Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Уч.год
Класс
Часть I
Из предложенных вариантов ответов выберите один верный.
1. Значение митохондрий:
а) образование белка в) выработка энергии
б) хранение наследственной информации г) транспортировка веществ по клетке
2. Пример неподвижного соединения костей:
а) позвонки в позвоночнике в) ребра с грудиной
б) кости черепа (мозговой отдел) г) бедренная и берцовые кости
3. Кровеносная система впервые возникла у:
а) млекопитающих в) кольчатых червей
б) членистоногих г) плоских червей
4. Основной признак бактерий:
а) отсутствие ядра в) наличие защитной слизистой капсулы
б) одноклеточность г) наличие жгутиков
5. Характерный признак членистоногих:
а) замкнутая кровеносная система в) бесполое размножение
б) хитиновый покров г) лучевая симметрия тела
6. Орган выделения хордовых животных:
а) почки в) легкие
б) печень г) мочевой пузырь
7. Количество камер в сердце млекопитающих:
а) 2 б) 3 в) 4 г) все ответы неверны
8. Смена венозной крови на артериальную кровь у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих происходит:
а) в большом круге кровообращения в) в сердце
б) в малом круге кровообращения г) в конечностях
9. Выберите насекомых, развивающихся с полным превращением:
а) бабочки и жуки в) клопы и жуки
б) стрекозы и бабочки г) стрекозы и клопы
10. Животные какого типа имеют поперечнополосатую мускулатуру:
а) членистоногие в) моллюски
б) кольчатые черви г) хордовые
11. Головастик – это личинка:
а) рыб в) пресмыкающихся
б) земноводных г) млекопитающих
12. Регуляция работы дыхательной, пищеварительной, кровеносной систем – это функция:
а) продолговатого мозга в) среднего мозга
б) мозжечка г) больших полушарий
13. На свету способны синтезировать органические вещества из неорганических:
а) растения в) все бактерии
б) все животные г) грибы
14. Артерии – это:
а) сосуды, заполненные венозной кровью в) сосуды, заполненные артериальной кровью
б) сосуды, входящие в сердце г) сосуды, выходящие из сердца
15. Значение клеточной мембраны:
а) обеспечение формы клетки в) транспортная функция
б) защитная функция г) все ответы верны
16. В связи с выходом на сушу у земноводных появились:
а) барабанная перепонка и веки в) развитие с превращением
б) перепонки между пальцами г) покровительственная и
предостерегающая окраска
а) водорослей б) папоротников в) мхов г) голосеменных
Б
18. Как называются кости, изображенные на рисунке под буквой А:
а) тазовые кости
б) крестец В
в) плечевые кости
г) большая и малая берцовые кости Г
19. Венозная кровь – это:
а) кровь, насыщенная кислородом в) кровь в артериях
б) кровь, насыщенная углекислым газом г) кровь в венах
А
20. К какому типу относятся представленные на рисунке животные:
а) кишечнополостные б) членистоногие в) моллюски г) хордовые
Часть II.
Даны тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующего предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который считается наиболее полным и правильным, указывается в матрице ответов.
1) Выбрать признаки, характерные для грибов:
1. наличие мицелия (грибницы) а) 2,3,6
2. образование семян б) 1,3,5
3. запасное вещество – гликоген в) 1,4,5
4. способны передвигаться г) 4,5,6
5. гетеротрофы, т.е питаются готовыми органическими
веществами
6. способны к фотосинтезу
2) Выбрать растения, которые относятся к классу Двудольные:
1. петуния а) 1,4,5
2. одуванчик б) 3,5,6
3. лук в) 1,2,5
4. гречиха г) 2,5,6
5. сирень
6. ландыш
3) Выбрать характеристики процесса фотосинтеза:
1. происходит в присутствии света а) 1,3,6
2. поглощение кислорода б) 2,4,5
3. протекает в хлоропластах в) 1,2,5
4. происходит в клетках всех органов растения г) 1,5,6
5. выделение углекислого газа
6. выделение кислорода
4) Выбрать отличия рептилий от амфибий:
1. два круга кровообращения а) 1,2,6
2. размножение яйцами б) 2,3,4
3. три века на глазах в) 1,3,5
4. по пять пальцев на конечностях г) 2,5,6
5. оплодотворение в воде
6. один шейный позвонок
5) Выбрать представителей отряда Непарнокопытных (класс Млекопитающие):
1. зубр а) 3,5,6
2. лошадь б) 1,2,6
3. зебра в) 2,3,6
4. баран г) 2,3,5
5. носорог
6. олень
Часть III.
Даны тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов указывается вариант ответа «да» или «нет».
1. Процесс двойного оплодотворения встречается у цветковых растений.
2. У насекомых три пары конечностей.
3. Одной из функций крови является транспортная функция.
4. Систематика – это наука о распределении организмов по группам на основе сходных признаков.
5. При фотосинтезе поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
6. У папоротников происходит чередование полового и бесполого поколения.
7. В скелете человека позвонки соединяются подвижно.
8. У пресмыкающихся два вида крови (венозная и артериальная).
9. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоночных животных на сушу.
10. Скорпионы – представители класса Ракообразные.
Часть IV.
Установите соответствие между признаками из первого столбца и позициями из второго. Правильные ответы запишите в матрицу ответов.
1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | ЦАРСТВО | ||
А) растут в течение всей жизни | 1) | Растения | |
Б) активно перемещаются в пространстве | 2) | Животные | |
В) питаются готовыми органическими веществами | |||
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза | |||
Д) имеют органы чувств | |||
Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле |
А | Б | В | Г | Д | Е |
2. Установите соответствие между названиями костей и группами костей.
НАЗВАНИЕ КОСТЕЙ ГРУППЫКОСТЕЙ
А) лобная кость 1) Плоские кости
Б) грудина 2) Трубчатые кости
В) бедренная кость
Г) ребра
Д) плечевая кость
Е) фаланги пальцев рук
А | Б | В | ГГ | ДД | ЕЕ |
3. Установите соответствие между названиями животных и названием типа животных.
НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО НАЗВАНИЕ ТИПА
А) вши 1) Тип Членистоногие
Б) мучной клещ 2) Тип Моллюски
В) мидии
Г) каракатица
Д) виноградная улитка
Е) омар
А | Б | В | ГГ | ДД | ЕЕ |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Уч.год
Класс.
Ответы.
Часть I.
в | б | ||
б | а | ||
в | а | ||
а | г | ||
б | г | ||
а | а | ||
в | в | ||
б | г | ||
а | б | ||
г | а |
Часть II.
б | в | а | б | г |
Часть III.
+ | + | + | + | - | + | - | - | + | - |
Часть IV.
1 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |