Протоколы следственных действий, судебного заседания.




Протокол — это письменный процессуальный документ, фиксиру­ющий ход и результаты следственного действия или судебного засе­дания (ст. 83 УПК). Отличительными признаками этого вида доказа­тельств являются:

♦ фиксация в них результатов следственных действий, производи­мых как в досудебных, так и в судебных стадиях уголовного про­цесса;

♦ удостоверение ими непосредственного восприятия фактических обстоятельств дознавателем, следователем, прокурором, судом и другими участниками следственного действия;

♦ составление их в письменной форме в соответствии с требовани­ями уголовно-процессуального закона.

Проведение следственных действий может сопровождаться изготовле­нием планов, схем, слепков, оттисков следов, рисунков, фотографирова­нием, проведением звуко- и видеозаписи и т. п. Такие материалы являют­ся приложением к протоколу соответствующего следственного действия и не имеют без него доказательственного значения. Подобные приложе­ния следует отличать от материалов фото- и киносъемки, аудио- и видео­записи, обладающих признаками вещественных доказательств или иных документов.

 

51. Иные документы. Биг ученик

К ним относятся любые документы, изготовленные не в ходе процессуальной деятельности (справки, акты ревизий, аудитор­ских и иных проверок, ведомости, расписки и др.). Доказательства­ми они становятся, если изложенные в них сведения имеют значе­ние для установления обстоятельств уголовного дела (ст. 84 УПК).

Наиболее распространенными являются письменные докумен­ты (печатные и рукописные). Но сведения, содержащиеся в до­кументе, могут быть зафиксированы и в ином виде. К таким доку­ментам относятся материалы фото- и киносъемки, аудио- и видео­записи и иные носители информации (ст. 84 УПК).

В качестве доказательств могут выступать как официальные до­кументы (справки, акты и т.п.), так и неофициальные (например, личное письмо).

Документы могут б ыть первоначальными (подлинники) и про­изводными (копии).

Документы должны быть получены в установленном законом порядке — изъяты в ходе производства какого-либо следственного действия, истребованы либо представлены кем-либо из участников судопроизводства. Факт их получения следователем или судом дол­жен быть соответствующим образом процессуально оформлен.

Официальные документы должны содержать все необходимые реквизиты (печать, подписи и т.д.).

Обязательным условием использования документов в качестве доказательств является то, что должен быть известен их источ­ник — автор или исполнитель. Особенно это касается личных до­кументов, которые могут не содержать даже подписи. Поэтому при проверке таких документов должен проводиться допрос их автора или исполнителя, в необходимых случаях может производиться по-черковедческая или автороведческая экспертизы.

Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хра­нятся в течение всего срока его хранения (ч. 3 ст. 84 УПК). Однако вынесения особого постановления (определения) о таком приоб­щении, как это имеет место в отношении вещественных доказа­тельств, не требуется. Имеется в виду их «физическое» приобще­ние, т.е. они просто подшиваются в дело.

По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему (ч. Зет. 84 УПК).

Документы, как самостоятельный вид доказательств, необходи-; мо отличать от документов — вещественных доказательств. Любой документ может стать вещественным доказательством, если приоб­ретает какой-либо из его признаков, о которых речь шла выше (например, будет похищен или подвергнется подчистке). В таких случаях документ приобщается к делу в качестве вещественного Доказательства.

 

52 НЕТ!!!!!!!!!!!!!!

53. Понятие и классификация мер процессуального принуждения

Меры уголовно-процессуального принуждения это предусмотрен­ные уголовно-процессуальным правом действия и решения органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.

Меры уголовно-процессуального принуждения определяются сле­дующими основными признаками:

♦ сущность принуждения состоит в том, что оно осуществляется помимо воли и желания участников процесса;

♦ процессуальное принуждение — разновидность государственно­го принуждения. Субъектом его применения всегда являются го­сударственный орган или должностное лицо, осуществляющие

уголовное судопроизводство по данному делу, а объектом — ча­стные лица (физические или юридические);

♦ меры уголовно-процессуального принуждения отличаются от других видов государственного принуждения тем, что они регу­лируются уголовно-процессуальным правом, являются частью уголовного процесса.

Общим основанием и пределом применения мер процессуального при­нуждения являются необходимость достижения целей правосудия, обе­спечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надле­жащего исполнения приговора. Меры процессуального принуждения применяются лишь при действительном или реально возможном появле­нии препятствий для движения дела.

Общими условиями применения процессуального принуждения слу­жат: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу); 3) надлежащий объект (лица, на которых распространяется действие уголовно-процес­суального закона).

Классификация мер принуждения производится по нескольким кри­териям:

♦ по содержанию принуждение может быть физическим или пси­хическим;

♦ по предмету — меры принуждения могут быть направлены на ог­раничение процессуальных и непроцессуальных прав и участни­ков процесса. Вид ограничиваемого права и степень его ограни­чения позволяют разделять меры принуждения и по степени строгости;

♦ по процедуре применения — меры, применяемые в состязательном порядке (судом по ходатайству стороны), и меры, применяемые в розыскном порядке (органом расследования по своей инициативе). Состязательной процедуры (судебного решения) требуют меры, ограничивающие конституционные права граждан. В неотложных ситуациях принуждение применяется немедленно по розыскной модели (ч. 5 ст. 165 УПК);

♦ по основанию применения принуждение может быть последую­щим или предупреждающим (превентивным).

Последующее принуждение является последствием нарушения процес­суальных норм — процессуальной ответственностью нарушителя. Осно­ванием его применения служит уголовно-процессуальное правонарушение. Дополнительно, по целям применения, последующее принуждение делится на карательное (цель — возложение ответственности на винов­ного в нарушении) и восстановительное, или меры защиты (цель состоит не столько в возложении ответственности, сколько в восстановлении на­рушенного правопорядка). Карательные цели преследуют наложение де­нежного взыскания (ст. 117-118) и обращение в доход государства залога, внесенного в виде меры пресечения (п. 4 ст. 106). Восстановительные при­нудительные меры защищают субъективные права и обеспечивают испол­нение обязанностей. К ним относятся: удаление нарушителя из зала суда (ст. 258); изменение меры пресечения на более строгую (ст. 110); преодо­ление сопротивления при производстве следственных действий и т. д.

Предупреждающее принуждение связано с предотвращением воз­можного в будущем нарушения процессуального порядка. Такое при­нуждение применяется без вины обязанных лиц и является превентивно-обеспечительным. Основанием его применения служит обоснованное предположение о возможном в будущем процессуальном нарушении. К этой группе относятся: задержание подозреваемого (гл. 12), меры пресе­чения (гл. 13), наложение ареста на имущество (ст. 115) и др.

По целям восстановительные и предупреждающие принудительные меры принуждения делят на четыре группы, обеспечивающие: а) полу­чение доказательств, б) имущественные взыскания, в) порядок в ходе производства по делу, г) надлежащее поведение обвиняемого или подо­зреваемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ меры процессуального при­нуждения систематизирует в три группы:

1) задержание подозреваемого (гл. 12);

2) меры пресечения (гл. 13);

3) иные меры принуждения (гл. 14).

Третья группа мер принуждения делится еще на две: а) применяе­мые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111) и б) применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому от­ветчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).

 

 

54. Задержание подозреваемого и обвиняемого не знаю надо ли про обвин или это одно и тожн.

Задержание подозреваемого — это неотложная мера процессуально­го принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, сле­дователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента факти­ческого задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).

Фактическое задержание (захват) — это конкретные принудитель­ные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишению его свободы передвижения (п. 15 ст. 5). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозревае­мого.

Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от администра­тивного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении, а также от задержания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ч. 2 ст. 30).

В отличие от меры пресечения в виде заключения под стражу за­держание характеризуется признаками неотложности и кратковре­менности.

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. По­этому нельзя дважды задержать подозреваемого или обвиняемого по тем же самым основаниям, так как после первого задержания неотлож­ность ситуации расследования утрачивается.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК).

Задержание делится на две разновидности: задержание обвиняемо­го и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, которая состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является не­обходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следо­вателя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедли­тельном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемо­го, а в исключительных случаях — обвинительного акта.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК, представляет собой неотложную меру процессуального принуждения, которая состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью устано­вить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон предусматривает четыре основания для задержания подозре­ваемого (ст. 91 УПК).

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред­ственно после его совершения.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совер­шившее преступление.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совер­шении преступления. Эти данные менее весомые доказательства ви­новности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показа­ния лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.).

По рассматриваемому основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена лич­ность подозреваемого или в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: ^про­верки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определения оснований для при­менения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участникам процес­са, уничтожить доказательства).

Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и спе­циальные.

Общими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессуального принуждения) являются: 1) наличие возбуж­денного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения этой меры; 3) надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо.

Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу. Задержание допускается лишь

при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91). Вторым специ­альным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных катего­рий должностных лиц (ст. 449).

Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК):

1) фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момен­та фактического задержания исчисляется 48-часовой срок кратко­временного содержания под стражей, и защитник допускается к уча­стию в деле;

2) в срок не более трех часов с момента доставления должен быть со­ставлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вруча­ется подозреваемому по его просьбе;

3) в течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произве­денном задержании прокурор, близкий или иной родственник по­дозреваемого1, командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного госу­дарства (если подозреваемый является его гражданином или под­данным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержан­ного;

4) не позднее 24 часов с момента фактического задержания подо­зреваемому должна быть предоставлена возможность дать пока­зания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на сви­дание с защитником продолжительностью не менее двух часов;

5) содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений» от 15 июля 1995 г. Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него. Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по пись­менному разрешению лиц, в производстве которых находится уго­ловное дело;

6) задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:

♦ освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресе­чения в виде заключения под стражу, незаконностью задержа­ния или истечением срока задержания;

♦ применением меры пресечения в виде заключения под стражу;

♦ продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополни­тельных доказательств, подтверждающих необходимость заклю­чения под стражу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: