Структура и функции пед.деят. Педагогические умения учителя.




Перспективы развития пед.профессии условия повышения ее престижа

Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Среди растущего разнообразия педагогических специальностей школьный учитель продолжает оставаться наиболее многочисленной и массовой профессией. Основные проблемы, с кот. столкнутся учителя нового тысячелетия: • всё более сложные, постоянно усложняющиеся проблемы повышения качества образования;-учитель будущего должен быть непременно творческой личностью;- предстоит непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания;- предстоит решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков. Условия повыщш. Престижа: авторитет зарабатывает сам учитель; зарплата, СМИ, учительские конкурсы, система грантовой поддержки творчески работающих учителей.

 

Пед. профессия и пед.специальности. Общая характеристика специалиста в области спец. Образования.

В пед проф. выд. Большое кол-во специальностей: уч-ль нач.классов, русского языка и лит-ры, биологии, химии и т.д. Педагогическая специальность - «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупно-

стью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией». Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет

 

Подготовка педагогических кадров в РБ. Стандарты высшего пед.образования.

Пед. деятельность, ее сущность, цель, виды.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. – формирование всесторонне гормонично развитой личности. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Признаки пед.деятельности: - Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер; - является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний;- носит творческий характер. Виды: воспитательная работа, преподавание, научно-методическая культурно-просветительская и управленческая деятельность.

 

Структура и функции пед.деят. Педагогические умения учителя.

Структура по Н.В. Кузьмине: конструктивный (разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи), организаторский(направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.) и коммуникативный компоненты (установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.). Выд. 8 основных функ-ий: информационную (педагог выступает организатором процесса формир. Системы знаний у уч-ся), развивающую(создание ситуации взаимодействия, позволяя. Разкрыть потенциал реб-ку), ориентационную (ориентация в системе знаний), мобилизационную (стимулирование уч-ся для вып. конкр. задач), конструктивную (),коммуникативную(взаимоотношение с сверстн.,взросл), организационную (организ, различ.вид.деят-ти уч-ся и своей деят-ти) и исследовательскую. Успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от педагогических способностей. В настоящее время педагогическим способностям относят: - коммуникативные - способность к общению, сотрудничеству;- дидактические – с-ть объяснять, передавать знания,обучать;- организаторские – с-ть вовлечь учащихся в различные виды деятельности, вызвать к ним интерес; - конструктивные – с-ть к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;- гностические – с-ть к познанию, получению удовольствия от процесса познания;- прогностические – с-ть осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;- перцептивные – с-ть проникать во внутренний мир ребенка, понять его состояние;- экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности. …+ эмпатии, рефлексии, креативность,экстравертность

 

7.Стили пед. деятельности,их характеристика

Пед. де-ть учителя как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности— устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стили педагогической деятельности прежде всего дифференцируются на три общих вида: авторитарный,(Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований) демократический(Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества участников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба) и либерально-попустительский,(Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты) наполняясь «педагогическим» содержанием.

 

8. Уровни продуктивности пед.деятельности и условия ее эффективности

Н.В.Кузьмина характеризует мастерство как «владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект, условия деятельности), с учетом этой ситуации формулировать профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством» Уровни: I (минимальный) — репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный. II (низкий) — адаптивный; III (средний) — локально-моделирующий; IV (высокий) — системно-моделирующий знания; V (высший) — системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.

 

 

9.Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

 

Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Выделяют массу требований к личности педагога. Некоторые из них: 1. Мировоззрение личности (воспитывает лишь тот, кто сам воспитан); 2. Положительное отношение к пед. дея-ти (пед. направленность личности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе) 3. Пед. способности 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предме-

та и технологии обучения). Педагоги выд след. Требования к учителю: 1. Любовь своей профессию (Коменский)2.Быть патриотом, гражданином свего Отечества (Мак-ко) 3. Быть гуманистом, любить дете (сух-ий) 4.Знать психологию детей, интересоваться их внутр.миром. 5.Систематизировать, обновлять и пополнять свои знания (Ушинск.). Пед. противопоказания: 1-низк.ур-нь идеалов и убеждений, 2-корыстно-эгоистич. напр-ть лич-ти. 3.равнодушное отнош.к детям. 4. Низкий интеллект.у-нь разв. 5.безволие, отсутствие целеустрем-ти, 6.серьезные нарушения Оп-двиг.аппарата. 7.выраженные дефекты речи и слуха.

 

10. Профессиональное самообразование педагога.

Самообразование- Ведущий компон-т проф.самосовершенствования и самовоспитания учителя. выделяет несколько функций: - экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний; - ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе; - компенсаторная;- саморазвития – совершенствование личной картины мира, - методологическая – преодоление профессиональной узости; - коммуникативная – установление связей между науками, профессиями; - сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; - омолаживания; - психологическая. В профессиональное самообразование включаются 4 вида само- образовательной деятельности: фоновое общеобразовательное само- образование; фоновое педагогическое самообразование; перспектив- ное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование. Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио».

 

11.Профессиональное самовоспитание педагога

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: • самопознание;• самопрограммирование; • самовоздействие. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Другой способ познания себя —сравнение с другими. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Особое место занимает саморегуляция.: приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последнее время популярностью пользуется аутотренинг.

 

12.Система образования РБ как открытая вариативная система

Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

 

13. Уровни и ступени образования. Формы получения образования

Согласно икодексу РБ образ-е подразд. на *основное, *дополнительное *специальное. Основное вкл в себя след.уровни:дошк-е, общее среднее (I ступень – начальное образование (I–IV классы); II ступень – базовое образование (V–IX классы); III ступень – среднее образование (X–XI классы, вечерние классы – X–XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.), Проф-тех, средне-спец., высшее, послевузовсое. Формы: *очная,(дневная, вечерняя)*заочная (дистанционная), *соискательства

 

14. Принципы государственной политики РБ

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

1.1. приоритета образования;

1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;

1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;

1.5. обязательности общего базового образования;

1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

1.7. экологической направленности образования;

1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

1.9. государственно-общественного характера управления образованием;

1.10. светского характера образования.

 

15.Кодекс об образовании как основной документ.

Кодекс Республики Беларусь об образовании регулируются общественные отношения в сфере образования, включающие: общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения); - общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации права граждан на образование. К общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется гражданское и иное законодательство. В кодексе 17 разделов. 15 раздел – Специальное образование. В нем выделены основные главы в которых решается ряд вопросов. Гл.55-система спец.обр., Гл. 56- учр. обр-ия, иные орг-и, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы специального образования, гл.57- организация обр-го пр-са при реализации обр-ных программ специального образования, гл.58. аттестация лиц с ОПФР при освоении содержания обр-ных программ спец.обр.. гл. 59. научно-методическое обеспечение специального образования

 

 

16. Тенденции развития национальной системы образования.

РБ как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям. Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на

мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового образования. Целью развития РБ явл. создание национальной системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, подготовки новых поколений к жизни и труду в обществе с устойчивой и социально ориентированной рыночной экономикой. В образовании проводятся разл. Реформы направленные на улучшение качества системы образования.

 

17. Определение понятия «специальное образование». Система спец.обр в РБ

Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Цель: повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Задачи: обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья; формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору иактивной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства; сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.

 

18. Принципы организации современной системы специального образования.

 

Под специальным образованием в РБ понимают процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах И.обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную

адаптацию и интеграцию в общество. Принципы построения системы специального образования

следующие:государственный характер;общедоступность образования; приоритет общечеловеческих ценностей; опора на наследие национальной культуры; • адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся; • коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса; • личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании; • преемственность в работе всех звеньев образования и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: