Модуль 1. Теория культуры




ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

«Культурология»

Направления подготовки (шифр) – (название)

В модульно-рейтинговом формате

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

Форма обучения

Заочная

Разработчик профессор, д.ф.н. Паниотова Т.С.

 

 

Ростов-на-Дону



Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (Южный федеральный университет)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

«Культурология»

Направления подготовки (шифр) – (название)

В модульно-рейтинговом формате

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

Форма обучения

Очная

Разработчик профессор, д.ф.н. Паниотова Т.С.

 

 

Ростов-на-Дону



 

Пояснительная записка

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются

-освоение фундаментальных знаний по истории культуры Нового времени; формирование представления о многообразии исторического опыта человечества и относительности культурных стандартов;

-обретение опыта интерпретации разнообразных исторических феноменов, и, прежде всего - явлений культурной и интеллектуальной истории; анализ присущих современному человеку форм социокультурной деятельности;

- формирование личностной, гражданской и нравственной позиции студентов, умение ориентироваться в современной социокультурной ситуации; воспитание стремления к пониманию Другого.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Культурология» читается на 1курсе во 2 семестре, форма итоговой аттестации- зачет.

Курс «Культурология» - необходимая составная часть широкой гуманитарной подготовки, фундамент для последующей специализации, важный инструмент выработки профессиональных качеств и формирования общей культуры личности, необходимых для преподавательской и иной практической и теоретической деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История мировой культуры. Новое время».

 

Преподавание дисциплины участвует в выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1; ОК-6, ОК-8; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-5, ПК-7; ПК-9; ПК-11; ПК-12; ПК-13, ПК-15; ПК-16; ПК-17.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

-основы современной зарубежной культуры, понимать ее историческую динамику,

-характеристики основных сфер современной культуры;

- основные концепции и теории, современные подходы к изучению культуры;

Уметь:

- логично представлять освоенное знание по истории современной культуры

- уметь понимать и объяснять тенденции современного социокультурного развития

- применять культурологическое знание и методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике

-применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок

- понимать системные связи внутри дисциплины и с другими дисциплинами ООП

 

Владеть

- понятийным аппаратом; познавательными подходами и методами изучения культурных форм, процессов и практик;

- владетькультурой мышления, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

- владеть приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний;

-умением работать в коллективе, в кооперации с коллегами;

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

 

Структура и содержание дисциплины «Культурология

             
  №     ДАТА Название темы в модуле Всего часов лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
1. Установочная лекция 2
Ι. Теория культуры
    История формирования представлений о культуре        
    Сущность, структура и функции культуры        
ΙΙ. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    Культурогенез        
    Культура древних цивилизаций        
    Средневековая культура: Византия и Западная Европа        
    Культура Возрождения и Нового времени        
    Европейская культура ΧΧ-ΧΧI вв.        
               

 

Установочная лекция: цель- дать представление о культурологии как единстве теории и истории культуры, охарактеризовать виды контрольных заданий и дать методические рекомендации по их выполнению

Модуль 1. Теория культуры

Цель модуля: охарактеризовать понятийный аппарат культурологии как науки, описать теоретическую модель культуры

 

Тема 1.1. История формирования представлений о культуре

 

Исторический контекст использования термина "культура" в латин­ской античности. Марк Порций Катон об агрокультуре "Пайдейя" как формирование, воспитание человека. Цицерон о философии как «культуре ума».

Ренессансное понимание человека как творца и хранителя культуры. Культурно-исторический процесс как развитие человеческого разума (эпоха Просвещения). Поиск субстанциональных оснований культуры в области морального сознания (Кант), эстетического (Шеллинг), философского (Гегель) в немецкой классической философии. "Классичес­кая модель культуры".

Э.Тайлор и начало эволюционной школы. Социологическая школа Э.Дюркгейма. Антропологическая модель культуры М.Мосса. Исто­рическая школа Ф.Боаса. Структурно-функциональный подход к культуре (Б.Малиновский). Структурно-семиотический анализ К.Леви-Строса. Философия жизни как начало культурологических теорий.

Баденская школа неокантианства. Психологические теории культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Социология культуры М.Вебера. А.Швейцер - культура как "благоговение перед жизнью". Постмодернистская культурология Ж.Делёза, Ф.Гваттари, Бодрияра.

 

Тема 1.2. Сущность, структура и функции культуры

Культура как способ бытия человека в мире, как универсальная технология деятельности. Культура материальная, духовная, социальная, художественная. Культура как способ жизни по природе, система символов и психологических механизмов регуляции социального поведения человека по отношению к внешней природе (окружающий мир) и внутренней природе (внутренний мир). Культура как форма накопления, хранения и трансляции знаний. Организующая и смысложизненная функция культурных норм, их разновидности и символика. Интериоризация и экстериоризация культуры в процессе развития личности.

 

 

Литература к модулю 1.

 

Обязательная

 

1.Культурология. Учебное пособие. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д., Феникс, 2005

2. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д., Феникс, 2005

3. Учебный курс по культурологии. Учебное пособие. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д., Феникс, 2005

4. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Гардарики, 1999

5. История мировой культуры (мировых цивилизаций) Учебное пособие. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д., Феникс, 2005

6. История мировых цивилизаций. Под ред. проф. Драча Г.В., Паниотовой Т.С. М., Кнорус, 2012

7. История искусств. Под ред. проф. Драча Г.В., Паниотовой Т.С. М., Кнорус, 2012

 

Дополнительная

1. Драч Г.В. Основы теории культуры//Человек, культура, общество. Ростов-на-Дону, 1993.

2. Давидович В., Жданов Ю. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

3. Злобин Н. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

4. Маркарян Н.С. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1983

5. Межуев В. Культура и история. М., 1977.

6. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси, 1979.

7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

 

Вопросы для контроля:

 

1. Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?

2. Какого исходное значение термина «культура»?

3. Что такое «культурофилософия»?

4. Что такое «культурантропология»?

5. Что такое «социология культуры»?

6. Чем характеризуются современные культурологические теории?

7. Почему идеи О. Шпенглера оказали значительное влияние на развитие культурологии?

8. 11.Как соотносятся между собой понятия культуры и цивилизации?

12.Что такое культурный архетип, менталитет и национальный характер?

13. Каковы основные сферы культурологии?

14. Как соотносятся культура и общество?

15. Каковы функции культуры?

16. В чём состоит прогресс культуры?

17. Что такое традиции, новации и нормы в культуре?

18. Как может быть построена типология мировой культуры?

 

 

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель модуля: сформировать представление об историческом пути развития мировой культуры.

 

2.1. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Проблема начала культуры как центральная проблема культуроло­гии. Соотношение культурогенеза, антро­погенеза и социогенеза. Ключевое положение верхнего палеолита в первобытной культуре: замена эволюционного типа развития историческим. Сознание, речь, религия, искусство как продукт психофизиологи­ческого единства человечества, культура как пространство, способ и результат человеческой деятельности. Речь, художественная символика, ритуал как "вторая реальность" "человека прямоходяще­го", восстанавливающая связь с " природой.. Тотемизм. Неоли­тическая революция - переход к животноводчеству и земледелию, образование союза племен. Мифомышление и мифосознание, коллективные представления и закон партиципации (Леви-Брюль). Родовые инициации и система имен как форма трансляции культуры. Закладывание этнических архетипов в эпоху неолита.

 

 

2.2. Культура древних цивилизаций.

 

Возникновение древнейших цивилизаций в Китае, Индии, Египте и Междуречье. Место и роль древних цивилизаций в культурной эволюции человечества. Ирригационная система земледелия в долинах великих рек. Восточная деспотия как социальное и политическое основание вос­точной культуры и ее основные модификации.

Культура Древнего Китая как особый путь развития культуры. Древнекитайская государственная культура. Отсутствие жреческого сословия и теократический характер. Социальная иерархия, традиционализм и церемониальность. Наука, письменность, грамотность в Древнем Китае Особенности менталитета: идея органического единства че­ловека и природы

Древнеиндийский кастовый строй, арии и варны. Древнеиндийская письменность. Веды. Художественное и религиозно-мифологическое видение мира ариев ("Ригведа"). Тримурти и брахманизм. Главнейшие Упанишады. «Рамаяна», «Махабхарата", "Бхагавадгита", «Законы Ману». Эволюция буддизма. Колесо жизни и на значение человека в этом мире.

Древний Египет. Жрецы и писцы Древнего Египта. Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ. Пирамиды. Мифология и религия. Культ мертвых и его роль в индивидуальной и общественной жизни. Математика, астрономия и медицина. Искусство и литература Древнего Египта. Пробуждение личностного начала в культуре Древнего Египта

Месопотамия. Ирригационная система земледелия. Города, особен­ности городской жизни. Клинопись. Мифология, религия, право. Эпос. "Сказание о Гильгамеше". Пессимизм и проявление личностных ориента­ций. Египетская и месопотамская культуры как культуры "доосевого при­мени".

 

Античность как тип культуры. Культура Древней Греции как начало и парадигма Европейской куль­туры. Особенности римской культуры Общие черты античной культур­ной (гуманистически-антропологической) парадигмы.

 

2.3. Средневековая культура: Византия и Западная Европа

 

Развитие европейской средневековой культуры в духовном пространстве христианской религии. Периодизация европейской средневековой культуры. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Духовная жизнь средневекового общества. Образованность и элементы научных знаний в эпоху раннего средневековья.

Экономический подъем в Западной Европе конца XII - начала XIII в. Рост городов, развитие ремесла и торговли. Превращение городов в центры культуры. Рост образованности и возникновение университетов. Светская и религиозная образованность. Крестовые походы и расширение культурных связей со страна­ми Востока. Рыцарский средневековый роман, поэзия трубадуров и миннезингеров. Средневековое искусство.

Византийская культура как наследница античных традиций. Византийская империя и арабское окружение. Взаимосвязь византийской культуры с культурой славянских народов. Культура Византии в VII в. Философские и богословские учения, эстетика, музыкально-поэтическое церковное искусство. Политическая культура Византии. Система куль­турных ценностей Византии.

Культура Востока в период раннего средневековья. Возникновение ислама. Особенности духовной культуры ислама. Пять столпов ислама. Античное культурное наследие в странах арабоязычной мусульманской культуры. Арабский аристотелизм и теория двух истин. Особенности мусульманской поэзии и искусства. Вклад в мировую культуру.

 

 

2.4. Культура Возрождения и Нового времени

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Разви­тие городов, торговли и светской культуры. Осознание значения античной культуры. Соотношение гуманизма, антропоцентризма и индивидуализма в возрожденчес­кой культуре. Культура Возрождения: "величайший прогрессивный переворот" (К.Маркс) или "жизненная драма, кризис личности" (Ортега-и-Гассет, Хейзинга). Северное Возрождение как самостоятельная культурная эпоха. Ее творцы и носители.

Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Протестантская мораль и становление личности нового типа.

Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия "Новое время" (XVII-XIX вв.). Р.Гвардини: идея начала и конца Нового времени. М.К.Петров о научной революции XVII в.

Культура раннего капитализма: Голландия и Англия. Быт, нравы и обычаи буржуа и промышленных рабочих Укрепление Научная культура (университеты и академии, научные общества). Особенности культуры Просвещения в странах Западной Европы.

Промышленная (инженерная) и научная культура XIX в., ее всепроникающий характер. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре XIX в. Человек и мир в культуре романтизма. Особенности английского, французского и немецкого романтизма. Культура декаданса: натурализм, импрессионизм, символизм, постимпрессионизм. Модерн. Кризис нововременной культурной парадигмы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: