Методическая разработка
урока по русскому языку в 11-ом классе.
Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Учитель русского языка и литературы
Шубунова Валентина Ивановна.
Кронштадт
2005 г.
Тема урока: «Управление при словах, близких по значению».
Цели урока .
1. Учебная: помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.
2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
3. Воспитательная: развитие культуры речи.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают примеры на тему «Речевая избыточность и недостаточность, как виды синтаксических ошибок», афоризмы на тему «Жизнь».
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором нужной падежной формы и подходящего предлога, так как нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.
Действительно, перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между словосочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Поэтому на уроке мы должны работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.
– Что такое управление? (Вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже).
Подобное широкое понимание отношений между главным и зависимыми словами давно уже поставлено под сомнение. Возьмем такие словосочетания, как дом из панелей, дом с колоннами, дом в семь этажей, дом кирпичного цвета и т. п. Об этих словосочетаниях не говорится как об управлении, то есть о прямой зависимости предложно-падежной формы, от лексического значения или грамматических особенностей поясняемого ею слова.
В этих сочетаниях важными являются не столько характерные признаки управления, сколько определительные. Поэтому мы должны уметь выбирать ту форму, тот вариант, который уместен в том или ином контексте.
Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать – дательного.
Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
Но:
Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову.
Например:
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем?)фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах.
Упрекать (в чем?) в беспечности – попрекать (чем?) куском.
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? За кого?) за здоровье сына.
Доволен (чем?) результатом – рад(чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке.
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Разочароваться (в чем?) в профессии – быть недовольным (чем?) результатом.
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения падежей и предлогов, а так же лексическое значение слов).
III. Тренировочные упражнения на закрепление с комментированием.
1. Упр. 212, 216 (по вариантам с последующей взаимопроверкой).
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.
1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет … (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочу..ствием описывает … (тяжелая судьба женщины-крестьянки). 2) Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц … (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича снова упр..кала она … (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собеседники к..снулись … (самые разнообразные вопросы). Они говорили … (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась … (судьба сына). Она бе..покоилась … (состояние его здоровья).
Задание. Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие, не взятые вами слова из скобок.
1) Учительница… (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара… (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Школа… (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно … (обращалась, относилась) с книгами. 5) Банка была… (полна, переполнена) воды. 6) Ваня… (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.