Задание по практике для 5-го курса




 

Отчетом по практике является представленный материал по дипломной работе.

Отчет по практике должен быть представлен в форме рукописи, в печатном виде на листах формата А4 (210х297 мм), на одной стороне листа белой бумаги. Каждая страница должна иметь одинаковые поля: размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм, рамкой они не очерчиваются. Набор текста должен удовлетворять следующим требованиям: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - 1,5. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы с применением автоматического переноса слов, первая строка с абзацным отступом 1,25 мм.

Оформление титульного листа должно соответствовать образцу (Приложение 1).

В отчете формулируются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

Цель исследования - это то, что вы в самом общем виде должны или, точнее, намерены достичь в итоге работы. Например, «выявление и экспериментальная проверка...», «изучение психолого-педагогических факторов, влияющих...» и т.д. Сформулированная цель должна также отражать его практическую значимость. Например, «изучение психологических характеристик младших школьников, проявляющих признаки застенчивости, для использования диагностических данных в коррекционной работе с детьми этой категории и консультативной практике с их родителями и педагогами».

Следует различать предмет и объект исследования.

Объектом психологического исследования является психическая реальность. Объект должен быть выбран в соответствии с целью исследования.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой дипломной работы, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы).Например, тема: «Развитие творческого мышления подростков на уроках информатики»; объект исследования - «познавательные процессы, мышление»; предмет исследования - «развитие творческого мышления подростков на уроках информатики».

Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза заключается в выдвижении предположения и последующей его экспериментальной проверке, которая либо подтверждает гипотезу, либо опровергает.

Нередко при проведении эмпирического исследования выдвинутые предположения не подтверждаются. Не следует исключать из описания результатов этих «отрицательных» моментов. Именно это обогащает работу, придает ей достоверность и убедительность.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Например, тема: «Изучение психологических характеристик младших школьников, проявляющих признаки застенчивости». Гипотеза: у младших школьников, проявляющих признаки застенчивости, по сравнению с детьми, которым не свойственна застенчивость, ниже показатели эмпатии, уровня социального интеллекта, меньше адаптивных форм поведения. При этом у них выше показатели тревожности, сензитивности, страха самовыражения и страхов в отношениях с учителями. Задачи исследования:

• Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам развития в младшем школьном возрасте; причин формирования и особенностей проявления застенчивости у детей; особенностей коммуникативной сферы детей, проявляющих признаки застенчивости.

• Выявить в исследуемой выборке детей младшего школьного возраста группу учащихся, проявляющих признаки застенчивости.

• Диагностировать показатели таких психологических характеристик, как эмпатия, уровень социального интеллекта, тревожности, сензитивности, страха самовыражения и страхов в отношениях с учителями.

• Провести сравнительный анализ диагностических данных и интерпретировать полученные результаты.

Следующая часть - это методологические основы и методы исследования. Пример описания методологической основы исследования: «исследование опиралось на концепцию проблемно-развивающего обучения (А.М. Матюшкин, А.А. Занков), а. так же теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Методы исследования во введении представляются примерно так: «В исследовании применялись методы диагностического и формирующего эксперимента, а также методы наблюдения, анкетирования, метод экспертных оценок».

В исследовательской работе принято выделять три основных группы методов:

1. Организационные: сравнительный (метод контрольных групп), лонгитюдный, комплексный (в частности, использование медицинских, педагогических, физиологических и пр. данных).

2. Эмпирические: все диагностические методы и методики, а также метод развивающего или формирующего эксперимента (тренинги, занятия по различным программам).

3. Методы обработки данных: метод математико-статистического анализа (использование критериев значимости, дисперсионного, факторного, корреляционного анализа и пр.) и метод качественного описания (описание полученных типов, классификация эмпирического материала на группы и пр.)

Психодиагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценить величину всех факторов (обычно до и после эксперимента).

В отчете должно быть представлено описание выборки. Выборка должна быть репрезентативной. Репрезентативность означает, что с некоторой погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.

Объем выборки может быть совершенно различным в зависимости от целей вашей работы, трудоемкости использованных методов, выраженности полученных результатов. Если вы проводите тренинговые занятия, то выборка может составлять 10 - 14 человек - участников вашей группы, и примерно столько же - участников контрольной группы. Но на таких маленьких выборках трудно получить статистически значимые результаты, то есть результаты, которые получаются не случайным образом: Чем больше выборка, тем исследователю легче доказать собственную гипотезу.

Описание выборки проще всего начать стандартной фразой: «В исследовании приняли участие... человек (учащихся 5-х классов, студентов, представителей какой-либо возрастной или социальной группы). Из них... человек - девушки;... человек - юноши. Возраст участников эксперимента -... лет». Далее вы должны описать те критерии, по которым вы сделали выборку, или разделили испытуемых на экспериментальную и контрольные группы.

Ход эксперимента или его этапов следует описывать в тех случаях, когда диагностика проводится неоднократно, когда в эксперименте принимают участие разные контингенты испытуемых, то есть когда удобнее описывать эксперимент частями. Пример:

«Эксперимент был проведен в четыре этапа:

• Проведение диагностики уровня развития творческих способностей.

• Подготовка программы по развитию креативности.

• Проведение занятий по программе развития креативности.

• Проведение повторной диагностики уровня развития творческих способностей».

Основной частью отчета является описание полученных результатов и их психологическая интерпретация.

Здесь дается характеристика того, что вы получили в начале работы по тем показателям, которые предусматривают ваши психодиагностические методики. Вы указываете средние значения, разброс данных, доли (процентные) выборки от общего числа участников эксперимента, имеющие высокие, средние или низкие уровни изучаемого признака. Описание будет смотреться более выигрышно, если вы проиллюстрируете его таблицами, графиками или диаграммами.

Таблицы, в которых представлены все исходные или первичные данные, в дипломной работе будут помещены в Приложении. В отчете же помещаются таблицы, в которой представлены данные в свернутом виде - или средние значения, или процентные доли.

Существуют определенные правила размещения таблиц в тексте.

- Таблицы (если их больше одной - двух) должны быть пронумерованы.

- Слово «таблица» пишется справа, под ним по центру располагается ее содержательное название.

Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах и строках (см. пример). Данные таблицы дополнительно должны быть описаны словами. В качестве примера представлена таблица соотношения количества супругов с разной степенью удовлетворенности браком по подгруппам.

Таблица 1

Удовлетворенность браком в разных подгруппах (в %)

 

 

 

Подгруппы Удовлетворенность браком Итого
Низкая Средняя Высокая
Все     13.3   16.7  
Ж 16.7 66.7 16.7  
М   73.3 16.7  
Стаж больше 7 лет        
Стаж 2-7 лет 16.7   13.3  

 

Другой способ представления экспериментальных данных графический (диаграммы, графики). Эти иллюстрации называются рисунками. Они имеют собственную нумерацию в тексте.

Правила оформления:

Слово «Рис.» ставится под иллюстрацией, далее следует номер, а затем название, отражающее содержание рисунка. Далее следует описание данных рисунка. Пример:

«На рисунке 1 отражено распределение частоты встречаемости лиц с разным уровнем выраженности показателя «уровень ожиданий и притязаний в браке» («ОП») в различных подгруппах. Оказывается, что мужчины более сходны между собой в полоролевых ожиданиях и притязаниях, чем женщины, чьи данные более разнообразны. Применение метода математической статистики - угловое преобразование Фишера - свидетельствует о статистической значимости различий мужчин и женщин по этому показателю (при уровне значимости α =0,05)».

 

Рис 1. Выраженность показателя «ОП» по тесту РОП в женской и мужской подгруппах.

Пример следующего графического способа представления данных - диаграмма:

 

Рис. 2 Соотношение результатов диагностики по методике экспертной оценки невербальной коммуникации

 

В зависимости от типа исследования в нем рассматриваются либо корреляционные связи между различными переменными, либо идет сравнение показателей разных групп (экспериментальной и контрольной), либо сравнение данных, полученных в одной группе до и после эксперимента. Для получения научных результатов необходимо применение методов статистической обработки материала, то есть методов, оценивающих значимость полученных результатов.

На основании проделанных расчетов делаются выводы о подтверждении гипотезы полностью или частичною, а также выводы по отдельным показателям. Кроме вывода о гипотезе, вы формулируете выводы по всем найденным вами закономерностями, тенденциям, фактам.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: