Второй этап — «Самостоятельные учебные исследования»




Подготовка к занятиям:

Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований (см. рис. 2). Их количес­тво должно равняться (либо превышать) количест­ву детей в группе. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка.

В приложении представлена схема изготовле­ния таких папок. Количество папок исследователя должно равняться количеству детей.

Рассмотрим устройство папки исследователя (см. рис. 3). Как видите, на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изобра­жение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация.

Для того чтобы эти записки делать, каждый ребенок должен получить неограниченное коли­чество маленьких листочков и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение занятия:

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекается все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познако­мился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.

В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по классу. Это надо сразу учесть.

Выбор темы

Начинается занятие, также с выбора тем иссле­дователями. Карточки с изображениями «тем» бу­дущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый ребенок выбира­ет себе то, что хочет.

Мы уже отмечали, что это занятие может идти ав­тономно от обычных учебных занятий, предусмотрен­ных учебными программами по разным предметам. Но вместе с тем, саму эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные вами заранее карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специ­альную «папку исследователя», листочки для сбо­ра информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования с ним в данном случае прогова­ривать необязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.

Сбор материала

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно — включается в собственный исследовательский поиск. Задача — соб­рать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подгото­вить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время — в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изуча­ют все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного по­мощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает он это в своем темпе, перемещается по классу так, как это ему хо­чется. Все это вносит некоторые сложности в про­цесс работы педагога, но никаких непреодолимых трудностей в связи с этим обычно не возникает.

Педагогу, для того чтобы действовать эффек­тивно, надо помнить несложные правила:

Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

Учить детей действовать самостоятельно, неза­висимо, избегать прямых инструкций.

Не сдерживать инициативы детей.

Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно,

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Ориентировать детей на собственные наблюде­ния и эксперименты.

Учить детей прослеживать связи между различ­ными предметами событиями и явлениями.

Помогать детям формировать навыки самостоя­тельного решения проблем исследования.

Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощряйте стремления делать выво­ды, высказывать суждения и умозаключения,

3. Доклады

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном заня­тии обычно не удается. Ведь надо не только дать ребенку-докладчику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Если каждому докладчику дать по пять минут на само сообщение и еще не­сколько минут на вопросы и ответы, то понадобится больше часа, чтобы выслушать всех. Конечно, до­школьники этого не выдержат. Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально, пока остальные завершают свои исследования, часть докладов пе­ренести на другое время, а на данном занятии кол­лективно заслушать два-три — детских доклада.

Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных подготовить интерес­ные сообщения, способных удерживать внимание аудитории. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово.

Наши доклады следует рассматривать как ва­риант взаимного обучения детей. Докладчик вы­нужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела, ребенком предпринимаются нешуточные, умственные усилия, в итоге которых формируются цен­нейшие качества творческой личности.

Обучающиеся, обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, лег­ко и естественно включаются в спор, за­дают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует «акцентировать» собствен­ное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

По итогам защиты необходимо поощ­рить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», инте­ресные вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: