Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для подготовки к промежуточной аттестации




Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой (предметной) комиссии математических и естественно-научных дисциплин Протокол № ____ от«___ » _____ 2017 г. Председатель ___________А.А.Ткаченко УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ___________Е.Н.Лиховидова «»2017 г.
   



 

Программа промежуточной аттестации

по дисциплине «Биология»

для специальности36.02.01Ветеринария (базовая подготовка)

 

 

Составитель:

Малышева О.М.

 

Сергиев Посад


Пояснительная записка

Программа промежуточной аттестации по дисциплине «Биология» составлена в соответствии с Письмом Минобразования России «О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» от 5.04.1999 № 16-52-59 ин/16-13, рабочим учебным планом колледжа по специальности 36.02.01Ветеринария, графиком учебного процесса на учебный год и на основании Рабочей программы дисциплины.

Цель промежуточной аттестации: установление соответствия уровня и качества подготовки студентов государственным требованиям к минимуму содержания ОПОП и требованиям к уровню подготовки выпускников по дисциплине «Биология» ФГОС СПО по специальности 36.02.01Ветеринария (базовая подготовка).

Вид промежуточной аттестации: промежуточная аттестация по дисциплине «Биология» проводится во втором семестре в виде дифференцированного зачета.

Форма проведения дифференцированного зачета - устная: доводится до сведения студентов в течении двух месяцев с начала учебного года.

1. Объем времени на подготовку и проведение:

Проводится аудиторно на последнем занятии.

2. Сроки проведения: 1 год обучения, 2 семестр

3. Необходимые материалы:

Задание к дифференцированному зачету включает в себя два теоретического вопроса и однозадание к практическому занятию (Приложение 1).

4. Условия подготовки и процедура проведения:

4.1. Дифференцированный зачет проводится во втором семестре первого года обучения аудиторно на последнем занятии в соответствии с утвержденным расписанием занятий на второй семестр учебного года.

 

4.2. К дифференцированному зачету допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план по дисциплине.

4.3. Материалы к дифференцированному зачету составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины и охватывают ее наиболее актуальные темы и целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний и практических умений.

4.4. Перечень теоретических вопросов и практических заданий разрабатывается преподавателем дисциплины, обсуждается на цикловой (предметной) комиссии, утверждается заместителем директора по учебной работе и доводятся до сведения студентов в течении двух месяцев с начала учебного года.

4.5. В период подготовки к дифференцированному зачетупроводятся групповые консультации по материалам теоретических вопросов за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

4.6. Дифференцированный зачет проводится в кабинете Биологии. Наподготовку устного ответа студенту отводится не более 1/3 академического часа.

4.7. Дифференцированный зачет принимается преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине.

4.8. Результаты дифференцированного зачета оформляются ведомостью и сдаются в учебную часть. В зачетную книжку студента заносятся только положительные оценки отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3).

4.9. При получении студентом неудовлетворительной оценки допускается пересдача дифференцированного зачета.


Критерии оценки

5.1. Требования к ответу на теоретические вопросы:

1. Владение понятийным аппаратом.

2. Последовательность, логичность в раскрытии вопроса.

3. Четкость, лаконичность в изложении ответов.

4. Полнота ответа, его обоснованность и доказательность, системность.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Умение рассуждать, делать собственные выводы.

5.2. Критерии оценки, определяющей подготовку студента:

Отлично (5) ставится, если усвоение характеризуется правильностью рассуждения, глубиной, точностью. Осознанностью, гибкостью, системностью, владением понятийным аппаратом, установлением взаимосвязи в понятийной системе, знанием фактов, закономерностей, установлением логики взаимосвязи между фактами, закономерностями.

Хорошо (4) ставится, если усвоение характеризуется правильностью, полнотой, точностью, осознанностью излагаемого материала. Допускаются незначительные нарушения логики и полноты ответа, наличие своего отношения к изученному вопросу.

Удовлетворительно (3) ставится, если усвоение характеризуется правильностью, точностью, но знания не выходят за рамки минимума содержания материала. В изложении допускаются отдельные нарушения логики изложения, неполнота раскрытия вопроса.

Неудовлетворительно (2) ставится, если усвоение характеризуется неправильностью, неточностью, неосознанностью обсуждаемого вопроса, отсутствием аргументации, ее ошибочностью.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для подготовки к промежуточной аттестации

Основные источники (ОИ):

№ п/п Наименование Автор (ы) Издательство, год издания
ОИ1 Биология Чебышев Н.В. Гринева Г.Г. Гузикова Г.С. М.: Издательский центр «Академия», 2017
ОИ2 Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей Константинов В.М. Резанов А.Г.Фадеева Е.О. М.: Издательский центр «Академия», 2016
ОИ3 Биология Константинов В.М. Резанов А.Г.Фадеева Е.О. М.: Издательский центр «Академия», 2013

 

Дополнительные источники (ДИ):

№ п/п Наименование Автор (ы) Издательство, год издания
ДИ1 Биология Беляев Д.К.Дымшиц Г.М. Кузнецова Л.Н. М.: Просвещение, 2014
ДИ2 Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах Ионцева А.Ю. М.: Планета, 2014
ДИ3 Общая биология: учебное пособие (СПО) Колесников С.И. М.: КНОРУС, 2015
ДИ4 Биология с основами экологии Лукаткин А.С. Ручин А.Б. Силаева Т.Б. М.: Планета, 2014
ДИ5 Биология. Общая биология Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. М.: Дрофа, 2014
ДИ6 История антропологических учений Орлова Э.А. М.: 2010
ДИ7 Естествознание Петелин А.Л. Гаева Т.Н. Бреннер А.Л. М.: 2015

Интернет-ресурсы (И-Р):

И-Р 1 Мир биолога. Режим доступа: https://mirbiologa.ru

И-Р 2 Вся биология. Режим доступа: https://sbio.info

И-Р 3ЕдиноеокнодоступакобразовательнымресурсамИнтернетапобиологии.

Режим доступа: https://www.window.edu.ru

И-Р 4Тестдляабитуриентовповсемушкольномукурсубиологии. Режим доступа: https://www.5ballov.ru/test

И-Р 5 БиологиявОткрытомколледже.Сайтсодержитэлектронныйучебникпобиологии,On-lineтесты. Режим доступа: https://www.biology.ru

И-Р 6 Электронныйучебник,большойсписокинтернет-ресурсов. Режим доступа: https://www.informika.ru

И-Р 7 Биология. Энциклопедия Кольера. Режим доступа: https://enc-dic.com/colier/Biologija-1123

И-Р 8 Биология. Режим доступа: https://compulenta.computerra.ru

И-Р 9 База знаний по биологии. Режим доступа: https://humbio.ru

И-Р 10 Биология. Режим доступа: https://www.biology.ru

И-Р 11 Биологияввопросахиответах. Режим доступа: www.schoolcity.by

И-Р 12 Биологиядляшкольников.Краткая,компактная,нодостаточноподробнаяинформацияпоразделам:«Общаябиология»,«Ботаника»,«Зоология»,«Человек». Режим доступа: www.bril2002.narod.ru


Приложение 1.

Теоретические вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «Биология»

Контрольные вопросы к теме «Введение»

1. Понятие (определение, термин) «Биология». Каковы признаки живых организмов?

2. Биологические науки. Какое значение имеет биология?

3. Уровни организации живой природы.

Контрольные вопросы к теме «Химическая организация клетки».

1. Понятие (определение, термин)«Клетка». Химические элементы, входящие в состав клетки.

2. Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки.

3. Значение воды для жизнедеятельности клетки.

4. Органические вещества, входящие в состав клетки, и их роль в клетке.

5. Отличия строения молекул ДНК и РНК.

Контрольные вопросы к теме «Строение и функции клетки».

1. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

2. Строение и функции клеточной мембраны.

3. Описание органоидов, входящих в состав цитоплазмы.

4. Одномембранные органоиды клетки (строение и функции).

5. Двухмембранные органоиды клетки (строение и функции).

6. Немембранные органоиды клетки (строение и функции).

7. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Контрольные вопросы к практическому занятию «Наблюдение строения клеток».

1. Особенности строения растительной клетки.

2. Особенности строения животной клетки.

 

Контрольные вопросы к теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

1. Пластический обмен в клетке на примере биосинтеза белка.

2. Энергетический обмен. Охарактеризуйте этапы диссимиляции на примере расщепления глюкозы.

3. Приведите примеры автотрофных и гетеротрофных организмов.

4. Охарактеризуйте световую и теневую фазы фотосинтеза.

5. Хемосинтез. Приведите примеры организмов, относящихся к группе автотрофов-хемосинтетиков.

6. Понятие (определение, термин) «Ген», «Генетический код». Репликация ДНК.

 

Контрольные вопросы к теме «Жизненный цикл клетки».

1. Что такое жизненный цикл клетки? Перечислите типы деления клеток, их значение.

2. Опишите процессы, происходящие в интерфазу митоза.

3. Митоз. Биологическое значение митоза.

4. Цитокинез.

Контрольные вопросы к теме «Размножение организмов».

1. Охарактеризуйте типы размножения.

2. Какие формы бесполого размножения широко применяются в сельском хозяйстве?

3. Мейоз. Биологическое значение мейоза.

4. Почему при половом размножении появляются организмы с наиболее разнообразными признаками?

5. Опишите процессы развития сперматозоидов и яйцеклеток.

6. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения.

Контрольные вопросы к теме «Индивидуальное развитие организма».

1. Понятие (определение, термин) «Онтогенез». Какие стадии проходит организм в своем развитии?

2. Охарактеризуйте эмбриональный этап онтогенеза.

3. Охарактеризуйте постэмбриональный этап онтогенеза.

4. Биологическое значение непрямого развития.

 

Контрольные вопросы к практическому занятию «Выявление сходства зародышей человека и других позвоночных».

1. Отличия в стадиях эмбрионального развития: бластулы, гаструлы, нейрулы.

2. В чем заключается принципиальное сходство начальных этапов эмбрионального развития всех живых организмов?

Контрольные вопросы к теме «Индивидуальное развитие человека».

1. Репродуктивное здоровье человека.

2. Назовите причины нарушений в развитии организма.

3. Вред развивающемуся организму наносимый курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

4. Влияние загрязнения окружающей среды на развитие человека.

 

Контрольные вопросы к теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

1. Понятие (определение, термин) «Генетика». Когда генетика сформировалась как наука.

2. Дайте определение аллельных генов. Объясните термины «гомозигота» и «гетерозигота».

3. Понятие (определение, термин) «генотип», «фенотип». Существует ли между ними связь?

4. Понятие (определение, термин) «Ген». Какие гены называют сцепленными?

5. Раскройте понятие наследственности.

6. Генетическая символика.

Контрольные вопросы к теме «Законы генетики, установленные Г.Менделем».

1. Опишите опыты, проводимые Г.Менделем.

2. Охарактеризуйте первый закон Менделя. Схема моногибридного скрещивания.

3. Охарактеризуйте второй закон Менделя. Схема наследования признаков при неполном доминировании.

4. Охарактеризуйте третий закон Менделя. Схема дигибридного скрещивания.

5. Положения гипотезы чистоты гамет. Каковы цитологические основы гипотезы чистоты гамет?

 

Контрольные вопросы к теме «Хромосомная теория наследственности».

1. Опыты, проводимые Т.Морганом.

2. Опишите принципы, положенные в основу составления генетической карты хромосомы. Значение генетических карт хромосом.

3. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

4. Назовите тяжелое наследственное заболевание человека, сцепленное с полом.

5. В результате каких процессов возникают новообразования при скрещивании?

6. Приведите известные вам примеры множественного действия генов.

7. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Контрольные вопросы к теме «Закономерности изменчивости».

1. Раскройте понятие изменчивости. Какие формы изменчивости различал Ч.Дарвин?

2. Опишите виды изменчивости, которые выделяют в настоящее время.

3. Какую роль отводил мутациям Х.Де Фриз в возникновении новых видов?

4. Назовите основные формы мутационной изменчивости. Приведите примеры глубоких мутационных изменений среди растений и животных.

5. В результате чего может возникать полиплоидия? С каким видом мутаций связано кратное увеличение числа хромосом?

6. Комбинативная изменчивость. Назовите источники комбинативной изменчивости.

7. Сформулируйте закон гомологичных рядов и покажите его общебиологическое значение.

8. Охарактеризуйте модификационную изменчивость и её причины.

Контрольные вопросы к теме «Генетика человека. Генетика и медицина».

1. Методы изучения наследственности человека.

2. Охарактеризуйте явление цитоплазматической наследственности.

3. Раскройте сущность генетики популяций.

4. Назовите причины, вызывающие колебания численности особей в популяции.

 

Контрольные вопросы к теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов».

1. Понятие (определение, термин) «Селекция». Что такое порода, сорт, штамм?

2. Опишите процесс одомашнивания растений и животных.

3. Перечислите названия центров происхождения культурных растений, выделенных Н.И.Вавиловым.

 

Контрольные вопросы к теме «Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор».

1. Опишите методы современной селекции.

2. Приведите примеры использования массового и индивидуального отбора в селекции растений.

3. Приведите примеры явления гетерозиса у растений и животных.

4. Опишите методы селекции животных.

5. Достижения в селекции растений.

6. Расскажите об успехах отечественных селекционеров-животноводов.

7. Достижения в селекции микроорганизмов.

8. Основные задачи, стоящие перед биотехнологией.

Контрольные вопросы к практическому занятию «Решение генетических задач».

1. Какое сочетание генов дает черепаховую окраску у кошек?

2. При скрещивании серого и белого кроликов во втором поколении появляются черные особи – какие гены и в каком состоянии обеспечивают черную окраску меха кроликов? Приведите варианты генотипов черных кроликов.

3. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа СсДдЕекк?

4. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа КкЛлММНноо?

5. Рожь, имеющую пигмент антоциан, скрестили с неизвестной формой. В потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. Определить генотипы исходных растений. Назвать доминантный признак.

6. От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получено 17 телят комолых и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров?

7. У человека кудрявые волосы доминируют над прямыми (гетерозиготы имеют волнистые волосы), черный цвет волос доминирует над рыжим. Какими могут быть дети по этим признакам в семье, где мать дигетерозиготна, а отец рецессивен по обоим признакам?

8. У человека одна из форм глухонемоты является рецессивным признаком, карий цвет глаз – доминантный признак. Оба родителя кареглазые и имеют нормальный слух. Их первый ребенок оказался голубоглазым и глухонемым. А) каковы генотипы родителей? Б) какова вероятность того, что следующий ребенок будет иметь такие же признаки, как и первый?

9. У человека одна из форм глухонемоты является рецессивным признаком, карий цвет глаз – доминантный признак. Оба родителя кареглазые и имеют нормальный слух. Их первый ребенок оказался голубоглазым и глухонемым. А) каковы генотипы родителей? В) какова вероятность того, что в этой семье будут дети с признаками родителей? Г) какова вероятность того, что в этой семье будут глухонемые и кареглазые дети?

10. У человека одна из форм глухонемоты является рецессивным признаком, карий цвет глаз – доминантный признак. Оба родителя кареглазые и имеют нормальный слух. Их первый ребенок оказался голубоглазым и глухонемым. А) каковы генотипы родителей? Г) какова вероятность того, что в этой семье будут глухонемые и кареглазые дети?

11. У мужа и жены нормальное зрение, их отцы – дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.

12. Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли здоровые мужчина и женщина иметь ребенка-гемофилика?

13. Мать и отец с волнистыми волосами. Среди детей: один – с волнистыми, один – с курчавыми и один – с прямыми. Определить генотипы всех членов семьи.

14. У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы – кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов?

15. У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить характер наследования признака, если при самоопылении растений, имеющих овальный корнеплод, получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 – с круглым и 243 – с овальным.

16. Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых животных. Почему?

17. Мать имеет I группу крови, отец – вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье?

18. От скрещивания серебристо-соболиного самца норки с нормальными темными самками получили в потомстве 345 серебристо-соболиных и 325 темных норок. Величина помета – в среднем 5,11 щенка. При скрещивании серебристо-соболиных особей между собой получено 196 серебристо-соболиных и 93 темных норки при средней величине помета 3,65 щенка. Объясните результаты скрещиваний, определите генотипы родителей и потомков.

19. Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая – I и II.

20. При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?

21. У крупного рогатого скота при генотипе АА красная масть, при генотипе аа – белая, при генотипе Аа – чалая. Имеется чалый бык, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех возможных скрещиваний?

 

Контрольные вопросы к теме «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».

1. Дайте краткую характеристику гипотез происхождения жизни.

2. Приведите доказательства Л.Пастера несостоятельности теории самозарождения организмов.

3. Кратко охарактеризуйте основные этапы возникновения жизни на Земле по теории Дж.Бернала.

 

Контрольные вопросы к теме «Усложнение живых организмов в процессе эволюции».

1. Многообразие живого мира на Земле.

2. Какой класс современных животных представлен наибольшим числом видов?

 

Контрольные вопросы к теме «История развития эволюционных идей».

1. Значение трудов К.Линнея для развития эволюционных идей.

2. Укажите заслуги Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей.

Контрольные вопросы к теме «Эволюционное учение Ч.Дарвина».

1. В каком труде были обобщены взгляды Ч.Дарвина на эволюцию и её движущие силы?

2. Опишите основные положения теории Ч.Дарвина.

Контрольные вопросы к теме «Естественный отбор».

1. Какие процессы, происходящие в природных популяциях, Ч.Дарвин рассматривал в качестве основных движущих сил эволюции?

2. Дайте характеристику явлений наследственности и изменчивости.

Контрольные вопросы к теме «Микроэволюция».

1. Понятие «микроэволюция».

2. Сущность номиналистической и биологической концепций видов.

3. Дайте определение популяции. Покажите на примерах, что элементарной единицей эволюции является популяция.

4. Сущность движущего отбора.

5. Охарактеризуйте форму естественного отбора, ведущего к появлению полиморфизма.

6. Объясните механизм и направленность действия стабилизирующего отбора.

7. Назовите два основополагающих принципа, лежащих в основе процесса видообразования.

8. Опишите типы видообразования.

Контрольные вопросы к теме «Макроэволюция».

1. Понятие «макроэволюция». Какие существуют палеонтологические доказательства эволюции?

2. Приведите данные сравнительной анатомии и внешней морфологии как доказательство эволюции.

3. Назовите основные признаки биологического прогресса и биологического регресса.

Контрольные вопросы к практическому занятию «Наблюдение происхождения и развитие жизни на Земле».

1. Опишите виды приспособлений организмов к условиям существования.

2. Дайте оценку различных гипотез происхождения жизни.

Контрольные вопросы к теме «Антропогенез».

1. Понятие «антропология». Какие существуют палеонтологические доказательства эволюции?

2. Докажите место человека в классе млекопитающих.

3. В чем принципиальное различие между человеком и человекообразными обезьянами?

 

Контрольные вопросы к теме «Этапы эволюции человека. Человеческие расы».

1. Опишите основные этапы эволюции человека.

2. Отличительные черты человеческих рас.

3. Объясните несостоятельность расовых теорий.

 

Контрольные вопросы к практическому занятию «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека».

1. Гипотезы о происхождении человека.

2. Почему рудименты и атавизмы доказывают происхождение человека от животных?

Контрольные вопросы к теме «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой».

1. Понятие (определение, термин) «экология», «биоэкология».

2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

3. Понятие (определение, термин) «биоценоз». Видовая и пространственная структуры биоценоза.

4. Горизонтальная и трофическая структуры биоценоза.

 

Контрольные вопросы к теме «Пищевые цепи. Взаимодействия в экосистеме».

1. Что такое цепь питания и что лежит в её основе?

2. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

3. Понятие (определение, термин) «экосистема», «биогеоценоз».

4. Охарактеризуйте искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

 

Контрольные вопросы к теме «Биосфера – глобальная экосистема».

1. Понятие (определение, термин) «биосфера».

2. Важнейшие положения учения В.И.Вернандского о биосфере.

3. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

4. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Контрольные вопросы к теме «Биосфера и человек».

1. Опишите антропогенное воздействие на биосферу.

2. Понятие (определение, термин) «ноосфера». Какие ученые развивали ученье о ноосфере?

 

Контрольные вопросы к практическому занятию «Наблюдение и сравнительное описание экосистем».

1. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человека и природных биотических сообществ?

Контрольные вопросы к теме «Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики».

1. Понятие (определение, термин) «бионика». Почему возникло это научное направление?

2. Приведите примеры «изобретений» природы, которые еще в глубокой древности помогали решать ряд технических задач.

3. Приведите примеры компенсаторных механизмов и способностей к адаптации у некоторых организмов, позволяющих достичь высокой надежности биологических систем.

4. Какие природные конструкции и формы животных и растений использованы в строительной технике и архитектуре? Приведите примеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: