Преподаватель: Грушевицкая Т.Г




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по МХК

 

Студент: Моисеенко Маргарита

Группа: НОЗ-31

Преподаватель: Грушевицкая Т.Г

 

1 Общая характеристика древнеримской художественной культуры, ее отличие от культуры Древней Греции

2 Художественная культура второй половины ХIХ века в России

 

Общая характеристика

Особенности мировоззрения

Древнеримская цивилизация

Социальное устройство и экономика

Древнеримская культура

Просвещение и наука

Школы в Древнем Риме

Общая характеристика древнеримского искусства

Художественная культура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Архитектура и строительство в Древнем Риме

Древнеримская живопись

Древнеримская скульптура

Литература

Литература Древнего Рима

Римские праздники

Ранняя римская религия

Религия

Религия и мифология

Наука и техника, астрология, историософия, философия, право в Древнем Риме

Памятники Древнего Рима

Памятники Римской эпохи за пределами Италии


 

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего
этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих
областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного
развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего
расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее
развитие Европы.

Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их
усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску,
изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной
формы. Рим — родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с
остатками стекла размером 100 х 70 см.

Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили
поворотный передок и оглобли.

Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под
влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между
римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во
многом аналогично, изначально проявилось в различии мифологий. Римские боги
не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения,
обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и
функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе
организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права;
членение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции,
соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, очевидно, к
возникновению последовательного мышления, названного позже рациональным.

Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как
введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить
содержание армии — регламентировать участие в его снаряжении в зависимости
от доходов. Введение имущественной классификации населения, в отличие от
греческого территориального деления полиса на филы, не затрагивало родовую
структуру римского общества, а лишь оценивала ее и разнообразила
экономическими критериями. Поскольку цари избирались и делили власть с
советом старейшин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии
военной демократии. Высшие должности государства совпадали с воинскими
званиями.

Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и
разграбление покоренных стран и захват рабов. Видимо, наследием военной
демократии был и запрет сенаторам заниматься торговлей и финансовыми
сделками. Этот запрет, очевидно, должен был предотвратить чужеземное влияние
на римские социальные структуры, но на деле привел к превращению родовой
знати в крупных землевладельцев. Всадники, на которых запрет не
распространялся, стали аристократией финансовой. Таким образом, в отличие от
Греции и земельная, и финансовая аристократия была родовой. Изменить порядок
политическим путем, хотя бы дать всем италийским союзникам римское
гражданство, пытался Гай Гракх, но безуспешно. Именно реформа армии в
последние годы II в. до н. э. - набор неимущих добровольцев, которые затем
получали участки земли — положила начало социальным изменениям. Можно
увидеть некоторую аналогию между установившейся затем эпохой военных
диктатур в Риме и периодом греческих тираний. Но если последние были рычагом
окончательной силовой ломки родового общества и утверждения господства
наследственной аристократии, то военный характер римского общества обусловил
противопо-ложную направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти
аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме — это война двух
аристократий. Но военный характер государства не позволил установить даже
аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, в
конечном итоге, к единовластию — принципату (империи). После короткого
затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между
патрицианскими родами.

Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой активности. Уже в
эпоху республики ростовщичество приняло государственные масштабы. Римская
знать погрузилась в неслыханную роскошь и разврат. Женщины ни в чем не
уступали мужчинам. Семья деградировала.

В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип
целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали
возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и
изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели
баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение
бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам,
сводам и куполам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили
монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают
воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы
(общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили
многоквартирные дома — инсулы — в 3—6, а порой и в 8 этажей.

Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона
построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся
неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея
(I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые
молы, дороги и т. д.

В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в
течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой
энергетики.

Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко
использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные
приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом
действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у
мужчин — туника и тога, у женщин — туника и стола); широкое распространение
получили разнообразные плащи.

Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития
Западной Европы в эпоху средневековья.

Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя
столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический
выступ стены — апсида: так родились основные элементы будущих христианских
храмов.

Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и
их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался
коринфский ордер, а также тосканский — гладкие колонны на основании. В
императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший
тип римского храма - круглый.

Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Рим стал мировой
столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания
украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично
сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки
возводились даже в провинции.

На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи,
которые открыли раскопки г. Помпеи.

Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе
положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с
прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике
человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому
в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной.
Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному
пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской
эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим
Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно
свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции
соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые
передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ
личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы
отказались от фронтальных композиций и постепенно — от излишней детализации:
в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали
портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по
передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами —
до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.

Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь
"Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым
действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт.
Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров
до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более
психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его
"серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например,
Менандра). Но если в "родных" комедиях зрителю все было известно с самого
начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в
такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости.
Однако современники ценили Теренция более как стилиста — за чистоту языка.

Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в
качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны
Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем творчестве он
не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский
уклад жизни от эллин- ской изнеженности роскошью. Воспринимая литературу
прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не
понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.

Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь
в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой
культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая
свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру
человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы
римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои
духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Отсюда
погружение в александрийскую ученость, использование уже отработанных
выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как
и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие
небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял
отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов,
которые позволяли развивать любовную тематику.

В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия,
Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость
сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии.
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее
все духовные интересы обще-ства, потеряла всякий смысл. Август стремился
управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные
функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного
заказа можно расценивать создание Вергилием "Энеиды" - эпической поэмы о
мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как
"Илиада" - идеологическое осмысление единства греческой нации, так "Энеида"
— это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в "Энеиде" впервые
чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.

Поэты-лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции
Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У
Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает
любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В
условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков,
возрождение семьи и нравственности (33, 348), любовные элегии расценивались
как кощунство — остаток жизни Овидий провел в ссылке.

Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный
вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги
Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки
написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие
метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали
развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось
возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и
псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.
Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были
призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного
лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного
утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным
приключениям и любовным переживаниям ("Дафнис и Хлоя" Лонга). Заметная
деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания ее
героев - это страдания собственника, лишенного собственности.

Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию
(Лукиана, Апулея, Петрония).

Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики,
непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным
само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически
политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку
в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне
субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом,
особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту.
Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за
удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни
общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить
воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев
скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго
материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и
законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти
ее видимость.

Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба против фатализма,
понятия рока, т. е. против объективного идеализма. Между тем в обществе
преобладала тенденция к объективному идеализму, как преобладало по
численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а зачастую
не принадлежало человеку и собственное тело. Оправдание (и даже похвалу)
собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоицизме,
сторонниками которого были и крупнейшие римские философы вместе с Се- некой,
и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря
Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.

Хотя в стоицизме много общего с субъективным идеализмом и он тоже искал
решение внешних проблем в изменении к ним своего отношения, юристы-стоики
настаивали на незыблемости внутренних нравственных законов, вытекающих,
впрочем, из договорных отношений между людьми. Целью законов являлась защита
частной собственности, точнее, права на частную собственность, к которому
сводилось моральное равенство людей. Субъективизм был ответом на
невозможность противостоять внешнему существу, которое Сенека не решался
назвать как-нибудь определенно (богу, року).

В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического
характера — неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали
рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока,
египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята
большая часть населения огромной империи.


Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение
состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.
Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В
начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе
учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств —
грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и
астрономию, а также архитектуру и медицину, Последняя ступень представляла
собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии.
Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей образца у греков, математика
тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки,
литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и
фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции,
уделялось не философии, а риторике На завершающем этапе нередко
предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры,
особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген.
Большое значение придавалось в Риме в I — II веках географическим знаниям,
медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н.
э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся
энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии,
создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина - врач
Гален(129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и
головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период
были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58
— ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э, — 17 н. э.). К сожалению из 142 книг по
истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит
— автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только
история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа
Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные
жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит
в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские
семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи,
использовавшие свои аналитические способности в более практических целях,
например, в земледелии или управлении государством. В области науки и
философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империя
основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического
Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди
которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III века до н. л. можно
было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э.
появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н, э, уже
существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких
авторов, как Муцин Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и
практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и
в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно
популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были
Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121— 180н.
э,). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет
дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки,
учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались
сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших
рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы,
получившие свободу.

Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством
литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и
счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам
словом калькулятор. Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а
также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой —
сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на
память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила жесточайшая
дисциплина. Применялись и телесные наказания, против которых выступали
милосердные учителя и прогрессивные философы.

Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме
"фериями" (feriae), то есть праздничными днями.

Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали
отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля,
когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis
Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни
собачек", самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их
только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики
и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.

Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали
помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре
(кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях или
табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и
греки, на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже
пергамен, который после употребления продавался торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с
изображением мифологических и исторических сцен.

Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование.
Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение
дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки
должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать,
понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией,
геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим комплиментом молодой
римлянке были слова "puella docta". Мальчики 12 лет приступали к среднему
школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым
они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От
него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым
считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.

Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень
образования: школа ритора (риторика значит "красноречие"). Здесь учились
ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на
исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией.
Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города.

Общие характеристики древнеримского искусства:
• отсутствие оригинальности,
• пропагандистский характер,
• практическая, конкретная ориентация,
• чувство реальности и интерес к человеческой личности.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни,
утратил гармонию физического н духовного начала, характерную для античного
мира.

Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с
возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время
правления которого прекращается преследование христианства. По политическим
соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город
Константинополь. Так, некогда великий город Рим, столица античного мира,
превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного
государства Византии. На этом завершается история античного мира, но не
исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья,
которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный
принципиально новым мировоззрением и миропониманием.

Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой
торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и
рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры
средневековья, и культуры Нового времени.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех
завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались
настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды
греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи
особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью
которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.
Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии
классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно
распространенным видом искусства была мозаика и обработка, драгоценных
металлов и бронзы.

В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они
проявили больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись
менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось
меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески,
обнаруженные археологами в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют
приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие
об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством,
там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов
тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов,
использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и
воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники
часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи
Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены
домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой
традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами.
Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась
имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре
«тромлей», что отражало тяготение к пышности.

Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом
в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники
свободно владели всеми живописными средствами, (богатой палитрой, игрой
света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась,
но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду
с жилищем римляне расписывали -домашнюю мебель и посуду.

В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для
выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства,
престижа, статуса.

Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства,
сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне
положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место
принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества
людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В
перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы,
алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе
равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений,
богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели
инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы)
как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили
новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы
греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с
арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело
искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и
городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и
гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место
тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда
масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных
сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего
значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени
значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной
власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно
изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество
огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ
строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало
невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение
принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать
задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и —
что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров,
переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и
неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять
раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая
технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого
камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания
раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон».
Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию
местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень
прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась
быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все
преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм,
применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий,
рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты
римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская
мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей,
они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их
отличие заключается в особенностях и закономерностях применения циркуля и
линейки при выполнения очертаний плана на поверхности земли.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового
строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг.
Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни
по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей
купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного
портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования
кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными
мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в
зените купола (диаметр 9м).

Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне
проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и
проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и
помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились
помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед,
выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые
помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более
человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому
к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки
(мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах.
Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков
километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную
картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда
трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом,
сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных
форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют
зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей —
амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре
находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был
построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том
числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные
о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: