ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ




Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т. е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т. п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т. п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

16 Воля. Механизмы волевого поведения

Воля — сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.

Это способность человека к самодетерминации и саморегуляции

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч», «возьми чашку») и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивида.

Волевое поведение

Волевое поведение - Поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость и есть волевое поведение, где смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия. Затем, при повторении действия, это поведение либо <привязывается> к уже имеющемуся у человека мотиву, либо создается новый мотив, уже внутренне связанный с заданным действием.

Другими словами, волевое поведение-это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию. Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает дополнительное побуждение к действию.

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том. или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника,-значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.

 

17 Понятие о темпераменте. Свойства и виды темперамента

Темперамент (от лат. temperamentum- соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Адаптированность к внешним изменяющимся условиям.

4. Чувствительность, синтезитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость.

5. Пластичность или ригидность психической деятельности. Ригидность – это инертность, консервативность, плохая переключаемость психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности:

• сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

• моторная — трудность перестройки привычных движений;

• эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

• памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;

• мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качества, противоположные ригидности, – гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность, – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, не адекватному степени угрозы Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида направленности темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (табл. 1):

• сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей – заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;

• холерический. Человек, обладающий им, – холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью решений, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки – неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;

• флегматический. В основе его – сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а потому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;

• меланхолический (примерно у 2 % людей). Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка – слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, восприятию явлений «сквозь черные очки», пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Меланхолик, как тонкая струна, звучит от малейших прикосновений, но может порваться от грубых. Эти особенности имеют, с другой стороной, плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.

 

18 Понятие о характере. Структура характера

Характер-это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действий йсности и к самому себ.

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях

О характере человека делаем вывод и по тому, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, какого мнения она о других людях и о самом себе, каким образом части ведет

Знать характер человека очень важно Это позволяет предвидеть, как человек будет себя вести при определенных условиях, чего от нее можно ожидать, как она будет выполнять данные ему поручения

В структуре характера выделяют следующие ее компоненты:

1 направленность

2 убеждение

3 умственные черты

4 эмоции

5 волю

6 темперамент

7 полноту

8 целостность

9 определенность

10 силу

Направленность является главной составляющей структуры характера личности Она проявляется в избирательном положительном или отрицательном оценочном отношении личности к поступкам и деятельности людей и в самой это Эбе зависимости от доминирующих материальных или духовных потребностей, ценностных установок личности, интересов и предпочтений жизни одних людей наполнена полезной деятельностью, они неутомимо работают и выполняют общественный долг Двигателем их поступков гуманность, оптимизм, контахтнистсть.

Убеждение - это знания, идеи, взгляды, являются мотивами поведения человека, становятся чертами ее характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение Убеждение оказываются в принципиальности, не под дкупности, правдивости, требовательности к себе.

Умственные черты характера проявляются в благоразумии, наблюдательности, умеренности Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстановке безрассудный люди легко хватаются за д. дь какое-либо дело, действуют под влиянием импульса Умственная инертность, наоборот, проявляется в пассивности, равнодушия, медлительности, когда нужно принять решение, или в поверхностном отношении к делу без ура ления ее важностисті.

Воля как составная структуры характера предопределяет его силу, стойкость Итак, воля, как считают, представляет собой стержневой компонент сложившегося характера Сильная воля делает характер самостоятельным, устойчивым, непреклонным, мужественным, человек с таким характером способна достигать желаемой метти.

Темперамент как составная структуры характера является динамичной формой его проявления

Характер - это единство типологического и приобретенного жизненного опыта

Полнота характера - это всестороннее развитие главных его структурных компонентов - умственных, моральных, эмоционально-волевых Благоразумие такого человека всегда согласована с эмоциональной уравновешенностью и сам мовладанням.

Внутреннее единство черт характера определяет его целостность Она проявляется в единстве слова и дела или ее отсутствия в поступках

Определенность характера человека как субъекта деятельности сказывается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения на человека с определенным характером полагаться, поручая ей важные дела, - она??выполнит поручение согласно его цели, содержания дела и способов исполнениия.

Сила характера проявляется в энергичных действиях, рвении и активности деятельности, борьбе за доведение дела до завершения, несмотря ни на какие препятствия Такие люди не боятся трудностей, умеют их под преодолевать Это новаторы в труде, энтузиасты, инициаторри.

19 Характер и темперамент. Характер и способности.

Характер и темперамент человека

Взаимосвязь темперамента и характера в течение многих лет изучались разными учеными. В итоге появилось 4 основных мнения относительно соотношения этих двух понятий:

Темперамент отождествляется с характером.

Темперамент противопоставляется характеру.

Темперамент признан элементом характера.

Темперамент считается основной природой характера.

Если рассматривать научное толкование понятий, то отличительные признаки темперамента от характера становятся более заметны:

Темперамент - это совокупность свойств психики, которые влияют на поведение человека и его деятельность. Память, скорость мышления, степень сосредоточенности и ритм деятельности - за все это отвечает нервная система человека, которую принято считать основополагающим фактором формирования одного из видов темперамента. Всего их 4:

холерический - для людей этого типа характерна подвижность нервной системы. Такие люди часто неуравновешенны. Они мгновенно выходят из себя и также быстро становятся спокойными;

сангвинический - обладатели этого типа темперамента открыты и общительны, но их отношение к миру поверхностно. Они быстро привязываются и также быстро становятся равнодушными ко всему, что их окружает;

флегматический - людям с этим типом темперамента присвоено звание самых спокойных и невозмутимых. Они усердны в делах, неспешны и невозмутимы;

меланхолический - к этому типу относятся ранимые и часто замкнутые личности. Они постоянно подвержены страхам и нерешительности.

Характер - в отличие от темперамента он является совокупностью качеств, которые проявляются по отношению к объектам и предметам окружающего мира. Характер тоже обусловлен работой психики, но в отличие от темперамента, который дан человеку от природы, он формируется и видоизменяется в течение жизни. На характер человека влияют такие факторы как социум, воспитание, профессия и т.п.

Дать какую-либо точную классификацию характеру пытались многие психологи. Однако связь темперамента и характера не позволила сделать характеристику чистой, и теперь такие типы характера как волевой, рассудочный и эмоциональный непрерывно связаны не только с влиянием социума, но и с врожденными природными особенностями личности.

Кроме того, характер можно классифицировать по наличию в нем различных черт:

отношение к самому себе (эгоизм, гордость, уничижение);

отношение к окружающим людям (толерантность, грубость, отзывчивость и т.п.);

отношение к деятельности (энергичность, усидчивость, лень);

отношение к окружающим вещам (скупость, аккуратность).

Таким образом, особенности темперамента и характера заключаются в том, что их часто путают, называя врожденные качества личности проявлениями психики и наоборот, характеризуя приобретенные в социуме черты, как индивидуальные свойства нервной системы.

На самом же деле дифференцировать эти два понятия можно довольно просто. Соотношение темперамента и характера можно представить следующим образом:

характер - это совокупность приобретенных качеств, а темперамент – врожденных;

характер и темперамент человека

характер может изменяться под влиянием жизненных обстоятельств, а темперамент остается неизменным;

понятие характера до сих пор не смогли классифицировать, в отличие от темперамента;

характер и его отдельные черты можно подвергнуть оценке, а темперамент ей не поддается.

Темперамент и характер всегда будут путать между собой. Однако в тандеме они создают целостную личность, которую всегда можно оценить со стороны. И главное, чтобы ее врожденные качества всегда находились в гармонии с приобретенными.

2) Б.М.Теплов предложил разделять задатки и способности. При этом задатки определяются исследователем как врожденные, физиологические особенности человека, которые служат природной основой развития способностей. Они представляют собой условия развития способностей, но не предопределяют одаренности. В процессе психического развития личности задатки преобразуются и изменяются.

Для классификации способностей используют несколько критериев.

По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:

сенсомоторные;

перцептивные;

аттенционные;

мнемические;

имажитивные;

мыслительные;

коммуникативные;

По критерию основного вида деятельности на:

научные (математические, лингвистические и пр.);

творческие (музыкальные, литературные. художественные);

инженерные и т.д

Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант.

Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности.

20 Понятие о способностях. Задатки и способности. Развитие способностей.

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Фундаментом для развития способностей выступают задатки

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:

- Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.

- Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова - способ.

- Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.

Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.

У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой - у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.

Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.

Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.

При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимo исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:

Репродуктивный уровень - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.

Креативный уровень- обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

Е.А. Климов связал способности с конкретными видами проффесиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии направлены.

Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.

Природные (врожденные, естественные) - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.

Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.

Общие - обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.

Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления - либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.

Учебные и творческие способности - определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.

Способности к общению и взаимодействию - наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.

Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.

Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.

Одаренность - особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.

Талант - высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не noxoжее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.

Гениальность - высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры, Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.

Наряду со способностями, существуют и неспособности.

Неспособность - определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.

Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).

Развитие способностей предполагает в первую очередь не сковывание игр детей, а вовлечение их в творческие, комплексные игры, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудностей, соответствующая мотивация, положительный эмоциональный настрой.

21 Ощущения, их виды и закономерности

Общая характеристика. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, посредством которого через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод в условиях сенсорной изоляции приводит к дезорганизации личности.

Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором, который состоит из трех частей:

• периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация воздействия энергии в нервный процесс; • чувствительных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора; • центра анализатора — специализированного участка коры мозга. Ответим реакция передается по эфферентному нерву — волокну, проводящему нервные импульсы к исполнительному органу.

Виды ощущений. По месту расположения рецептора и характеру отражения выделяются следующие виды ощущений: 1) интсрорецептивные — рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения); 2)экстерорецептивные — рецептор расположен на поверхности тела; 3) проприорецептивные — рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения обладают общими свойствами: качество (модальность) — основная особенность ощущения, отличающая его от других видов; интенсивность — количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя н функциональным состоянием рецептора; продолжительность (длительность) — временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя.

Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового — 50 мсек., для болевого — 370 мсек ).

Основные закономерности ощущений. К основным закономерностям ощущений относят чувствительность, наличие порогов ощущений, адаптации и сенсибилизации.

Чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно различающиеся воздействия. Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог); максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение данной модальности (верхний порог). Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями.

Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т. д.

Различают две нормы изменения чувствительности: адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю; проявляющееся в повышении или понижении порогов; сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения, при котором чувствительность зависит от физиологических и психологических причин.

22 Восприятие. Свойства восприятия

Восприятием называется отражение о сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.



Поделиться:





Поиск по сайту

©2015-2023 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!