро...еное, пры...ок, ору...ие, игру...ки.

Занятия 2—3

Цели занятия

§ развивать фонематический слух;

§ вырабатывать дифференциацию Ж и Ш в словах, предложениях;

§ совершенствовать грамматические формы речи;

§ обогащать лексический запас;

§ развивать внимание и память;

§ развивать умение планировать и контролировать свои действия. Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Вспомни, чем отличаются звуки Ж и Ш? Какие приемы помогут

различить эти звуки? 1 Составь схемы слов, выделив в них буквы Ж, Ш.

Образец: в слове шапка 5 букв, из них ш — первая.

Схема слова:

Шапка, афиша, лыжи, петушок, дружок, штора, мышонок, пряжа, лошадь, лягушонок, урожай.

2. Вставь букву Ж или Ш. Ж пиши зеленым цветом, Ш — синим. Рассуждай по образцу: так как в слове стрижи перед и четко слышится ж, поэтому в слове стриж пишу букву ж.

В классе или в группе пров<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: