Основные фонетические процессы




Практическое занятие № 6

ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ

Теоретическая часть:

1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики.

2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.

 

 

Литература

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография».

3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение)

Практическая часть:

1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик?

2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо.

3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.


Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 5

Язык и письмо

Теоретическая часть:

1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма?

2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское).

3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит.

Литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо».

3. Соответствующие разделы учебных пособий

Дополнительная литература:

· Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32.

· Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.

 

Практическая часть

1. Определите типы графических знаков: ☺, ☼, 5, Н2О, №, (), ПГУ, г., я, ю,?!

2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн.

3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка.

4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.


Практическое занятие № 4

Классификация согласных звуков

Теоретическая часть:

  1. На основании каких признаков классифицируются согласные звуки, раскройте сущность этих признаков в разных языках (приводите примеры). Опишите артикуляцию 2-3 звуков русского, английского / немецкого языков.
  2. Пользуясь учебными пособиями, составьте классификационную схему русских согласных. В чем особенность образования [й]? Как называется его артикуляция? Охарактеризуйте звук (фонему) [й] по всем основаниям. Перечислите пары русских согласных по звонкости/глухости, по мягкости/ твердости, укажите непарные по этим признакам согласные.

Практическая часть:

1. Запишите в транскрипции следующие слова: дог, код, вождь, дым, тон. Какие фонетические процессы можно отметить? С каким орфографическим правилом связано написание согласных в подобных словах.

 

2. Запишите текст в транскрипции, выделите такты и фразы, наличие энклитик и проклитик, укажите случаи редукции согласных, ассимиляции / диссимиляции, а также другие фонетические процессы. Охарактеризуйте все слоги и звуки в подчеркнутом слове.

 

Рявкнув, медведь повернулся, на мгновение замер, ощетинив темную шерсть, дико озираясь, словно ослепленный ярким солнцем. И вдруг, точно поняв, кто главный враг его, стремительно понесся на Савелия. Старый охотник спрыгнул с лыж и, утвердившись в снегу, ждал.

3. Подготовьтесь к терминологическому диктанту. Вспомните термины, изученные в разделе «Фонетика» (речевой аппарат и его составляющие, пассивные и активные органы речевого аппарата, артикуляция, артикуляционная база, фазы артикуляции, фонетические единицы (звук, слог, такт, фраза), фонетические процессы и явления), классификационные признаки гласных и согласных).

 

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.


 

Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 3

Основные фонетические процессы

Теоретическая часть:

1. Понятие о комбинаторных и позиционных фонетических процессах: Аккомодация (прогрессивная и регрессивная), ассимиляция, диссимиляция. Диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология, сингармонизм. Количественная и качественная редукция. В каких позициях гласные и согласные подвергаются качественной редукции? Приведите к каждому термину не менее 2 примеров.

2. Слог как фонетическая единица. Теории слога. Слогораздел.

 

Практическая часть

1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя.

2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг. Какое фонетическое явление лежит в основе такого произношения?

3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах.

Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков)

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий


Введение в языкознание, 1 курс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: