Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.




Статья 14. Язык образования. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».



 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Права и социальные гарантии достаточно часто похожи друг на друга, их бывает трудно разделить. Например, закон говорит о том, что ученикам должны быть предоставлены условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. С одной стороны, здесь зафиксировано право на обучение, а с другой - закон гарантирует бесплатность медико-педагогической коррекции.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Закон не очень много говорит о питании. Тем не менее, расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, а организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, то есть на школу.

А вот оплата питания и порядок его организации зависит от того, кто школу создал. Это могут быть органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.


 


 

 

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 37. Организация питания обучающихся.



 

 


ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Транспортное обеспечение обучающихся
включает в себя организацию их бесплатной
перевозки до образовательных организаций и
обратно. Организация бесплатной перевозки
обучающихся в государственных и
муниципальных образовательных организациях,

реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Для более старших обучающихся возможно предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

 

Статья 34. Основные права

обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 40. Транспортное обеспечение.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

И ИНТЕРЕСОВ

Вы имеете право на развитие творческих способностей и

интересов, включая участие в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах,

физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях, а также на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ


0*йЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН


Нужно сразу сказать, что сохранение здоровья и его охрана касаются всех сторон жизни, как ученика, так и

школы. Питание, транспортное обслуживание, занятия спортом — это факторы, влияющие на здоровье. Тем не менее, законодатели выделили целый большой раздел в законе, в котором описаны права в области охраны здоровья.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и
профилактических мероприятий.

 

 

Далее закон определяет, за что отвечает школа, а за что органы здравоохранения. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы здравоохранения, а школа обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Вся остальная работа по организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Скажем еще про каникулы, на которые вы имеете право. Каникулы - это плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

 

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

 

 

ДРУГИЕ И ИНЫЕ МЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Завершая рассмотрение прав и мер социальной поддержки, нам осталось сказать о том, что закон закрепляет за учениками право на обеспечение местами в интернатах, предоставление жилых помещений в общежитиях, а также на получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, - в случае, если есть необходимость в этом.

Кроме этого, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами школ могут быть установлены иные меры социальной поддержки. Но вы ведь уже знаете о праве на получение информации?

 

 



 

 

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.


 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

Об особенностях прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Среди широкого круга субъектов, имеющих права на образование, есть лица с особым правовым статусом, - это лица с ограниченными возможностями. Задача закона состояла не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются соответствующие федеральные

государственные образовательные стандарты для таких лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Законе рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.


Закон заложил основы для развития интегрированного образования как одного из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Закон обязывает создавать специальные условия для
обучения рассматриваемой нами группы лиц и
конкретизирует эти условия: использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В законе нашло отражение увеличение финансирования для рассматриваемой категории лиц — нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Естественно, что в законе установлены не только
нормы, связанные непосредственно с правом на получение
образования, в нем затронуты и важнейшие смежные права, в
частности, право на стипендии и другие денежные выплаты,
особый порядок приема на обучение в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность,

преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного

 

 

0*йЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН

образования в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья, проживающие в
организации, осуществляющей образовательную

деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Более того, закон обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, закон не упустил и особые случаи. В частности, для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

 

Статья 79. Организация получения | образования обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

Статья99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

 

 


0*йЭЛЕКТРОННЫЙ И^ТАТАРСТАН



Об особенностях прав на образование

детей, проявивших выдающиеся способности


Закон предоставляет целый спектр возможностей для работы с детьми, проявившими выдающиеся способности (иногда их называют одаренными детьми, но в законе использован первый термин). Это возможность:

• использования индивидуального учебного плана, который должен обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

• участия в олимпиадах


• бесплатного участия во всероссийской олимпиаде

школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи;

• обучения в специализированных подразделениях или специализированных образовательных организациях в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности.



 

Специализированные подразделения или
специализированные образовательные

организации это нетиповые

образовательные организации, имеющие
право реализации основных и дополнительных
образовательных программ по трем
основным направлениям: научной (научно-
исследовательской), творческой и
физкультурно-спортивной деятельности.


 


 

 

0*ЙЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН


Порядок комплектования обучающимися указанных
специализированных структурных подразделений и
нетиповых образовательных организаций устанавливается
учредителями соответствующих образовательных

организаций.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, определяются федеральными министерствами. Для школ это Министерство образования и науки, а например, для музыкальных школ это может быть Министерство культуры.

Школьники, проявившие выдающиеся способности, могут претендовать на специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования.

Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет федерального бюджета (в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом) определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работа по выявлению, развитию и поддержке способностей зафиксирована в обязанностях органов управления образованием, школ, педагогов:

• федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления должны оказывать содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, в том числе обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

• педагогические работники должны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового образа жизни.

 

• сами обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

• научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.

 

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обязанности учащихся мы решили привести в точном соответствии с законом. Если законодатели посчитали, что они написаны понятно для учеников, то у нас нет оснований не доверять им. Итак, обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

 

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;


3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Иные обязанности обучающихся могут устанавливаться другими федеральными законами и договором об образовании.

 

За неисполнение или нарушение устава
организации, осуществляющей

образовательную деятельность, правил

внутреннего распорядка, правил проживания в
общежитиях и интернатах и иных локальных
нормативных актов по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности
к обучающимся могут быть применены меры
дисциплинарного взыскания замечание,

выговор, отчисление из организации!

 


Вместе с тем, есть и ограничения по применению мер дисциплинарного воздействия. Они не применяются:

• к детям младшего возраста (обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования);

• к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);

• к обучающимся, находящимся в особых условиях или временно не посещающим занятия (во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком).

При выборе меры дисциплинарного взыскания
организация, осуществляющая образовательную

деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение



По решению школы, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

 

/ ■ЛЭЛЕКТРОННЫЙ И^ТАТАРСТАН


Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

 

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Орган местного самоуправления, осуществляющий
управление в сфере образования, и родители отчисленного из
организации, осуществляющей образовательную

деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается Министерством образования и науки России.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся


 

.



ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ


 

Родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Кроме информации о деятельности системы образования, родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся, а также присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители имеют право и обязанность защищать права и законные интересы обучающихся.

Родители обязаны:

• обеспечить получение детьми общего образования;

• соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность;

 

• соблюдать правила проживания обучающихся в интернатах;

• соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятии обучающихся;

• уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут устанавливаться иными федеральными законами и договором об образовании (при его наличии).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


 

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.


 


 

 

0*йЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН


СЛОВАРИК

 

 

Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Индивидуальный учебный план учебный план,

обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Образовательная деятельность деятельность по

реализации образовательных программ.

Образовательная организация некоммерческая

организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями ради достижения которых такая организация создана.

 

Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Организации, осуществляющие образовательную
деятельность - образовательные организации, а также
организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего
Федерального закона к организациям, осуществляющим
образовательную деятельность, приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Участники образовательных отношений - обучающиеся,
родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся, педагогические работники и их представители,
организации, осуществляющие образовательную

деятельность. Участники отношений в сфере образования -участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

 

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫИ
ОТВЕТЫНА НИХ

 

Раздел подготовлен на основе материалов и с согласия
информационного портала экспертно-консультационного
сопровождения реализации Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» - 273-фз.рф.
Портал создан для оказания экспертно-консультационной и
методической помощи руководителям и другим
административным работникам образовательных

организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Информационный портал разработан и поддерживается Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Вы можете (имеете право!) получить там консультацию по заинтересовавшему вас вопросу, связанному с реализацией Закона.

 

Могу ли я выбрать школу для своего ребенка, поступающего в первый класс, по своему желанию независимо от моего места жительства?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит запрета на выбор государственной или муниципальной общеобразовательной организации. Наоборот, пунктом 1 ч. 3 ст. 44 данного Федерального закона родителям несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 67 данного Закона, правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение

 


 


по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Это означает, что принимать на обучение лиц, не проживающих на территории, которая закреплена за образовательной организацией, последняя имеет право только в том случае, если после приема лиц, проживающих на данной территории, останутся свободные места.

В настоящее время действует приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения». Так, например, п. 11 данного Порядка предусматривает, что с целью проведения организованного приема в первый класс закрепленных лиц учреждение не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта размещает на информационном стенде, на официальном сайте учреждения, в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о количестве мест в первых классах; не позднее 1 августа - информацию о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.

Таким образом, выбрать государственную или муниципальную общеобразовательную организацию для поступления возможно, но только в том случае, если в ней остались свободные места после приема лиц, проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

 

Обязательно ли ребенок должен уметь читать при поступлении в первый класс?

Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Каких-либо требований к подготовке кандидатов на прием данным Федеральным законом не установлено.

Таким образом, при приеме в первый класс не может быть отказано по причине того, что ребенок не умеет читать или у него недостаточная подготовка в каких-либо иных областях (не умеет считать и т.д.).

 

Как осуществляется обучение по индивидуальному учебному плану при выборе такого способа продолжения обучения в случае неликвидации академической задолженности в установленный срок?

Часть 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» говорит о том, что обучающиеся в
образовательной организации по образовательным
программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, не ликвидировавшие
академическую задолженность в установленные сроки с
момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической

комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Два варианта уже давно существуют в сложившейся практике, а вариант с обучением по индивидуальному учебному плану является нововведением, которое только предстоит отработать.

Пункт 23 ст. 2 Федерального закона определяет «индивидуальный учебный план» как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это может быть учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

 

 

Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Таким образом, порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

С точки зрения организации работы педагогов с детьми по индивидуальному учебному плану важно учитывать положение ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которому в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями, а соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, режим работы учителей по индивидуальному учебному плану также регламентируется на локальном уровне.

 

Возможно ли, по новому Закону, оставить на второй год обучающегося 10 класса, имеющего по итогам года три неудовлетворительных оценки?

Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»

неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58).

Таким образом, обучающиеся, имеющие академическую задолженность по любому количеству предметов должны быть переведены в следующий класс условно. При этом обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность путем прохождения промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам курсам, дисциплинам (модулям). Закон устанавливает, что повторная промежуточная аттестация осуществляется не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента ее образования (ч. 5 ст. 58).

Только в случае неликвидации академической задолженности в установленные сроки, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: