Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Подписана от имени СССР 26 января 1990 г.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
История создания
Основные положения Конвенции
Первая часть Конвенции
Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
41. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.
ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.
Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Глава III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА
Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации.
Статья 17. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.
Статья 18. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей
Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей.
Статья 20. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
Статья 21.Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей.
Статья 22.Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации.
Глава IV ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона.
Глава V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.
42. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года
Введение (из 3 пунктов)
Проблема
4. подвергаются неисчислимым страданиям будучи жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги 5. Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.
7. Вот те проблемы, которые мы как политические лидеры должны решить.
Возможности (Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Нынешние шаги на пути к разоружению также означают, что могут быть освобождены значительные ресурсы для достижения целей невоенного характера. Обеспечение благополучия детей должно быть первоочередной задачей, когда эти ресурсы будут перераспределяться.
Задачи
10. Улучшение здоровья и питания детей 11. больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям- инвалидам12. Укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них пойдут на пользу детям всего мира. 13. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности 14. Всеми возможными средствами следует обеспечивать безопасное материнство. 15. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.
16. Ради будущего всех детей безотлагательно необходимо обеспечить или возобновить устойчивый и постоянный экономический рост и развитие во всех странах, а также по-прежнему уделять пристальное внимание скорейшему, всеобъемлющему и долгосрочному решению проблем внешней задолженности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны-дебиторы.
Обязательства (3 пункта и пр-ма состоящая из 10 пунктов, целью которой является защита прав детей и улучшение их жизни)
Последующие шаги (5 пунктов)
43. Социально-педагогическая защита прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;
После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
- обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
- формирование экокультуры детей;
- пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;
- информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
- контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.
2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подзаконных актах.
Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:
- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией права на образование
- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
- выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
- содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности
- представлять интересы ребенка
3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.
Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:
- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;
- допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;
- ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.
Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:
- выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;
- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;
- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;
- совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;
- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.
4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:
-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);
-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);
-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства
5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.
Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений начального профессионального образования осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:
Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.
В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).
В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).
Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
44. Социально-педагогическая защита имущественных прав
несовершеннолетних
Под защитой имущественных прав несовершеннолетних понимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежащего им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание алиментов с лиц, обязанных по закону их содержать; взыскание причиненных несовершеннолетнему убытков, в частности ущерба, причиненного смертью кормильца; взыскание других, следуемых им денежных сумм (по договору страхования и др.).
Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать несколько направлений:
· информирование, повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей. Могут быть организованы отдельные занятия, собеседования, разработаны и реализованы соответствующие учебные, учебно-деятельностные, игровые, имитационные и т.п. программы. Исполнителем может быть как сам социальный педагог, так и приглашенные специалисты;
· организация консультативной работы. В отличие от первого направления, в основу второго положены конкретные запросы несовершеннолетних и их родителей;
· охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних (обращение в соответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие в судебных процедурах и т.п.) и др.
При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совместно с родителями, осуществляется последними. Родители должны получить согласие от органа опеки и попечительства на совершение сделки, выходящей за пределы бытовой.
Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.
Дети до 18 лет (в том числе усыновленные), независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей той доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обязательная доля»). Правило об обязательной доле несовершеннолетних не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был кому-либо завещан умершим гражданином.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Подобный иск при соответствующих условиях может быть подан органом опеки и попечительства.
Если ребенок оказался единственным членом семьи, оставшимся проживать в помещении умершего или выбывшего по другим причинам нанимателя, то данное помещение может быть переоформлено на имя несовершеннолетнего с согласия на это органа опеки и попечительства.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном детском учреждении или в семье опекуна (попечителя), если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. По окончании пребывания детей, лишившихся попечения родителей, в детском доме или в семье опекуна они возвращаются в ранее занимаемое жилое помещение или обеспечиваются благоустроенным жильем по льготной очереди.
Органы управления образованием, когда им становится известно о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, обязаны принять меры по получению необходимых сведений о нем (подтверждающих сиротство), а также произвести опись имущества, находящегося по месту жительства несовершеннолетнего и его умерших родителей.
Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечительства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.
Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих родителей в воспитании ребенка (детей) могут быть разными, но тем не менее никто из родителей при этом не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Для разрешения конфликта в орган управления образованием приглашаются оба родителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Инспектор по охране детства органа управления образованием может дать заявителю совет педагогического характера, разъяснить существующее законодательство по рассматриваемому вопросу.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже своевременно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации и т.п.).
Одна из типичных ситуаций — жестокое обращение с ребенком. Необходимо различать четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) его вовлечение (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3—4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.
Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
· задержка физического и умственного развития;
· наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т.п. Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Возможные признаки моральной жестокости:
· санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
· утомленный, сонный вид, опухшие веки;
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет — в суд.
Еще одна типичная проблема — вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения. Разбирается данный конфликт в суде.
Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются судом, причем второй родитель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует соглашение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.
При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:
· дата (даты) обследования;
· данные о производившем обследование (должность, Ф. И. О.);
· по чьему заявлению (т.е. по поручению суда (название), по запросу отдела (управления) образования);
· характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего, участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, урегулирование свиданий, другие вопросы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних);
· фамилии, имена, отчества, адреса сторон и детей, а также их возраст.
Далее в хронологическом порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и собранные им сведения:
-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; профессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обследования (родственные отношения, возраст, заработок родственников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;
-те же сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок);
- причины, по которым один из родителей считает невозможным пребывание ребенка у другого родителя
- данные об участии каждого из родителей в воспитании и содержании детей при совместном их проживании и об их взаимоотношениях с ребенком;
- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершеннолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабочего места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состояние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);
- результаты беседы с несовершеннолетним о его отношении к родителям и привязанности к каждому из них; выяснение, с кем из них он хочет проживать;
- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по месту работы; выводы и мотивированное заключение на основании материалов обследования.
Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.
Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-
сиротами
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
Сущность социально-педагогической работы с такими детьми заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.
Дети – сир