Обвин это преследование. Вроде так. ОЧЕНЬ СОКРАТИТЬ,




Стороны - участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.

Сторона обвинения - прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

 

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, на­правленная на раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и привлечение их к уголовной ответственности. В со­стязательном судопроизводстве уголовное преследование есть не что иное, как государственное обвинение перед судебным органом, т. е. вы­полнение функции обвинения. Уголовное преследование в российском уголовном процессе может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 УПК). В делах публичного обвинения обвинителем является государственный орган: прокурор, следователь, дознаватель, кото­рый обязан возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего. В делах част­ного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается по его заявлению и подлежит прекращению при его от­казе от обвинения (примирении с обвиняемым). Дела частно-публич­ного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но автоматическому прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

1. Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное в преде­лах своей компетенции осуществлять от имени государства уголов­ное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также над­зор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной за­щиты.

Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочи­ях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершив­ших преступления.

Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях:

♦ проверять законность приема, регистрации и разрешения сооб­щений о преступлениях;

♦ давать согласие дознавателю или следо­вателю на возбуждение уголовного дела,

♦ передавать уголовное дело от одного органа предварительного рас­следования;

♦ отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производ­ства расследования, если ими допущено нарушение закона;

♦ отменять незаконные или необоснованные постановления ниже­стоящего прокурора, следователя, дознавателя;

♦ утверждать решения следователя и дознавателя о прекращении

дела;

♦ разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следо­вателю, дознавателю.

Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в полномочиях прокурора:

♦ лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо при­нимать его к своему производству, а также продлевать срок про­верки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144);

♦ участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следствен­ные действия;

♦ принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой;

♦ давать поручения и указания органу дознания, следователю;

♦ соединять своим постановлением уголовные дела в одном произ­водстве (ст. 153);

♦ передавать уголовные дела от одного органа расследования другому;

♦ продлевать срок предварительного следствия или дознания;

♦ принимать решения по делу, поступившему с обвинительным за­ключением или обвинительным актом.

2. Следователь и начальник следственного отдела. Следователь — это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38).

Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обо­снованно применить меры принуждения, обеспечить права участни­ков процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:

♦ самостоятельность принятия всех решений о направлении след­ствия и производстве следственных действий. Он аве давать органам дозна­ния поручения по находящимся в его производстве делам;

♦ полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведен­ных действий;

♦ гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что некоторые указания прокурора следователь вправе не ис­полнять в случае своего несогласия с ними.

Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свобо­ду внутреннего убеждения следователя и распространяются на указа­ния и решения прокурора о:

1) привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) квалификации преступления;

3) объеме обвинения;

4) мере пресечения;

5) отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процес­суальных действий;

6) направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) передаче дела другому следователю.

Начальник следственного отдела — это должностное лицо, возглав­ляющее соответствующее следственное подразделение (орган предвари­тельного следствия), а также его заместители (п. 18 ст. 5; ст. 39 УПК). Начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль: обеспечивать организационно-методическое руководство де­ятельностью подчиненных следователей; контролировать своевременность их действий по раскрытию и предупреждению преступлений, при­нимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному про­изводству предварительного следствия, а также организовывать рассле­дование по наиболее сложным уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе поручать производство след­ствия следователю или следственной группе, передавать дела от одного следователя другому, отменять необоснованные постановления следо­вателя о приостановлении следствия, вносить ходатайство прокурору об отмене иных постановлений следователя. Для этого он проверяет уго­ловные дела, дает следователю указания, продлевает срок проверки со­общений о преступлениях до 10 суток.

Начальник следственного отдела может возбудить дело и принять его к своему производству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или ру­ководителя следственной группы.

3. Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица орга­на дознания. Согласно п. 24 ст. 5 УПК, органы дознания — это госу­дарственные органы и должностные лица, уполномоченные в соот­ветствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функ­циями.

Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых мож­но разделить на две группы (ст. 40):

1) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с фе­деральным законом полномочиями по осуществлению оператив­но-розыскной деятельности;

2) должностные лица — руководители определенных государствен­ных органов и формирований: главный судебный пристав Россий­ской Федерации, главный военный судебный пристав, главный су­дебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы; должностные лица — руководители государственных учреждений: начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консуль­ских учреждений Российской Федерации, а также некоторых дру­гих государственных и негосударственных формирований (капита­ны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок). Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятель­ности обладают оперативные подразделения:

♦ органов внутренних дел РФ. Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности;

♦ органов федеральной службы безопасности;

♦ федеральных органов государственной охраны;

♦ таможенных органов РФ;

♦ органов по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ;

♦ службы внешней разведки РФ;

♦ Министерства юстиции РФ;

♦ органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ст. 3 Фе­дерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Органы дознания обязаны:

♦ рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступле­ниях (ст. 144-145);

♦ производить неотложные следственные действия (п. 1,2 ст. 157);

♦ производить следственные действия и оперативно-розыскные ме­роприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

♦ в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розы­скные и оперативно-розыскные меры для установления лица, со­вершившего преступление, уведомляя следователя об их резуль­татах (ч. 4 ст. 157);

♦ выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных ме­роприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятии, произ­водстве отдельных следственных действий, об исполнении поста­новлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содей­ствие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

♦ производить дознание (глава 32).

Расследование в форме дознания производят дознаватели не всех ор­ганов дознания, а только органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, тамо­женных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ (п. 1-6,8 ч. 3 ст. 151).

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом нар­котических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; началь­ники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Мини­стерства юстиции РФ, другие названные выше должностные лица, кото­рые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе замести­тель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следо­ватель, поскольку все указания прокурора и начальника органа дозна­ния, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Иные должностные лица органа дознания — это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномо­чия (например, участвуют в проведении следственных действий).

4. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец. По смыс­лу ч. 1 ст. 42 УПК, потерпевший — это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокуро­ра, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело (в том числе неоконченных преступлений или деяний невменяемых).

В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отно­шении него уголовно-противоправных действий потерпевшим при­знается один из его близких родственников.

Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и под­держивает дополнительное обвинение по отношению к государствен­ному. Для этого ему предоставляется широкий круг прав: по ознаком­лению с обвинением и другими материалами дела; по выдвижению своей позиции; по участию в доказывании. Процессуальные права по­терпевшего могут реализовываться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем.

Потерпевший обязан: являться по вызову; давать правдивые пока­зания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе; представлять образцы для сравнительного исследова­ния; соблюдать порядок в судебном заседании.

Частный обвинитель — это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частно­го обвинения (п. 59 ст. 5 УПК). Говоря о частном обвинителе как по­терпевшем, закон в п. 59 ст. 5, ч. 1 ст. 318 имеет в виду не общее поня­тие потерпевшего, признаваемого таковым по решению следователя, дознавателя, прокурора или суда. Потерпевший, становящийся част­ным обвинителем, — это лицо, которое непосредственно претерпело вред от преступления или утверждает, что претерпело такой вред.

Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом поданного им заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318).

Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому об­ладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользу­ется государственный обвинитель, и в отношении него не применяют­ся многие меры процессуального принуждения. Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. Как и

на всяком обвинителе, на частном обвинителе лежит бремя доказыва­ния обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обви­няемого (ч. 2 ст. 14).

Гражданский истец — это физическое или юридическое лицо, которое одновременно: а) предъявило требование о возмещении имущественного вреда и б) признано таковым определением суда или постановлением су­дьи, прокурора, следователя, дознавателя при наличии оснований пола­гать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Права гражданского истца сходны с правами потерпевшего. Предъявлению гражданского иска и принятию указанных процессуаль­ных решений должно предшествовать разъяснение лицам, которым при­чинен вред, их права на предъявление гражданского иска1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: