Задание 8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение терминов-словосочетаний и написание окончаний слов.




Нервный (система), строение (спинной мозг), отдел (головной мозг), внешний (раздражители), функционирование (организм), функции (нервная система), нервный (болезни).

Задание 9. Ознакомьтесь с алгоритмом подготовки конспекта.

1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

2. В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова.

3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, (текстуальный конспект), в виде вопросного или назывного плана.

5. Дополнительная информация приводится при необходимости. Правила работы над конспектом: а) запись названия первоисточника и его выходных данных; б) чтение и осмысление содержания текста; в) составление плана - основы конспекта; в) конспектирование: необходимо оставить широкие поля для дополнений, записи терминов и использовать определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

. Задание 10. Прочитайте и озаглавьте текст. О чем он? Сформулируйте основную мысль.Докажите, что данный текст относится к НПП. Составьте конспект статьи по приведенному выше алгоритму.

Виды темперамента

Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов. Обычно выделяются три сферы проявления темперамента: уровень обшей активности, особенности двигательной сферы и уровень эмоциональности.

Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой — природной и социальной. Один тип людей отличается вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами.

Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости.

Эмоциональность выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости. Начиная с античности темперамент всегда связывался с физиологическими особенностями человеческого организма. Гиппократ описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает и организме: сангвинический (лат. sanguis- кровь), холерический (гр.. chole — желчь), флегматический (гр. phlegma - слизь) и меланхолический (гр. melainachole - черная желчь). Темпераменты Гиппократом понимались в физиологическом смысле. В XVIII в. с гиппократовскими типами темперамента были сопоставлены 4 психологических типа, что положило начало психологической линии в изучении темпераментов.

В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и интроверсию, темп протекания реакций, пластичность и ригидность. Экстраверсия-интроверсия — характеристики темперамента, введенные К. Юнгом - определяют зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних психических процессов и состояний человека (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.

Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов .Активность характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствия и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее. Флегматик высокоактивен, ему не грозит переутомление. У холерика высокая активность сочетается с реактивностью. Сангвиники достаточно активны, но если деятельность однообразна, они могут потерять к пей интерес. Меланхолики характеризуются низкой активностью.

Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорости ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика понижена. Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности, в том числе ее характера.

Задание 11. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым». Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и смене видов деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, внимания.

Холерический темперамент.«Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу». Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное». Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован — занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.

 

Вопросы:

1) Какую характеристику дает И.Павлов сангвиническому темпераменту?

2) Какую профессию должны выбирать люди с сангвиническим темпераментом?

3) Что характерно для холерика?

4) Как ведет себя флегматик в сложных жизненных ситуациях?

5) Чем отличается меланхолик?

Задание 12. Рассмотрите таблицу. Подумайте, к какому типу людей вы относитесь. Обоснуйте свое мнение.

 

Таблица 1. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства Вилы темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
  сангвинический холерический флегматический меланхолический
Скорость Высокая Очень высокая Медленная Средняя
Сила Средняя Очень большая Большая Большая
Экстраверсия/ интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Пластичность/ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный
Возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая
Экспрессия Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная
Устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив

 

Задание 12. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Жанры научного стиля», «Типы темперамента».

VII. Литература

1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 

VIII. Контроль.

1. Какой из нижеперечисленных жанров относится к собственно научному подстилю?

1) монография

2) учебник

3) словарь

4) справочник

5) учебное пособие

2. Какой из нижеперечисленных жанров относится к научно-популярному подстилю?

1) реферат

2) аннотация

3) очерк

4) рецензия

5) конспект

3. Какой из нижеперечисленных жанров относится к учебно-научному подстилю?

1) эссе

2) очерк

3) статья

4) словарь

5) тезисы

4. Какой жанр наиболее соответствует определению «научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких тем»?

1) монография

2) учебник

3) словарь

4) справочник

5) учебное пособие

5. Какой жанр наиболее соответствует определению «книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая в системе образования»?

1) эссе

2) очерк

3) статья

4) учебник

5) тезисы

6. Какой жанр наиболее соответствует определению «краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги»?

1) реферат

2) аннотация

3) очерк

4) рецензия

5) доклад

7. Какой жанр наиболее соответствует определению «краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада»?

1) учебник

2) энциклопедия

3) статья

4) рецензия

5) конспект

8. Какой жанр наиболее соответствует определению «положение, истинность которого должна быть доказана»?

1) эссе

2) очерк

3) статья

4) учебник

5) тезисы

9. Какой из нижеперечисленных жанров является первичным?

1) монография

2) реферат

3) аннотация

4) конспект

5) тезисы

10. Какой из нижеперечисленных жанров является вторичным?

1) учебник

2) доклад

3) статья

4) конспект

5) диссертация

11. В нервной системе человека анатомически выделяют два взаимосвязанных отдела: центральную нервную … и периферическую.

Какое из нижеперечисленных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) система

2) системы

3) системе

4) систему

5) системой

12. Темперамент — … характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности.

Какое из нижеперечисленных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) индивидуальный

2) индивидуальная

3) индивидуальное

4) индивидуальные

5) индивидуального

13. Нервная система — совокупность всех элементов нервной ткани живых организмов, обеспечивающих ответ на внешние и внутренние раздражители.

Какое из нижеперечисленных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) обеспечивающие

2) обеспечивающих

3) обеспечивающим

4) обеспечивающими

5) обеспечивающий

14. Общая активность … степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой.

Какой из нижеперечисленных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) определяется

2) определяются

3) определялись

4) определялся

5) определялось

15. Представители других темпераментов располагаются между этими … полюсами.

Какое из нижеперечисленных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) две

2) двух

3)двум

4) двумя

5) два

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: