Правовые основы взаимоотношения профсоюзов и государственных органов.




Правовой основой взаимоотношений государственных органов и и профсоюзов, является ст.15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ

Согласно данной статье, Профсоюзы вправе:

· Участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

· Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

· Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

· Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.

Основными участниками социального партнёрства являются работники, где их представляют главы профсоюзов, и работодатели Нуртдинова А.Ф., Окуньков Л.А., Френкель Э.Б. Комментарий к законодательству о социальном партнерстве. М., 2010. С. 411. Где основной задачей является работа над трудовым правом, где за основу берутся взаимоотношения с учётом интересов обеих сторон. Трудовой Кодекс разделяет участников и стороны социального партнёрства. Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Создание и деятельность органов социального партнёрства, при подготовке проектов и заключения договоров и соглашения различного уровня учувствуют как органы государственной власти, так и местное самоуправление. Так как необходимо учитывать интересы общества в целом, и координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование, именно этим обусловливается работа государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Государственные органы выступают в роли третьей независимой стороны при консультациях или переговорах. Они оказывают прямое содействие в трудовых отношениях для поиска взаимоприемлемых решений.

Государственные органы являются представителями для защиты интересов общества в целом, так как оно учитывает мнение сторон, принимая за основу государственную политику, с помощью чего возможно принять правовое решение. Но Государственные органы и органы местного самоуправления далеко не всегда являются участниками трудового социального партнёрства. В основном работодатель и рабочий, при конфронтации стараются не привлекать третьи стороны, так как все взаимоотношения в рамках организации осуществляются на двусторонней основе. В ст. 45 ТК РФ заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если работодатель и рабочий придут к такому решению. Выходя из этого, если стороны конфронтации приходят к такому решению, они автоматически не признаться сторонами социального партнёрства, и соответственно не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключение является то, что государственные органы и органы местного самоуправления сами выступают в роли работодателей или представляют интересы работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

Представителем для работодателя могут являться руководители организаций или уполномоченные руководителем лица. При случае передачи от исполнительного органа акционерного общества к управляющей организации или управляющему (индивидуальному предпринимателю), они получают полномочия действовать и осуществлять действия социального партнёрства от имени общества.

Представителем для рабочих обычно выступают профсоюзы и их объединения, которые определяются в своём выбранном органе. При отсутствии профсоюза, или когда профсоюз не имеет глубоких полномочий, избирают иной представительный орган.

С учётом положений МОТ № 135 «О представителях, трудящихся», от 1917 г., выбранные представители от лица рабочих, представляющие их интересы, и не входящие в профсоюзы, не имеют права работать для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, но профсоюзы не имеют права игнорировать мнение от представителей от рабочих. Это положение международного правового права записано и в ч.2 ст. 31 Трудового Кодекса Российской Федерации. Дословно там говориться: наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Деятельность не профсоюзного представителя в организации обязаны быть основана на тесной работе и сотрудничестве с профсоюзом. Они же имею право выдвигать своих представителей для того чтоб они принимали прямое участие в других представительных органах организаций. Это действие обусловлено в п2 ст. 16 ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности».

Изначально социальное партнёрство предусматривает достижение консолидации между рабочим и работодателем. Социальное партнёрство для принятия решение, учитывает необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий для трудовых правы работников.

 

Социальное партнёрство есть одно из самых сложных системой взаимодействия между рабочим и работодателем. Для более чёткого понятия его сущности и общественного значения нужно понимать все формы и уровни сотрудничества социальных партнёров. В ст. 26 ТК РФ есть пять уровней, благодаря которым возможно социальное партнёрство:

- Федеральный

- Региональный

- Отраслевой

- Территориальный

- Уровень организации

Для каждого уровня трудового партнёрства установлена своя задача для регулирования трудовых отношений.

Трудовой Кодекс определяет все формы социального партнёрства, где есть чёткое представление о форме этих взаимоотношений.

Также присутствуют на паритетных началах формы сотрудничества, которые существуют для решения конкретных социальных проблем, к примеру комитетов, или комиссий по охране труда, или координационных комитетов по занятости, также участие в управлении внебюджетными социальными фондами.

Одной из главных форм социального партнёрства можно считать коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов. Они обусловливают реализацию рабочими, или их представителями между работодателем, трудовые права для осуществления коллективно-договорного регулирования. Благодаря этой форме социального партнёрства есть возможность достичь социального мира в обществе, также позволяет более корректно проводить трудовые и все связанные с ними отношения. Также социальное партнёрство помогает в установлении чётких условий труда.

Консультации между социальными партнёрами традиционно осуществлялись на федеральном, региональном, территориальном и заканчивая уровнем организации. Консультации между партнёрами традиционно осуществлялись на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях.

Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например, статья 21 Закона о занятости предусматривает участие профсоюзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профсоюзов, органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения.

Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией. Проведение консультаций предусматривается, например, ст. 372, 373 ТК РФ при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Коллективным договором могут быть предусмотрены и иные случаи проведения консультаций с представителями работников, например, при решении вопроса о проведении реорганизации предприятия, признание его банкротом, осуществлении массового увольнения работников. Консультации проводятся с целью учёта законных интересов работников при принятии управленческих решений и обеспечения соблюдения их трудовых прав.

В качестве следующей формы социального партнёрства названо участие работников в управлении организацией. Такое взаимодействие работников и их представителей с работодателем осуществляется исключительно на уровне организации, В соответствии со ст. 52 ТК РФ за работниками закреплено права непосредственно или через свои представительные органы участвовать в управлении.

Участие работников в управлении организацией должно обеспечить учёт их интересов при принятии тех или иных решений. Трудовой кодекс выделяет несколько форм такого участия. В частности, представители работников имеют право на получение информации, непосредственно затрагивающей интересы работников; высказывают мнение по поводу принятия локальных нормативных актов, увольнения членов профсоюза, привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором; обсуждают с работодателем вопросы о работе организации, вносят предложения по её совершенствованию.

На практике самой важной формой участия работников в управлении организацией признается учет мнения представительного органа работников при осуществлении локального регулирования трудовых отношений и принятия конкретных управленческих решений-

Учет мнения представительного органа работников необходим, например, при составлении графиков сменности, принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части, локального нормативного акта, устанавливающего нормы труда, инструкций по охране труда.

Представительный орган работников участвует в установлении повышенных размеров оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также за работу в ночное время, в определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

При осуществлении правоприменительных действий учитывается мнение лишь выборного профсоюзного органа, иные представители работников не участвуют в решении вопросов введения неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест, увольнения работников являющихся членами профсоюза, привлечения к сверхурочным работам.

Следующей формой социального партнёрства является участие представителей работников и работодателя (работодателей) в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении трудовых споров.

При разрешении индивидуальных: трудовых споров представителями работников и работодателя на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров.

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создаётся примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий. Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора.

Помимо указанных форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используется: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнёров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учёт работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзов.

Исследования и практика свидетельствует о том, что пока не сформировалась единая модель взаимодействия органов государства с профсоюзами, не приняты адекватно отражающие реальности политической системы России законы.


3. Задача:

В организации профсоюзный комитет выступил инициатором проведения коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора. Администрация на письменное предложение профкома не ответила, но организовала собрание трудового коллектива, на котором была избрана комиссия по проведению коллективных переговоров. На повторное требование профкома вступить в коллективные переговоры администрация ответила отказом, ссылаясь на то, что собрание трудового коллектива определило комиссию и вторую комиссию администрация создавать не обязана. Дайте юридическую оценку действиям администрации. Назовите необходимые действия профкома в данной ситуации.

Решение:

Инициатива по проведению переговоров по заключению коллективного договора может исходить как от работников, так и от работодателя в лице их представителей (часть первая ст. 36 ТК РФ). Предложение о проведении переговоров должно быть направлено в письменной форме (часть вторая ст. 36 ТК РФ). Представителям сторон необходимо создать комиссию на равноправной основе, призванную вести коллективные переговоры, подготовить проект коллективного договора и заключить коллективный договор.

Представитель (представительный орган) работников имеет право согласно части первой ст. 36 ТК РФ на участие в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, а также представительный орган работников имеет право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Согласно п.2 ст.36 ТКРФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Действия администрации являются нерправомерными и нарушают п.1, п.2 ст. 36 ТК РФ.

Уклонение работодателя или лица,его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о

дополнении коллективного договора, либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а также необеспечение работы комиссии по ведению коллективных переговоров в определенные сторонами сроки – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст.5.28 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»). За необоснованный отказ от заключения коллективного договора работодатель или лицо его представляющее подвергается административному штрафу в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Профсоюзный комитет должен подать заявление о привлечении к административной ответственности представителей администрации.


 

Заключение

Проведенный в работе анализ норм права, практики деятельности профсоюзных организаций, а также тенденций в развитии деятельности профсоюзов органов ФСБ России позволяет сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

История показывает, что профсоюзы в силе защитить права работников и их интересы. В процессе деятельности было выявлено множество проблем, которые были устранены принятием ряда законов, касающихся прав профсоюзов. Профсоюзам для повышения эффективности деятельности необходимо взаимодействовать с различными партиями, движениями, чьи программные положения совпадают с интересами трудящихся.

Во-вторых, отношения между руководством Федеральной службы безопасности Российской Федерации и её работниками строятся на основах и принципах социального партнерства. Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон в достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности в обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. В качестве представителя работников Федеральной службы безопасности Российской Федерации выступает Профессиональный союз работников органов безопасности Российской Федерации.

В-третьих, профсоюзные организации органов безопасности Российской Федерации обладают следующими правами: право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; право на содействие занятости; право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; право на информацию; право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде; право на социальную защиту работников. Эти права позволяют профсоюзным организациям отстаивать права и законные интересы работников при незаконных действиях работодателей и нарушениях условий труда.

В-четвертых, считаем необходимым внести изменения в абзац 1 статьи 374 Трудового Кодекса РФ и заменить слова «только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа» на «с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа». Это связано с тем, что данное положение нарушает права других работников данной организации при решении вопросов увольнения, а также зачастую не позволяет уволить нерадивого работника при наличии соответствующих оснований для увольнения по инициативе работодателя, предусмотренных статьей 81 Трудового Кодекса РФ, так как профсоюзные организации, защищая работника, дают отказ на увольнение работника.

Также, считаем целесообразным исключить абзац 7 статьи 377 Трудового Кодекса РФ об оплате труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Это обосновывается тем, что данное положение ставит в зависимость руководителя выборного органа профсоюзной организации от работодателя. К тому же, как уже было сказано ранее, профсоюзная организация является добровольным объединением граждан, а значит и должность руководителя выборного органа профсоюзной организации должна быть добровольной, а деятельность руководителя осуществляться на безвозмездной основе. Благодаря этому возможно добиться повышения роли профсоюзных организаций при защите прав и законных интересов сотрудников организации.


 

Список источников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: