Лекция 2. Основные этапы развития политической мысли.
Общая характеристика этапов развития истории политической мысли (с использованием парадигматического метода).
.
Вопросы лекции:
1.Понятие «История политической мысли» (ИПМ).
1.2. Парадигматический метод исследования ИПМ.
2.Основные этапы развития ИПМ: общая характеристика (ч. 1).
Литература:
1. «Политология. «Питер»,СЗАГС,2005, новое издание - М.Юрайт, 2017, гл. 3 (история зарубежной мысли до ХХ в.) и гл. 4 (ИРПМ)
2. Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.1., тт.3-4. Хрестоматия. М.:Мысль. 1997.
3.Работы авторов, указанные в тексте лекции.
1.1.Политическая наука, как и любая наука. имеет свою историю. «История политической мысли » понимается традиционно как название одного, но чрезвычайно важного раздела ПН, как аспект ее исторического развития от Древности («Античности») до конца ХIХ в. н.э.
Следует иметь ввиду, что ИПМ – это не собрание каких-то отдельных мыслей по поводу политики, власти, форм и типов государственного (политического) устройства и т.д., вкрапленных в исторические, философские, публицистические, художественные произведения авторов разных эпох. (Но иногда, конечно, даже отдельные мысли выдающихся людей нам интересны! См. сборники сб. «Мудрые мысли», о власти, о политике, об управлении и т.д.)
«ИПМ» – это собрание оригинальных, солидно фундаментированных политических учений и теорий великих мыслителей прошлого, заслуженно называемых классиками ПН. (Платон «Государство», Аристотель «Политика», Макиавелли «Государь», Гоббс «Левиафан», и т.д. (См. Список работ в УММ).
В рамках ИПМ нами будут рассмотрены политические учения и теории зарубежных и российских авторов до ХХ в.
Современный период развития ПН принято начинать с ХХ в., отмечая при этом множество этапов, особенностей, направлений развития этой науки в различных странах.
Сегодня времен н ы е рамки истории политической мысли могут быть раздвинуты, так как ХХ век уже ушел в прошлое, а исторические реалии нашего времени требуют от ученых нового теоретического осмысления и практических новаций, но обязательно при условия серьезного знания основных достижений ИПМ.
1.2. В политической науке используется множество методов исследования. При исследовании классического наследия Истории политической мысли широко применяется Парадигматический метод, который был предложен в сер. ХХ в. американским физиком, историком и «философом науки» Томасом Куном (1962). Буквально слово «парадигма» означает в переводе с греч. – образец, пример. Согласно Т.Куну, парадигма – это способ мышления, принятый в определенную историческую эпоху. Парадигма – образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу. (См. Приложение 1. Парадигма).
Парадигма, в широком смысле, может быть понята как основание какой-либо общности (государственной., политической, общественной, научной…)
Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли выделяют следующие парадигмы:
1. цивилизационно-этическая (полисная) парадигма;
2.теологическая парадигма;
3.национально-экономическая парадигма.
(Подробнее об этом см. Главу 3 «История политической мысли»)
Возможно и такое понимание парадигм ы:
«Парадигма» - это «глобальный исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, и создающий особое в и дение Мира политического».
(Пример для сравнения: Марксистская парадигма и Веберовская парадигма:
« марксистская парадигма» включает в себя «материалистический (атеистический) и диалектический подходы», но исключает наличие идеалистического (религиозного) подхода «Веберовской парадигмы»).
Обратимся к Схеме ИПМ в УММ (стр.5):
Парадигматический подход позволяет нам распределить великое множество учений и теорий ИПМ по двум основаниям (критериям):
1 - «источник политики »;
2 - хронологически определенный исторический этап развития политической мысли.
В соответствии с этими критериями выделим два основных типа парадигм:
(I) – «основополагающие» и (II) – «историко-хронологические».
К основополагающим парадигмам относятся:
Теологическая (источник– божественное начало)
Натуралистическая ( источник - природа)
Социальная (источник - общество)
Рационально-критическая (источник - противоречие, конфликт).
К историко-хронологическому типу парадигм относятся:
1. античная,
2. средневековая,
3. парадигма «Переходного времени» (Возрождение и Реформация,)
4. парадигма Нового времени.
Наша задача выяснить особенности ПМ каждого исторического периода.
1. Установим соотношения 1 и 2 типов парадигм. Отметим, что парадигмы 1 типа в разной степени существует во всех исторических периодах парадигм 2 типа.
2. Задание для самост. работы: проанализировать по тексту УММ на стр. 6-8 основные черты ПМ Древнего Востока и особенности западной античной традиции.
Итак, парадигматический метод позволяет нам распределитьвсе множество политических идей, концепций, теорий в соответствии с источником политики и в соответствии с историческими периодами мировой истории. Нужно иметь ввиду, что в каждом хронологическом периоде могут сосуществовать все или несколько парадигм первого типа, причем одна из них может существовать как господствующее мировоззрение данного периода, а другие иметь второстепенное значение.
Перейдем к последовательному (хотя и вынужденно краткому) анализу основных этапов развития «Истории политической мысли».
См. СХЕМА ИПМ в УММ (стр.5)
Начнем с 1 этапа, именуемого «Древний мир» или «Античность» (от латинского – antiquus, т.е. древний). Это термин, принят в ХIХ веке, для обозначения истории и культуры древних римлян и греков, но распространен (не совсем правомерно) и на историю древних восточных народов). Хронологически, это период: примерно от 3 тысячелетия до н.э. и до 476 г. н.э. (год падения Западной Римской Империи).
Используя это понятие, будем помнить, что существовало всегда и существует сегодня значительное различие между Востоком и Западом. Различие в истории, в культуре, в религии. Все это не могло не отразиться и на развитии и содержании политической мысли. Политическая история и политическая мысль (идеи, учения, теории) находятся в теснейшем взаимодействии.!!!
Но есть и сходство: на Востоке, как и на Западе, в Европе, политические идеи у многих мыслителей древности были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре. Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни характерен более всего для древних восточных цивилизаций.
Некоторые сведения по истории Древнего Востока:*
(Египет – существовал уже в 30 в. до н.э. («Поучения» фараонов…)
Шумеры (в Месопотамии) –30 - 26 вв. до н.э. («Эпос о Гильгамеше»)
В 20 в. до н.э.- Вавилон. Палестина. Израиль (Библия)…
550 г. до н.э. образование Персидского Царства - завоевание персами Лидии, Вавилонии, Египта. В 525 г. до н.э. Персия объединила весь Ближний Восток в одно государство).
Китай – первое гос-во Шан возниклов конце 2 тысячелетия до н.э. (551-479 – даты жизни Конфуция. И сегодня в политическом мировоззрения Китая соединены элементы учений Конфуция, Мао дзе дуна и Дэн сяо пина).
\ Индия –- с 28 в. до н.э. -(«Артхашастра или наука политики» – между 1 в. до н.э. и 1 в. н.э.; изд. в РФ – в 1993 г.).
(* Предлагаю студентам расширить этот раздел и использовать ист. сведения при подготовке своих выступлений по отдельным работам мыслителей Д.Востока).
Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни характерен и для ранних периодов греческой истории. Обозначим несколько этапов развития греческой государственности:
С 20 в. до н.э. до сер. 15 в. до н.э. существовала Минойская цивилизация на Крите. Ее сменила Микенская культура (на Пелопонессе). С 11 вв. до н.э. шло быстрое развитие греческих полисов, среди которых особое место занимают Афины и Спарта* (Законы Ликурга 888 г. до н.э.). В дальнейшей истории Др.Греции - постоянные войны с персами, с македонскими войсками, с римлянами. И войны между греческими полисами, которые и привели к катастрофе. В 146 г. до н.э. Греция была окончательно завоевана Римом.
* ((В определенном смысле очень интересна история Спарты – греческое государство воинов и законодателей. Однако выдающихся мыслителей, поэтов, ораторов этот полис не дал. Почему? На этот вопрос попробуйте ответить самостоятельно.))
Только в V–IV вв. до н. э. мифологическо -религиозный принцип освоения реальности уступает (но не полностью!) место рационалистическому методу постижения мира. Именно в античной Греции, как традиционно считается, возникла собственно политическая наука, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.
Римская политическая наука представлена у нас Полибием и Цицероном.
Несколько сведений об истории Древнего Рима.
753 г. до н.э – дата основания Ромулом Рима, как города-государства.
509 г. – изгнание последнего царя Тарвиния Гордого и установление республиканского строя (во главе города 2 выборных консула). В 494 г. установлена должность народного трибуна (интересы плебеев – неполноправной части римского общества).
451 г. – 1-й письменный свод законов – Законы 12 таблиц.
Все это время войны Рима, в основном за подчинение всей тер-рии Италии, что и произошло в 265 г.до н.э.
Войны против Карфагена (осн. финикийцами в Африке в 825 г. полководец Карфагена Ганнибал) - с 264 г. по 146 гг гг., война с Македонией (171-168 гг.)….окончательное покорение Греции в 146 г. (захват г. Коринфа и пленение Полибия). ….
88 -82 гг.– гражданская война в Риме (Марий против Суллы)
82 г. - победа Суллы и установление его диктатуры до 79 г.
74 г. – 71 г. – восстание Спартака.
60 г. – Союз Помпея, Красса и Цезаря - «1-й триумвират ».
49 г - переход Цезаря через р.Рубикон и начало войны против
Помпея (в 53 г. Красс погиба в битве против парфян);
45 г. - Цезарь – единоличный правитель Рима.
44 г. – Убийство Цезаря. («Мартовские иды» Торнтон Уайлдер )
43 г. - 2 триумвират: Марк Антоний, Октавиан, Лепид.
Убийство Цицерона (106 -43)
31 г. – победа Октавиана над флотом М.Антония и Клеопатры.
30 г.до н.э - Октавиан присоединяет Египет к Риму истановится
единоличным правителем. = Начало периода Империи.
-----------------------новая эра-------------------------------