Организационно-методический раздел




УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

Пояснительная записка

Психология личности - одна из областей психологического знания, пытающаяся разгадать загадку природы человека, неоднозначная и стремительно развивающаяся. Существует множество теорий личности. Курс «Психология личности» дает представление студентам о разнообразии теоретических направлений, изучающих природу человека.

Курс «Психология личности» преследует цель дать современные представления о природе человека, структуре личности, динамике ее развития, систематизировать и структурировать знания студентов-психологов в области теоретических подходов к изучению, развитию и саморазвитию личности, оказанию ей необходимой психологической помощи.

Программа курса включает в себя три основных раздела.

Первый раздел – введение в психологию личности, второй - методологические основы исследования личности, третий - теории личности и новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности.

Программа предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельное изучение студентами дополнительнойлитературы по всем разделам курса. Итоговой формой отчетности является экзамен.

 

Организационно-методический раздел

Дисциплина «Психология личности» относится к дисциплинам федерального компонента общепрофессионального блока дисциплин специальности 030301.65 «Психология».

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану

Код дисц-ны по ГОС Код дисц-ны по УП УРАО Всего часов Аудит. занятий   Лекций Сем, практ Сам. работа   КСР
Очно-заочная форма обучения
ОПД.Ф.08 ОПД.Ф.08            

 

Целью изучения дисциплины «Психология личности» является познание психологических закономерностей развития личности, формирование всесторонних представлений о проблеме личности в психологии, отраженных в определенной системе понятий, в исторически сформировавшихся взглядах на природу человека, в подходах к личности в различных психологических школах, применение полученных знаний в процессе профессиональной деятельности.

Значение знаний по дисциплине «Психология личности» в подготовке специалиста заключается в том, что они помогают выстраивать и регулировать взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы поступков, правильнее оценивать и истолковывать исходные данные, полученные в ходе профессиональной деятельности, а также позволяют молодым специалистам свободно ориентироваться в потоке литературы, использовать свои знания о личности в реализации исследовательских проектов, в прикладной и практической психологической работе.

Задачи курса «Психология личности» состоят в следующем:

- в усвоении теоретических понятий и положений лекционного курса и в изучении специфики проявления психологических закономерностей в развитии личности;

- в усвоении специфики предметного подхода к изучению личности в психологической науке (в сравнении с философией, социологией, педагогикой и другими смежными науками;

- в формировании развернутого представления об основных психологических теориях личности, в подходах к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии;

- в рассмотрении проблемы развития личности в онтогенезе, изучении движущих сил и условий развития личности ребенка и взрослого;

- в анализе существующих взглядов на возрастную периодизацию личностного развития, процесс социализации-индивидуализации, идентификации-персонализации;

- в анализе индивидных свойств человека (возрастно-половых и индивидуально-типических), проблем темперамента, характера, способностей и задатков;

- в ознакомлении студентов с центральными вопросами проблемы личности – мотивационно-потребностной сферы личности, самосознания, направленности личности, воли, саморегуляции и самоорганизации личности, свободы и ответственности личности.

Курс заканчивается итоговым экзаменом.

3. Тематический план  
Разделы, темы Лекции Семинары, Сам. работа
Раздел I. Общие проблемы психологии личности      
Тема 1 Предмет и задачи курса «Психология личности». Понятие личности. Соотношение определений «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».      
Раздел II. Методологические основы исследования личности      
Тема 2 Методы исследования личности: наблюдения, анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод, оценки личности, типы методов оценки личности      
Раздел III. Основные направления исследования личности в отечественной психологии      
Тема 3 Современные подходы к исследованию личности: личность и ее развитие в трудах А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др      
Раздел IV. Теории личности в зарубежной психологии.      
Тема 4 Психодинамическая теория личности З.Фрейда.      
Тема 5 Индивидуальная теория личности А,Адлера. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга. Эго-теория личности Э.Эриксона.      
Тема 6 Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандура, Д.Роттера. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера. 0,5    
Тема 7 Диспозициональная теория личности Г.Олпорта. Структурная теория личности Р.Кеттелла. Теория личности Г. Айзенка. 0,5    
Тема 8 Гуманистическая теория личности Э.Фромма Гуманистическая теория личности А.Маслоу. Феноменологическая теория личности К.Роджерса.      
Итого:      

 

Основное содержание учебного курса

Раздел 1. Общие проблемы психологии личности

Тема 1. Предмет и задачи курса «Психология личности»

Понятие личности. Соотношение определений «человек»,

«индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

Проблема природы человека как одна из основных в психологии. Решение задачи по установлению общего, объединяющего представления о природе человека. Обнаружениебольшого разнообразия основополагающих ценностей и устремлений человека, его стилей жизни. Сложность понимания человеческого поведения, сущности человека. Исторический аспект развития психологии личности.

Научное определение понятия «личность» Наличие множества определений данного понятия, как фактора многогранности и сложности феномена личности Различие в содержании и объеме понятий индивид, личность, индивидуальность. Направленностьличности Понятие о мотивах поведения человека. Мотивация как проявление потребностейличности Осознанные и неосознанные мотивыРоль самосознания в становлении «чувства-Я», «образа-Я»,«Я-концепции». Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.

Раздел 2. Методологические основы исследования личности

Тема 2. Общие положения исследования личности.

Структура личности. Мотивация личности

Значение исследования личности. Обязательность эмпирической проверки научных идей. Преимущества эмпирического подхода к изучению личности.

Основные типы стратегий исследования личности, используемые психологами: изучение клинических случаев, использование корреляционного анализа, использование эксперимента.

Структура личности как ключевой компонент теории личности. Различные подходы к пониманию структуры личности. Представление о личности как «комплексе коррелируемых свойств индивида», «созвездии черт». Типологический подход к исследованию личности. Место мотивационно-потребностной сферы в структуре личности. Мотивация в структурном и процессуальном аспекте. Теории мотивации. Смысловые образования личности. Личностный смысл. Психология переживания. Иерархия мотивов. Виды направленности личности – личной, просоциальной, деловой. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Гармоничная и дисгармоничная структура личности. Понятие внутреннего мотивационного конфликта.

Раздел 3. Основные направления исследования личности

в отечественной психологии

Тема 3. Современные подходы к исследованию личности:

личность и ее развитие в трудах А.В.Петровского, А.Г.Асмолова,

А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др

Представление о личности и ее развитии в трудах А.В. Петровского. Индивид и его потребность быть личностью. Способность быть личностью. Персонализация как идеальная представленность индивида в других людях. Развитие личности в системе коллективных отношений. Историко-эвалюционный подход к исследованию личности А.Г. Асмолова. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека в работах А.Б.Орлова. Этика в психологии личности (работы А.Б. Братуся).

Экзистенциальное направление в исследовании личности. (Д.А. Леонтьев). Ценность альтернативных направлений исследования личности. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных. Их вклад в поведение человека. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

Тема 4. Психодинамическая теория личности З.Фрейда

Основные положения и принципы психоанализа Структура личности в теории З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила поведения человека. Психосексуальные стадии развития личности Природа тревоги личности, типы тревоги, защитные механизмы личности. Основные положения о природе человека в теории личности З. Фрейда. Применение теории. Психоаналитическая терапия как исследование бессознательного.

 

Тема 5. Индивидуальная теория личности А. Адлера. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга. Эго-теория личности Э.Эриксона.

Основные положения индивидуальнойпсихологии. Индивидуум как единое самосогласующееся целое. Жизнь человека как стремление к совершенству. Индивидуум как творческое самоопределяющееся целое. Социальная принадлежность индивидуума Индивидуальная субъективность.Основные положения теории А. Адлера относительно природы человека. Применение теории - объяснение природы невроза и его лечение.

Структура личности в аналитической теории личности К.Г. Юнга. Архетипы в коллективном бессознательном и их функции: персона, тень, анима, анимус, самость. Эго-направленность личности – экстраверсия, интроверсия. Психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Развитие личности как уникальный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Достижение самости – динамичный процесс интеграции многих внутриличностных сил и тенденций. Конечная жизненная цель – полная реализация «Я», доступная способным и высокообразованным людям.

Эго-психология как результат развития психоанализа Центральное звено эго-теории личности - теории развития человека. Эго-положениео прохождении универсальных для человека стадий развития в соответствии с принципами созревания. Психосоциальные стадии развития личности. Основные положения теории Э. Эриксона относительно природы человека Применение теории - игровое поведение детей, социальное поведение подростков, проблема идентичности подростков в годы ранней юности.

 

Тема 6. Социально-когнитивное направление в теориях личности

А. Бандура, Д.Роттера. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера.

Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры: зависимость поведения не только от внутренних, но и от внешних процессов; предвидение последствий своих поступков; соотношение саморегуляции и познания в поведении. Научение через моделирование. Подкрепление в научении через наблюдение. Самоконтроль в саморегулируемом поведении.

Основные положения теории социального научения Д.Роттера: потенциал поведения и ожидание; ценность подкрепления; основная формула прогноза поведения. Интернальный и экстернальный локус контроля в поведении человека.

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера. Теория оперантного научения как основополагающий подход в изучении влияния окружающей среды на поведение человека. Пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения человека в теории Б.Ф.Скиннера. Соотношение респондентного и оперантного поведения в жизни человека. Режимы подкрепления, контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения. Лечение, основанное на оперантном научении.

 

Тема 7. Диспозициональная теория личности Г.Олпорта.

Структурная теория личности Р.Кеттелла.

Теория личности Г. Айзенка.

Понятие личности по Г. Олпорту. Чертыличности. Общие и индивидуальные черты Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Функциональная автономия. Основные положения теории личности Г.Олпорта относительно природы человека. Изучение ценностейчеловека(экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные ценности). Подход к личности с позиций факторного анализа.

Основные положения теории черт личности Р.Кеттела. Категории черт личности: поверхностные черты – исходные черты; конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой; способности, темперамент и динамичные черты; общие черты – уникальные черты. Источники данных для факторного анализа. Роль наследственности и окружающей среды.

Теория типов личности Г.Айзенка. Основные положения и принципы теории типов личности. Основные типы личности: интроверт-экстраверт – стабильный- невротичный. Нейрофизиологические основы черт и типов личности. Измерение черт личности. Различия между интровертами и экстравертами.

 

Тема 8. Гуманистические теории личности Э.Фромма и К. Хорни

Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

Феноменологическая теории личности К. Роджерса.

Основные положения и принципы гуманистической теории Э.Фромма. Механизмы бегства, позитивная свобода, экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности, этиология неврозов, ориентация на людей, от людей и против людей. Основные положения гуманистическойпсихологии. Мотивация поведения человека, иерархия его потребностей. Дефицитарнаямотивация и мотивация роста.

Основные положения теории личности А.Маслоу относительно природы человека. Применение теории: определение характеристик самоактуали-зирующейся личности. Психологическая утопия А. Маслоу.

Точка зрения К.Роджерса на природу человека. Тенденция к актуализации как руководящий мотив в жизни человека. Феноменологическая позиция К.Роджерса. Я-концепция как конструкт самости. Становление Я-концепции. Переживание угрозы и процесс защиты. Психические расстройства и психопатология. Полноценно-функционирующий человек и его Я-концепция. Основные положения теории личности К.Роджерса относительно природы человека. Точка зрения К.Роджерса на научные исследования. Самопринятие личности и принятие других. Применение теории личности К.Роджерса: психотерапия, центрированная па человеке.

 

Тематика и содержание семинарских занятий

Семинар1

Тема 3: Современные подходы к исследованию личности: личность и ее развитие в трудах А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др.

Цель: Изучить особенности подходов к изучению личности в современной отечественной психологии, Рассмотреть основные структурные компоненты, выделенные авторами при изучении личности.

Вопросы к дискуссии на занятии:

1. Каковы представления о личности и ее развитии в трудах А.В. Петровского. Индивид и его потребность быть личностью. Способность быть личностью.

2. Персонализация как идеальная представленность индивида в других людях. Развитие личности в системе коллективных отношений.

3. Историко-эвалюционный подход к исследованию личности А.Г. Асмолова.

4. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека в работах А.Б.Орлова.

5. Этика в психологии личности (работы А.Б. Братуся).

6. Экзистенциальное направление в исследовании личности. (Д.А. Леонтьев).

Семинар 2

Темы: 4, 5: Психодинамическая теория личности З.Фрейда. Индивидуальная теория личности А,Адлера. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга. Эго-теория личности Э.Эриксона.

Цель: Изучить особенности подходов к изучению личности в психоанализе, неопсихоанализе.

Вопросы к дискуссии на занятии:

1. Основные положения и принципы психоанализа Структура личности в теории З. Фрейда.

2. Психосексуальные стадии развития личности.

3. Основные положения теории А. Адлера относительно природы человека. Применение теории - объяснение природы невроза и его лечение.

4. Архетипы в коллективном бессознательном и их функции: персона, тень, анима, анимус, самость. Эго-направленность личности – экстраверсия, интроверсия. Психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Развитие личности и достижение самости, как уникальный динамический процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни.

5. Эго-психология как результат развития психоанализа.

6. Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону.

Семинар 3

Тема 8: Гуманистическая теория личности Э.Фромма. Гуманистическая теория личности А.Маслоу. Феноменологическая теория личности К.Роджерса.

Цель: Обсудить основные положения гуманистических теорий личности, выявить особенности оказания психологической помощи в рамках каждой из них.

Вопросы к дискуссии на занятии:

1. Роль мотивации в поведении человека.

2. Дефицитарная мотивация и мотивация роста в теории личности А.Маслоу. Сравнительный анализ данной теории с положениями о развитии личности в работах Э Фромма, К. Роджерса, в отечественных теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин).

3.Самоактуализация как основа здорового образа жизни.

4. Характеристики самоактуализирующейся личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: