Обобщение полученных данных




Теперь собранные сведения надо проанализиро­вать и обобщить. Раскладываем на ковре (на столе) наши пиктограммы, так, чтобы их видели все. На­чинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень слож­ная задача. Но вместе с тем, на этом материале, как ни на каком другом можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим вто­ростепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо просто посоветовавшись наши­ми исследователями, разложить пиктограммы в оп­ределенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информа­цией, затем, то, что на втором, на третьем месте...

В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но, что он означает, исследователи уже не помнят, В этом нет ничего страшного, этот листок отклады­ваем всторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

Конечно, начать лучше всего с попытки дать оп­ределения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует тре­бовать от ребенка строгого соблюдения правил логи­ки, вполне достаточно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами сходными с определением понятий. Например, такими как: описание, характе­ристика, описание посредством примера и др.

С одной стороны для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативы они часто делают высказывания весьма близкие к существу дела. Конечно, многие известные специ­алисты утверждали, что дети дошкольного и даже младшего школьного возраста не могут давать определения понятиям, но не менее очевидна и другая мысль — это неумение не повод для того, чтобы их этому не обучать. Ведь если не делать эту пропедевтическую работу на доступном ребенку уровне сейчас он этому никогда не научится.

Дети не отягощены «грузом определений клас­сиков», поэтому на вопрос о том, что это, они обычно отвечают смело, легко и нередко точно. Во всяком случае, уточнить, конкретизировать опре­деление ребенка всегда можно.

Научить ребенка смело высказывать свои опре­деления — очень важная задача дошкольного обу­чения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.

Доклад

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это тре­буется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентриро­ванной. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о попугае».

Практически это выглядит так — выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследова­теля, по очереди, дополняя друг друга, подгляды­вая в свои записи-пиктограммы — делают доклад. Начали они с определения основных понятий, ска­зали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествова­ние, опираясь на собранный материал.

Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собира­ется все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ре­бенка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индика­тором уровня общего развития, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.

После выступления исследователей — завер­шения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Прове­дение этой, очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства.

Первое занятие на этом можно считать закон­ченным. Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь нам пред­стоит долгий, но увлекательный процесс совер­шенствования собственных навыков и умений.

Количество коллективных занятий тренировоч­ного плана в нашем эксперименте обычно не пре­вышало одного - двух в каждой группе. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной ис­следовательской практике детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: