Методические рекомендации по написанию рефератов (научных работ)




Реферат (от латинского слова refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме.

Письменнаяреферативная работа – самостоятельная, творческая деятельность студента по избранной теме, основанная на исследовании литературных источников, законодательных актов, регулировавших и регулирующих уголовно-процессуальную деятельность, научных, учебных и практических источников.

Цель написания такой работы – закрепить полученные теоретические знания и овладеть навыками самостоятельного исследования проблемных вопросов оперативно-розыскной деятельности и аналитического решения профессиональных задач.

Освещая какую-либо тему, студент, в определенной мере держит в поле зрения имеющиеся проблемы смежных отраслей знаний. Это позволяет ему добиваться наиболее качественных результатов. Проводя анализ истории развития тех или иных направлений теоретических проблем применения закона, перспектив дальнейшего развития и совершенствования правоприменительной практики. В качестве примера изложения теоретического материала студент может взять любую научную работу (например, монографию), изданную в настоящее время. Здесь очень важно обратить внимание на современные формы изложения материала, приемы использования различных источников, цитирование работ других авторов, ссылки на первоисточники и т.п.

Изложение теоретических положений должны быть тесно увязаны с вопросами их практического применения. Практические вопросы – с теоретическими положениями, основывающимися на анализе действующего законодательства и судебно-следственной практики их применения.

При написании этой работы следует раскрыть вопросы истории, социальной обусловленности и правоприменительной практики, правосознания населения, взгляды ученых и специалистов по различным проблемным положениям рассматриваемой темы, в том числе и спорные, не нашедшие единого подхода, требующие дополнительной проработки и более углубленного анализа, новых подходов и суждений, более обстоятельных выводов и рекомендаций.

Наряду с изучением рассматриваемой проблемы, различных точек зрения исследуемых вопросов, студент должен сформировать, сформулировать и обосновать собственную точку зрения по данной проблеме (вопросу).

Оперирование примерами из практической деятельности будет свидетельствовать об определенной прочности имеющихся знаний автора по проводимому им исследованию.

Процесс написания работы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

- выбор темы, её согласование с руководителем;

- составление плана написания работы;

- подбор необходимых нормативных правовых и литературных источников и их анализ;

- формирование структуры работы;

- анализ и обобщение собранных материалов по избранной теме;

- формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

- изложения текста и окончательное оформление работы, и её представление преподавателю;

- рецензирование работы преподавателем;

- устная защита работы в виде доклада перед учебной группой.

Настоящая работа должна отвечать квалификационным требованиям по её содержанию и оформлению. Студент лично отвечает за качество и оформление письменной работы.

Студент выбирает тему исходя из приведенного ниже перечня тем реферативных работ, однако не исключается возможность самостоятельного выбора такой темы самим студентом. В данном случае обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию настоящей учебной дисциплины. Свобода выбора темы позволяет студенту реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие его познавательных стилей.

Срок написания и защиты реферативной работы устанавливается преподавателем по мере ее написания.

Приступая к выполнению работы, студент должен:

1) определить приоритетное направление углубленного изучения и исследования рассматриваемой проблемы, а также вопросы, которые, представляются наиболее интересными и могут быть впоследствии использованы студентом в практической, учебной и научно-исследовательской деятельности;

2) выбрать тему работы и зарегистрировать её у преподавателя, осуществляющего непосредственное руководство написанием настоящей работы;

3) составить подробный план работы, согласовать его с преподавателем и в ходе проводимого исследования развивать общую идею, выраженную в рабочем плане;

4) составить библиографию или список используемой, при написании работы, литературы.

Выбор темы письменной работы предполагает избрание студентом из предложенного перечня примерной тематики реферативных работ интересующей студента темы. При необходимости, тема, избранная студентом может быть уточнена. Самостоятельное изменение избранной темы после её регистрации у преподавателя не допускается.

Написанию данной работы должно предшествовать: внимательное ознакомление студента с программами курсов «Виды доказательств в уголовном процессе» и «Уголовно-процессуальное право», планами учебных занятий и учебными пособиями, действующим (при необходимости ранее действовавшим) уголовно-процессуальным законодательством, судебной и следственной практикой, другими материалами по данной дисциплине, после чего избирается несколько заинтересовавших его тем, осуществляется ознакомление с нормативно-правовой базой и литературными источниками по избранным темам и только после этого избирается конкретная тема, по которой будет написана работа. Сбор нормативно-правовых и литературных источников по теме исследования начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования такого списка могут быть: списки обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной по изучению всего курса и отдельных его тем; библиографические списки в учебной и специальной литературе; предметные каталоги библиотек, Интернет; рекомендации преподавателя.

Библиографический список должен всесторонне охватывать рассматриваемую тему, который должен содержать не менее 10-ти наименований литературных источников и статей. Процесс изучения нормативно-правовых актов и литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления. При этом настоятельно рекомендуется конспектирование изучаемых первоисточников.

Не смотря на то, что структура работы определяется на стадии планирования, в процессе её написания могут возникать новые идеи и соображения. В связи с этим не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу после сбора и анализа материалов.

План написания работы по своей структуре должен содержать следующие элементы:

Введение. Реферативная работа всегда начинается с введения, где осуществляется постановка конкретной проблемы – проблемы написания работы, приводится обоснование актуальности избранной темы, её новизна, теоретическая и практическая значимость, состояние изученности. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в данной работе и заключение. После чего раскрывается структура работы и дается сжатое изложение её основных положений.

При этом следует иметь в виду, что введение, как и заключение целесообразно писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально не представляется возможным написать хорошее введение, так как автор, к данному моменту, еще не вполне овладел материалами по теме.

Не рекомендуется делать введение объемом более 2 страниц.

Основная часть. Содержание основной части представляет собой описание теоретического осмысления данной проблемы и имеющегося собранного материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Разрешение этого вопроса зависит от желаний и приоритетов автора. Чаще всего основную часть такой работы делят на 2 главы.

Так, первая глава может включать в себя рассмотрение исторических и общих теоретических вопросов, исследование ранее действовавшего и действующего теперь отечественного и зарубежного законодательства и литературных источников, как российских, так и иностранных авторов. К числу литературных источников можно отнести учебную и научную литературу, научные статьи и публикации специалистов по рассматриваемым вопросам.

Во вторую главу, как правило, включают описание анализа литературных источников и правоприменительной практики; анализ и систематизацию судебной и следственной практики, публикуемой в различных изданиях (бюллетени Верховного Суда Российской Федерации, научных и специальных журналах и т.п.); исследование систематической информации.

В третьей главе, если такая имеется, автор более подробно излагает собственное отношение к рассматриваемой им проблеме, определяет теоретические и практические перспективы возможного улучшения положения с внесением конкретных предложений для наиболее эффективного разрешения данных вопросов.

В ходе написания работы автор формулирует выводы и предложения относительно тех или иных, рассматриваемых им, вопросов, событий, фактов, явлений, приводит определения соответствующих теоретических положений, понятий, вносит предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Заключение содержит краткую формулировку результатов проведенного исследования. В заключении, как правило, автор суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Объем заключения должен быть примерно равным введению.

Следует иметь в виду, что введение и заключение не подразделяются на части.

Работа может содержать различного рода приложения. Здесь могут быть сконцентрированы таблицы, схемы, диаграммы, комментарии, отражающие результаты исследования практики законодательства, данные социологических опросов, иллюстрации, копии постановлений и иных процессуальных документов и т.д.

Приложения оформляются, как правило, после списка используемой литературы и располагаются в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначение в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения нумеруются последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 1») и иметь свой заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Кроме того, в приложении в левом углу необходимо указывать, на основании каких источников оно составлено. Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату листа А–4.

Приложения не засчитываются в заданный объем работы.

Литература по теме работы подбирается студентом самостоятельно при помощи преподавателя, руководящего написанием данной работы.

Сбор накопительного материала происходит одновременно к каждой главе. В связи с этим автору рекомендуется конспектировать, копировать или делать выписки цитат специалистов из соответствующих литературных источников, которые будут использованы при написании работы. При сборе и анализе необходимого материала целесообразно использовать различного рода статистические сборники, публикуемые результаты конкретных социологических исследований, примеры правоприменительной практики.

Рекомендуется первоначально выполнить работу в черновом варианте. Данный черновик внимательно вычитывается автором, устраняются обнаруживаемые ошибки и неточности, в том числе связанные с оформлением всей работы.

При написании работы можно использовать таблицы, схемы, диаграммы, которые могут быть приведены в соответствующем месте по ходу написания текста работы либо в приложениях к основному тексту. Они должны быть надлежащим образом оформлены. Таблица, схема или диаграмма должны быть подписаны и пронумерованы относительно других таблиц, схем или диаграммы. Графическое отображение мысли не должно быть оторвано от её прописного отображения в основном тексте.

Собранная информация концентрируется по соответствующим блокам для осуществления её дальнейшего анализа.

Каждая новая мысль автора излагается с красной строки. Абзацы и предложения не должны быть громоздкими. Необходимо также избегать сложных словосочетаний, особенно таких, о смысле которых автор не имеет четкого представления. Выполняя работу, следует, как можно реже обращаться к условным сокращениям и аббревиатурам. При использовании таковых необходимо заранее, перед началом ее текста, привести список допускаемых в тексте сокращений. В таких случаях необходимо использовать общепринятые и понятные для всех сокращения (например, Уголовный кодекс Российской Федерации – УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - УПК РФ, Федеральный закон – ФЗ, статья – ст., часть – ч. и т.п.)

Особое внимание следует обратить на написание цитат или заимствованных мыслей, которые оформляются в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся лишь для подтверждения, оспаривания аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу рекомендуется цитировать как можно реже, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы цитируемых авторов. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. Реферативная работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. На каждой странице текста не рекомендуется приводить более трех цитат. Если же возникает необходимость в приведении большего количества цитат, то целесообразнее приводить пересказ данной мысли с точным указанием на первоисточник.

Цитируемый текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он приведен в первоисточнике. Если цитата воспроизводит только часть предложения, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают цитату со строчной буквы. Строчная буква пишется и в том случае, если цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в первоисточнике. По всем цитатам, внизу страницы под чертой приводится ссылка на издание, из которого взята цитата.

Если при цитировании текста становится не ясно о чем или о ком идет речь, то в круглых скобках приводится пояснение автора реферативной работы с пометкой своих инициалов. Если в приводимой цитате выделяются какие-то слова, то здесь же в скобках делается отметка (курсив мой А.С.) или (выделено мной А.С.) и инициалы автора.

Собранный исследовательский материал необходимо систематизировать. Каждый последующий абзац должен логично вытекать из изложенного ранее материала. Каждую новую главу, также как введение и заключение, необходимо начинать с новой страницы.

Оформление окончательного варианта работы (титульный лист, библиография, расположение текста на листе) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению курсовых работ, изложенным в учебно-методическом пособии, подготовленного кафедрами юридического института в 2007 г.

 

Примерная тематика рефератов (научных работ):

1. Истоки оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности.

2. Оперативно-розыскная деятельность – основные проблемы теории и практики.

3. Исходные положения оперативно-розыскной деятельности, ее роль и соотношение со смежными видами юридической деятельности.

4. Теория оперативно-розыскной деятельности и ее методология.

5. Оперативно-розыскная деятельность в системе наук юридического цикла.

6. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.

7. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

8. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

9. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, классификация, основные функции.

10. Оперативно-розыскная деятельность: исторические аспекты.

11. Информационные основы оперативно-розыскной деятельности.

12. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности.

13. Оперативно-розыскные операции и комбинации: понятие, сущность и функциональная направленность.

14. Особенности выдвижения и проверки оперативно-розыскных версий.

15. Основные положения административной оперативно-проверочной работы.

16. Оперативно-розыскное прогнозирование.

17. Оперативно-розыскное делопроизводство.

18. Организационно-тактические основы раскрытия отдельных видов и групп преступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: