ЧАСТЬ 1 – Возрастная психология
1) Словарь психологических терминов:
1. Ведущая деятельность
2. Сензитивные периоды развития
3. Движущие силы развития
4. Факторы развития
5. Возраст
6. Социальная ситуация развития
7. Психологические новообразования
8. Возрастные кризисы
9. Развитие
2) Таблица: «Периодизация возрастного развития»
Период (возраст) | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразование |
1 год | |||
3 года | |||
7 лет | |||
13 лет (подротковость) | |||
17 лет (юношество) | |||
21 год (молодость) | |||
Зрелость | |||
Старость |
3) Таблица: «Теории периодизации развития личности»
Концепция возрастного развития | Автор концепции | Содержание концепции |
Культурно-историческая концепция развития высших психических функций | Выготский Лев Семенович | |
Стадии развития интеллекта | Жан Пиаже | |
Интеллектуальное развитие ребенка | Брунер Джером Сеймур | |
Развитие индивида по критерию ведущей деятельности | Эльконин Даниил Борисович | |
Психосексуальное развитие | Зигмунд Фрейд | |
Психосоциальное развитие | Эрик Эриксон | |
Нравственное развитие личности | Колберг Лоуренс | |
Становление личности в зависимости от взаимоотношений с референтной (значимой) группой | Петровский Артур Владимирович |
Задание выполняется следующим образом -
1 вопрос. Словарь терминов: каждое понятие расписывается, подобно ответу на экзаменационный вопрос. Т.е. пишите то, что бы Вы ответили на вопрос, касающийся описания понятия. Объем описания - 2 стр. рукописного текста. "Ведущая деятельность - это... Термин встречается в работах таких ученых... Для каждого возрастного периода есть своя ведущая деятельность... В младенческом - это..."
2 вопрос. Например,
В подростков возрасте -
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация развития – Эмансипация от взрослых и группирование.
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Новообразования Имеющие место в подростковом возрасте изменения последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития.Телесные новообразования - это...
3 вопрос. Кратко излагаете (пересказываете) содержание авторской концепции каждого ученого.
Все можно найти в книгах, которые я выслала. Оформлять можно не обязательно в форме табл, можно как текст, в котором делаются подчеркивания (или другие визуальные - наблюдаемые зрительно - акценты).
ЧАСТЬ 1 – Педагогическая психология
Задание:
1) подготовить конспекты по 11 вопросам «контрольных точек»,
2) подготовить рабочую тетрадь с записями лекций, семинаров, контрольным конспект-анализом курса «Педагогическая психология»,
3) Устно: готовность к анализу педагогической ситуации.
1. Педагогическая психология: определение понятия.
2. Образование: содержания понятия и задачи процесса.
3. Научение (определение понятия и типов: выработка реактивных форм поведения, выработка оперантного поведения, когнитивное поведение).
4. Обучение как педагогический процесс: определение понятия и его признаки.
5. Теории обучения: традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории развивающего обучения (Л.А.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина). Указать – название, автора, сильные и слабые стороны теории.
6. Воспитание и самовоспитание: определение, методы, формы.
7. Познание: определение, функции знаний, результат.
8. Учебная деятельность: определение, характеристики, мотивы, средства, способы, продукты, структура.
9. Педагогическая оценка и отметка: содержание понятий и отличие.
10. Педагогическая деятельность: содержание, структура, методы, направленность, способности к деятельности, профессиональная активность, профессионально значимые качества учителя.
11. Стили педагогического общения.
ВОПРОСЫдля выступления на семинаре
Задание: студент выбирает по одному вопросу из частей «возрастная психология» и «педагогическая психология». Задание может выполняться в паре. Выступление по каждому вопросу - 4 минуты.
(возрастная психология)
1. Периодизация развития по Д.Б. Эльконину.
2. Новорожденность. Младенчество.
3. Стадии развития в теории Ж.Пиаже. Особенности детского мышления.
4. Кризис 3 лет.
5. Периодизация развития по Д. Брунеру.
6. Дошкольное детство.
7. Подростковый возраст.
8. Кризис 15 лет. Ранняя юность. Кризис 17 лет.
9. Теории развития. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского.
10. Кризис одного года. Раннее детство.
11. Категории развития: Возраст. Сензитивные периоды развития. Движущие силы развития. Факторы развития. Ведущая деятельность. Социальная ситуация развития. Психологические новообразования. Возрастные кризисы.
12. Теории подросткового кризиса.
13. Периодизация развития по З. Фрейду.
14. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школе.
15. Периодизация развития по Э. Эриксону.
16. Младший школьный возраст.
17. Предмет и методы возрастной психологии. Проблемы возрастного развития.
18. Основные положения теории Ж.Пиаже.
19. Ранние теории возрастного развития личности: реформизм, Локк, Руссо.
20. Арнольд Геззел: теория созревания.
21. Этологические теории: Дарвин, Лоренц, Тинберген, Боулби, Эйнсворт.
22. Педагогическая система Монтессори.
23. Организменный подход к развитию и сравнительная психология Хайнца Вернера.
24. Стадии морального развития по Колбергу.
25. Теория Научения: Павлов, Уотсон, Скиннер.
26. Альберт Бандура: теория социального научения..
27. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.
28. Эриксон и 8 стадий жизни.
(педагогическая психология)
1. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и психического развития.
2. Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
3. Возрастные особенности усвоения социального опыта.
4. Основные линии психического развития в учебной деятельности.
5. "Пласты" развития школьника и их показатели.
6. Система деятельностей, в которых человек приобретает опыт.
7. Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.
8. Структура и развитие учебной деятельности.