Формирование портфеля заказов




Важнейшее условие успешной работы любого предприятия – обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых действует механизм хозяйствования (рис.2.3). Под портфелем заказов в строительстве понимают совокупность двух или более проектов, в выполнении которых принимает участие фирма.

 


 

 


ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВНЕШНЯЯ СРЕДА

       
 
 
   

Рис. Схема механизма хозяйствования строительного предприятия

Портфель заказов характеризуется объемом и структурой. Объем определяется выручкой от реализации строительной продукции, достаточной для погашения необходимых затрат на производство работ и достижение рентабельности (прибыли), принятой как цель фирмы, структура – стратегическими установками: диверсификацией и специализацией производства.

Желаемые параметры портфеля заказов зависят также от инвестиционной активности потребителей строительной продукции, их предпочтений, а также емкости подрядного рынка.

Заполненность портфеля заказов – важнейшая характеристика, определяющая достижимость целей, поставленных строительной организацией. Набор заказов в портфеле формирует производственную программу, планируемые параметры и планируемую мощность строительной организации. Результаты планирования производственной программы показывают, насколько фирма приблизилась к поставленным целям, необходимость принятия дополнительных мер или изменения ранее намеченных целевых установок и стратегий. Это первый контур регулирования предпринимательских намерений владельца фирмы

Второй контур связан с реализацией производственной программы и получением фактических результатов. Условие благополучия фирмы – равенство необходимых, планируемых и фактических параметров деятельности.

Главным элементом, обеспечивающим достижение этого условия, является контракт. При наличии контрактов формируют портфель заказов и регулируют взаимоотношения, права и обязанности заказчика. Подрядная строительная организация может заключить следующие типы контрактов:

- традиционные – о строительстве объекта по готовому проекту;

-проектно - строительные – с ответственностью фирмы за проектирование и строительство;

- «под ключ» - с полной ответственностью фирмы за проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию;

- управленческий – фирма берет на себя функции менеджера проекта. Контракты различаются и по способу определения их цены. Практика (в основном зарубежная) показала, что в этом случае контракты могут быть:

- с твердой ценой. Цена определяется заранее, и исполнитель контракта получает за его выполнение определенную сумму вне зависимости от понесенных им затрат, если только условия контракта не были изменены в установленном порядке.

В твердой (договорной) цене на строительную продукцию учитывается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком. В этом случае превышение фактической стоимости строительства над твердой ценой подрядчик погашает за счет собственных средств;

- с открытой (приблизительной) ценой т.е с ценой уточняемой в процессе реализации контракта;

- с фиксированной ценой единицы продукции. Такие контракты освобождают исполнителя от последствий ошибок в определении количественных показателей работ;

- с ценой, равной фактическим затратам исполнителя плюс фиксированная абсолютная величина прибыли (гонорар);

- с ценой, равной «фактически» затратам исполнителя плюс переменный процент прибыли, зависящий от превышения или экономии затрат;

- с определением цены по окончательным фактическим затратам. Здесь после определения конечных фактических затрат экономия или перерасход распределяются между заказчиком и исполнителем по заранее определенным пропорциям.

Тип контракта оказывает прямое влияние на такие жизненно важные вопросы функционирования строительных подрядных фирм, как выбор объектов для включения в портфель заказов, обеспечение устойчивого финансового положения фирмы др.

Строительная подрядная фирма в условиях рынка обладает потенциальными возможностями выбора подходящих объектов строительства в портфель заказов. Однако, несмотря на объективную, казалось бы, возможность подбора таких объектов строительства, которые отвечают в наибольшей степени интересам фирмы, фактический выбор объектов во многом предопределен внешними факторами и, прежде всего контрактными отношениями.

Проблема формирования портфеля заказов затрагивает, по меньшей мере, две стороны: заказчика и подрядчика. Контракт на строительство объекта может быть заключен между ними в результате переговоров или подрядных торгов.

Подрядные торги – это форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса или проведения аукциона. Торг - состязательный способ размещения заказов и выдачи подрядов. Сущность конкурсных подрядных торгов – привлечение заказчиком предложений подрядчиков, выбор лучших из них и заключение сделки с соответствующим участником торгов. Такие торги называются тендерными.

По мере укрепления и развития рыночных отношений в стране подрядчику приходится иметь дело с конкурсными формами размещения заказов. Получение заказа на выполнение работ по строительному объекту зависит от многих факторов. Как показали зарубежные и отечественные исследования главный из них – стоимость подряда. Кроме того, к числу наиболее важных факторов относятся: продолжительность исполнения контракта, репутация подрядчика по обеспечению качества работ и выполнению договорных обязательств, финансовое положение строительной фирмы и предварительные деловые взаимоотношения с ней, опят сооружения аналогичных объектов.

Для того, чтобы победить в тендерных торгах, строительная организация должна при получении заявки на подряд сопоставить требования заказчика с собственными производственными возможностями, учесть рыночную конъектуру и назначить контрактную стоимость с таким расчетом, чтобы, с одной стороны, получить искомый размер прибыли, а с другой – снизить риск отклонения заказчиком его предложений в связи с завышением указанной стоимости строительства по сравнению с той, которую предложили подрядчики – конкуренты, откликнувшиеся также на заявку заказчика.

Успех на тендерных торгах в определенной мере зависит от принятых правил их проведения. Система показателей для оценки конкурентного предложения может включать в себя:

по технической части:

1) опыт сооружения аналогичных объектов с требуемым уровнем качества;

2) предложение по сокращению срока выполнения работ;

3) возможности использования качественной техники при производстве работ;

4) возможность привлечения квалифицированных субподрядчиков и поставщиков;

5) уровень квалификации работников: аппарата управления и рабочих, которые будут заняты на предполагаемом объекте и т.п.;

по коммерческой части:

1) предложенная претендентом цена объекта подрядных торгов;

2) условия платежей.

Если комиссия, проводящая торги решает использовать для оценки конкурсного предложения бальную систему, то она на основании своего опята или экспертной оценки устанавливает также значимость каждого из выбранных критериев. Например, для оценки выбрано три критерия: цена, опят сооружения аналогичных объектов и предложения по сокращению сроков строительства. Суммарное максимальное количество баллов принимается равным 1000. Минимальной цене присваивается 800 баллов. Максимальным значениям других критериев – по 100.

В торгах участвуют два претендента на контракт. Предложения подрядчиков и их балльная оценка приведены в табл. 2.1. Победителем торгов признается первый подрядчик, который набрал максимальное количество баллов. У второго подрядчика, несмотря на то, что имеет большой опыт сооружения аналогичных объектов и предлагает сокращенные сроки выполнения работ, шансов выиграть торги меньше, если цена, предложенная первым подрядчиком, значительно ниже Ему надо либо изыскать резервы для снижения себестоимости работ, либо идти на заведомое уменьшение прибыли от строительства данного объекта и уменьшать цену предложения.

Таким образом, на величину стоимости контракта, назначенную подрядчиком, существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе данные о подрядчиках-конкурентах. Поскольку процесс назначения стоимости контракта несколькими подрядчиками происходят почти одновременно, то при определении собственной оценки стоимости подрядчик, как правило, не обладает информацией о контрактных ценах, предложенных подрядчиками – конкурентами. В связи с этим он вынужден оперировать информацией о прошедшей деятельности конкурирующих подрядных фирм.

Таблица 2.1

Расчет бальной оценки предложений

Показатели Подрядчик 1 Подрядчик 2
1. Цена предмета торгов, млн. руб. Коэффициент отношения к минимальной цене Количество баллов 750,5 950,0 1,26(950/750,5) 635(800/1,26)
2. Количество построенных аналогичных объектов, шт. Коэффициент отношения к максимальному значению Количество баллов -   -   -    
3. Величина сокращения срока выполнения работ, дн. Коэффициент отношения к максимальному значению Количество баллов   0,9      
Суммарное количество    

Со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 №94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» значительное место в практике размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственных или муниципальных нужд заняла процедура открытых аукционов. При этом с 1 января 2010 года такие процедуры рекомендовано проводить в электронной форме.

Открытый аукцион в электронной форме – это аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадке на сайте в сети «Интернет» (ОАО «Единая электронная торговая площадка, ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»).

Введение и распространение такой формы торгов как аукцион призвано повысить «прозрачность» закупок (размещаемых заказов на выполнение работ), а также сократить время между объявлением торгов и подписание государственных (муниципальных) контрактов. Кроме того, аукционные процедуры способствуют увеличению количества участников размещение заказа и дают большую экономию бюджетных средств по сравнению с открытым конкурсом.

Аукционный способ выбора исполнителя подрядных работ предусматривает оценку только по одному критерию – цена работ. Победителем на аукционных торгах признается лицо (как юридическое, так и физическое), предложившее наиболее низкую цену по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта.

При размещении заказа на подрядные работы заказчик имеет право предъявлять к участникам торгов обязательные и дополнительные требования. Важнейшее обязательное требование – наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Дополнительные требования, например, опыт выполнения работ за последние пять лет, заказчик самостоятельно определяет, если начальная (максимальная) цена контракта не менее 50 млн. руб.

Форма проведения аукциона предполагает наличие: государственного заказчика, указанного в информационной карте аукциона; участника, имеющего право на поставку товаров, выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом аукциона; специализированной организации, привлекаемой заказчиком для осуществления функций по размещению госзаказа путем проведения аукциона на право заключать государственный контракт; аукционной комиссии, созданной заказчиком для проведения аукционных процедур.

Аукционной комиссией осуществляется: рассмотрение заявок и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе и протокол об отказе от заключения контракта.

Аукцион проводится в день, час и по адресу, указанным в информационной карте аукциона. Аукцион проводится Аукционистом, выбранным из членов аукционной комиссии большинством голосов. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявит о своем намерение предложить более низкую цену контракта, Аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, но не ниже 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Процедура аукциона следующая:

1. Аукционная комиссия регистрирует участников аукциона или их представителей;

2. Уполномоченные представители участников аукциона получают от аукционной комиссии пронумерованные карточки;

3. Аукционист объявляет предмет контракта, начальную (максимальную) цену контракта, «шаг аукциона», разъясняет правила проведения аукциона;

4. Аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта путем поднятия карточек, в случае согласия заключить контракт по объявленной цене и объявляет начальную (максимальную) цену контракта, сниженную на шаг аукциона;

5. Каждое поднятие карточки являются заявлением участника о цене контакта, сниженной на «шаг аукциона»;

6. Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта не один участник не поднимет карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследние предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследние предложение о цене контракта;

7. Победителем аукциона признаются участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта;

8. Во время процедуры аукциона участникам запрещается вступать в переговоры между собой.

При выборе объектов строительства для включения в портфель заказов подрядной фирмы используется понятие оптимального портфеля заказов, под которым понимается совокупность таких объектов из общего числа предложенных фирме, которые 1) обеспечивают достижение максимальной прибыли при заданной степени риска, связанной с их строительством, либо 2) наименьший уровень риска при заданных размерах прибыли.

Одним из подходов к определению соотношения прибыли и риска может быть следующий. Владелец фирмы (руководство акционерного общества, собрание аукционеров) определяет процент ежегодной желаемой прибыли (П) на капитал организации (К).

Из зарубежной практики известно, что величина этого процента колеблется в пределах 10-20.

Ожидаемый процент (норма) прибыли реализации i-го контракта, если он будет заключен, может быть рассчитан с использованием формулы.

где R- норма прибыли от реализации i-го контракта, %

C – капитал фирмы после реализации контракта с учетом неопределенности;

К - исходный капитал фирмы.

Степень риска от включения рассматриваемого объекта в портфель заказов

где П – ежегодная желаемая прибыль, %.

При r>0 – контракт, безусловно, выгодный; r-0- контракт соответствует заданной норме прибыли; r <0 – контракт не обеспечивает желаемых результатов, r>-1 – контракт убыточный.

Пример. Фирма обладает первоначальным капиталом в 100 млн. руб. Заданная норма прибыли – 10%. Капитал фирмы после реализации контракта составит:

С = 99,5 млн. руб.

Ожидаемый процент прибыли

Оценка степени риска

Как видно из расчета, данный объект невыгоден для фирмы, выполнение контракта приведет к убыткам.

Из зарубежных источников известно, что в качестве общих способов снижения степени риска при выборе объектов строительства применяются следующие: 1) выбор таких объектов, которые повышают потенциальную прибыль, более, если эти заказы расположены в различных территориальных районах, у них разные заказчики, неодинаковая структура работ и т.д.

В условиях максимальной независимости объектов друг от друга важным инструментом снижения риска при формировании портфеля заказов является диверсификация, благодаря которой возникает возможность выбора, например, нескольких малых объектов вместо одного большого, что обычно бывает выгодно сравнительно небольшим строительным фирмам.

Диверсификация представляет собой способ распределения риска среди множества различных проектов. Благодаря тому, что между проектами не наблюдается жесткая линейная связь (коэффициент корреляции при этом близок к 1), потери в одном проекте могут быть восполнены приобретениями в другом. Риск от реализации портфеля заказов в целом может при этом оказаться меньше, чем средний риск от реализации отдельных проектов.

Таким образом, в соответствии с описанными подходами к формированию портфеля заказов строительной фирме рекомендуется перед включением объектов в портфель заказов выполнить следующие действия:

1) переработать статистическую информацию об объектах, подлежащих выбору;

2)провести анализ переходящих объектов;

3) произвести анализ объектов, подлежащих выбору;

4)сформировать допустимые варианты портфеля заказов, стремясь найти благоприятную комбинацию новых и переходящих объектов;

5)выбрать наиболее выгодный для фирмы вариант с установкой допустимого уровня риска.

В качестве допустимого риска фирма может пойти на полную потерю прибыли. Более опасен критический риск, который сопряжен с потерей затрат на производственную деятельность, т.е. теряется все предполагаемая выручка, и затраты приходится возмещать свой счет. Самый крайний случай – катастрофический риск, который приводит к потере имущества фирмы, ее банкротству.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: