Подготовка к занятиям:
Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований (см. рис. 2). Их количество должно равняться (либо превышать) количеству детей в группе. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка.
В приложении представлена схема изготовления таких папок. Количество папок исследователя должно равняться количеству детей.
Рассмотрим устройство папки исследователя (см. рис. 3). Как видите, на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация.
Для того чтобы эти записки делать, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков и ручку (карандаш или фломастеры).
Проведение занятия:
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекается все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.
В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по классу. Это надо сразу учесть.
Выбор темы
Начинается занятие, также с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет.
Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий, предусмотренных учебными программами по разным предметам. Но вместе с тем, саму эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные вами заранее карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.
Сбор материала
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно — включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время — в рамках одного занятия.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает он это в своем темпе, перемещается по классу так, как это ему хочется. Все это вносит некоторые сложности в процесс работы педагога, но никаких непреодолимых трудностей в связи с этим обычно не возникает.
Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:
Всегда подходить к проведению этой работы творчески.
Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативы детей.
Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно,
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.
Учить детей прослеживать связи между различными предметами событиями и явлениями.
Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощряйте стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения,
3. Доклады
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Ведь надо не только дать ребенку-докладчику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Если каждому докладчику дать по пять минут на само сообщение и еще несколько минут на вопросы и ответы, то понадобится больше часа, чтобы выслушать всех. Конечно, дошкольники этого не выдержат. Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально, пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три — детских доклада.
Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных подготовить интересные сообщения, способных удерживать внимание аудитории. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово.
Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела, ребенком предпринимаются нешуточные, умственные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности.
Обучающиеся, обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует «акцентировать» собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.