Конвенция о правах ребёнка




Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Подписана от имени СССР 26 января 1990 г.

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

41. Правовой инструментарий соц. работы

 

1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:

- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)

- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)

-Всеобщая декларация прав человека (1948)

-ФЗ «О ветеранах» (2000)

-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)

2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:

-соц-пед защита прав реб-ка:

*на воспитание в семье

*на образ-ние

*на охрану зд-я

*на развитие способностей

*на участие в тр.д-ти

- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей

- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних

К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег­ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так­же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под­держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави­тельства РФ«О Типовом положении о спе­циальном уч-восп.учреждении для детей и под­ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.

отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.

ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Глава III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 17. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.

Статья 18. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей.

Статья 20. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Статья 21.Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей.

Статья 22.Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации.

Глава IV ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона.

Глава V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

42. Правовой инструментарий соц. работы

 

1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:

- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)

- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)

-Всеобщая декларация прав человека (1948)

-ФЗ «О ветеранах» (2000)

-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)

2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:

-соц-пед защита прав реб-ка:

*на воспитание в семье

*на образ-ние

*на охрану зд-я

*на развитие способностей

*на участие в тр.д-ти

- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей

- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних

К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег­ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так­же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под­держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави­тельства РФ«О Типовом положении о спе­циальном уч-восп.учреждении для детей и под­ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года

Введение (из 3 пунктов)

Проблема

4. подвергаются неисчислимым страданиям будучи жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги 5. Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.

7. Вот те проблемы, которые мы как политические лидеры должны решить.

Возможности (Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Нынешние шаги на пути к разоружению также означают, что могут быть освобождены значительные ресурсы для достижения целей невоенного характера. Обеспечение благополучия детей должно быть первоочередной задачей, когда эти ресурсы будут перераспределяться.

Задачи

10. Улучшение здоровья и питания детей 11. больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям- инвалидам12. Укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них пойдут на пользу детям всего мира. 13. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности 14. Всеми возможными средствами следует обеспечивать безопасное материнство. 15. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.

16. Ради будущего всех детей безотлагательно необходимо обеспечить или возобновить устойчивый и постоянный экономический рост и развитие во всех странах, а также по-прежнему уделять пристальное внимание скорейшему, всеобъемлющему и долгосрочному решению проблем внешней задолженности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны-дебиторы.

Обязательства (3 пункта и пр-ма состоящая из 10 пунктов, целью которой является защита прав детей и улучшение их жизни)

Последующие шаги (5 пунктов)

 

43. Социально-педагогическая защита прав ребенка

 

1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;

После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

- обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

- формирование экокультуры детей;

- пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;

- информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;

- контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.

Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подза­конных актах.

Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:

- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа­циям, связанным с реализацией права на образование

- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;

- выступать экспертом по факту соответствия отдельных реше­ний школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

- содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности

- представлять интересы ребенка

3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:

- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;

- допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;

- ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

- выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

- совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:

-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);

-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);

-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства

5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Рос­сийской Федерации, количество детей, нуждающихся в государ­ственном попечении, из года в год увеличивается.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечитель­ство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несо­вершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Опекуны и попечители подбираются органом управления об­разованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений на­чального профессионального образования осуществляется на­блюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, уче­бой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела по­допечных детей дополняются два раза в год следующими доку­ментами:

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения ро­дителей (первичный, региональный и федеральный), осуществ­ляется органами опеки и попечительства, соответствующими орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным ко­дексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено по­становлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ра­нее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

В задачи социального педагога входит популяризация прием­ной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (пат­ронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о переда­че ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попе­чительства выдает приемным родителям удостоверение установ­ленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства при­емным родителям оказывается необходимая помощь и осуще­ствляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).

Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную се­мью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможно­сти быть приемными родителями.

Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на полу­чение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ре­бенка.

оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при не­посредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он нахо­дится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опе­ки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

 

44. Социально-педагогическая защита имущественных прав

несовершеннолетних

 

Под защитой имущественных прав несовершеннолетних по­нимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежаще­го им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание али­ментов с лиц, обязанных по закону их содержать; взыскание при­чиненных несовершеннолетнему убытков, в частности ущерба, причиненного смертью кормильца; взыскание других, следуемых им денежных сумм (по договору страхования и др.).

Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать несколько направле­ний:

· информирование, повышение правовой грамотности несо­вершеннолетних и их родителей. Могут быть организованы от­дельные занятия, собеседования, разработаны и реализованы со­ответствующие учебные, учебно-деятельностные, игровые, ими­тационные и т.п. программы. Исполнителем может быть как сам социальный педагог, так и приглашенные специалисты;

· организация консультативной работы. В отличие от первого направления, в основу второго положены конкретные запросы несовершеннолетних и их родителей;

· охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних (обращение в со­ответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и ис­ков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие в судебных процедурах и т.п.) и др.

При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совмест­но с родителями, осуществляется последними. Родители должны получить согласие от органа опеки и попечительства на соверше­ние сделки, выходящей за пределы бытовой.

Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его сред­ства.

Ребенок не имеет права собственности на имущество родите­лей, родители не имеют права собственности на имущество ре­бенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству ро­дителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и по­печительства может ограничить или лишить несовершеннолетне­го в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исклю­чением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дее­способность в полном объеме.

Дети до 18 лет (в том числе усыновленные), независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей той доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обя­зательная доля»). Правило об обязательной доле несовершенно­летних не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был кому-либо завещан умершим гражданином.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолет­ним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершен­нолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Подобный иск при соответствующих условиях может быть подан органом опеки и попечительства.

Если ребенок оказался единственным членом семьи, остав­шимся проживать в помещении умершего или выбывшего по дру­гим причинам нанимателя, то данное помещение может быть пе­реоформлено на имя несовершеннолетнего с согласия на это орга­на опеки и попечительства.

Жилищное законодательство Российской Федерации преду­сматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном детском учрежде­нии или в семье опекуна (попечителя), если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. По окончании пребывания детей, лишившихся попечения роди­телей, в детском доме или в семье опекуна они возвращаются в ранее занимаемое жилое помещение или обеспечиваются благо­устроенным жильем по льготной очереди.

Органы управления образованием, когда им становится извест­но о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родите­лей, обязаны принять меры по получению необходимых сведе­ний о нем (подтверждающих сиротство), а также произвести опись имущества, находящегося по месту жительства несовершеннолет­него и его умерших родителей.

Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей

При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечитель­ства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.

Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих ро­дителей в воспитании ребенка (детей) могут быть разными, но тем не менее никто из родителей при этом не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Для разрешения кон­фликта в орган управления образованием приглашаются оба ро­дителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Инспектор по охране детства органа управления обра­зованием может дать заявителю совет педагогического характера, разъяснить существующее законодательство по рассматриваемо­му вопросу.

Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже свое­временно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации и т.п.).

Одна из типичных ситуаций — жестокое обращение с ребен­ком. Необходимо различать четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответ­ственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или пси­хического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или не­ осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других при­чин) его вовлечение (с его согласия или без такового) в сексу­альные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростка­ми, если они совершались с применением угрозы или физиче­ской силы, а также в том случае, когда разница в возрасте на­сильника и жертвы составила не менее 3—4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасиль­ственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в пол­ной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексу­альных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, посто­янное или периодическое психологическое воздействие, приво­дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднаме­ренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъяв­ление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

· задержка физического и умственного развития;

· наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жес­токость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заме­няющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нару­шается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребен­ка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т.п. Недостаток забо­ты о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бед­ствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

· санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

· утомленный, сонный вид, опухшие веки;

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, обра­зованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими пра­вами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет — в суд.

Еще одна типичная проблема — вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения. Разбирается данный конфликт в суде.

Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются судом, причем второй роди­тель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При растор­жении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут прожи­вать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует согла­шение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из суп­ругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут прожи­вать несовершеннолетние дети после развода.

Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из ро­дителей, личные качества родителей, возможность создания над­лежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из ро­дителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из ро­дителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.

При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:

· дата (даты) обследования;

· данные о производившем обследование (должность, Ф. И. О.);

· по чьему заявлению (т.е. по поручению суда (название), по запросу отдела (управления) образования);

· характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетне­го, участие отдельно проживающего родителя в воспитании ре­бенка, урегулирование свиданий, другие вопросы защиты лич­ных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних);

· фамилии, имена, отчества, адреса сторон и детей, а также их возраст.

Далее в хронологическом порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и собранные им сведения:

-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; про­фессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обсле­дования (родственные отношения, возраст, заработок родствен­ников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;

-те же сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок);

- причины, по которым один из родителей считает невозмож­ным пребывание ребенка у другого родителя

- данные об участии каждого из родителей в воспитании и содержании детей при совместном их проживании и об их взаи­моотношениях с ребенком;

- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершен­нолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые усло­вия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабоче­го места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состоя­ние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);

- результаты беседы с несовершеннолетним о его отношении к родителям и привязанности к каждому из них; выяснение, с кем из них он хочет проживать;

- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по мес­ту работы; выводы и мотивированное заключение на основании мате­риалов обследования.

Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.

Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.

 

45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-

сиротами

 

К числу де­тей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обо­их родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, при­знанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособ­ными, нахождением их в лечеб­ных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стра­жей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и инте­ресов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государ­ственной поддержки.

Сущность социально-педагогической работы с такими детьми заклю­чается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилита­ции и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Дети – сир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: