Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Котласский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного
Учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота
Имени адмирала С.О. Макарова»
(Котласский филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)
Естественнонаучных и технических дисциплин
(наименование кафедры)
Учебно-методический комплекс дисциплины: Начертательная геометрия и инженерная графика
УТВЕРЖДАЮ:
Декан_______________________
«___»___________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Начертательная геометрия и инженерная графика »
Направление 23.03.01 Технология транспортных процессов
код наименование
Профиль Организация перевозок и управление на транспорте
Факультет Экономики и автоматизации промышленных предприятий на транспорте
Курс обучения: ______/__1___/_____
Семестр: ______/___2___/____
Всего часов по учебному плану: з.е./часов ______/_72____
В том числе по формам обучения, часов: очная/заочная/заоч.(ускор)
- лекции ______/_4______/________
-практикум ______/_8_______/________
- самостоятельная работа ______/___60______/_______
-переаттестовано _______/__________/______
Форма промежуточной аттестации:
-зачет ____сем./____ 2____сем./__2_____
-экзамен ____сем./___ _____сем./_______
Котлас
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является: обучающая цель
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин, умений и компетенций студентов:
Ø школьных знаниях математики и черчения
Ø Дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика» является базовой теоретической основой и практическим инструментарием в подготовке
изучения дисциплин: «Машины и оборудование транспортных терминалов», «Техника транспорта».
Компетенции студентов, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
Ø способностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем (ОПК 3);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Владеть знаниями:
Ø вопросов задания точки, прямой, плоскости и многогранников на чертеже; позиционных и метрических задач; кривых линий; поверхностей вращения; линейчатых, винтовых, циклических поверхностей; построения разверток поверхностей; касательных линий и плоскостей к поверхности; аксонометрических проекций; основ конструкторской и эксплуатационной документации; оформления чертежей; чтения рабочих чертежей и эскизов деталей машин.
Обладать умениями:
Ø выполнения и чтения технических чертежей различного назначения, выполнения эскизов деталей машин.
Владеть:
Ø методами составления конструкторской и технической документации производства.
Матрица соотнесения тем дисциплины и формируемых в них компетенций
Наименование раздела (темы) дисциплины | Компетенции |
ОПК-3 | |
Введение. Метод проекций. Виды проецирования. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на чертеже | + |
Взаимное положение прямой и плоскости. Взаимное положение плоскостей. Следы плоскости | + |
Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи. | + |
Пересечение многогранников прямой линией и плоскостью Развертки поверхностей | + |
Кривые линии и поверхности вращения | + |
Аксонометрические проекции. | + |
Основы конструкторской и эксплуатационной документации. Оформление чертежей. | + |
Изображение и обозначение резьбы на чертеже. | + |
Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | + |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2з.е.,72 часа
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | № семестра |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графическая работа (контрольная работа) | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Промежуточная аттестация (зачет- 0 часов), экзамен-36 часов) |
Содержание дисциплины
5.1.Лекционные занятия
№ | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины | Объем в часах |
заочная | |||
1. | Введение. Метод проекций. Виды проецирования. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на чертеже | Методы проецирования: метод центрального и параллельного проецирования. Практическое применение метода. Косоугольное и прямоугольное (ортогональное) проецирование. Основные свойства параллельного проецирования: деление отрезка в заданном отношении; проекция точки пересечения прямых; проекции параллельных прямых; проецирование прямого угла. Ортогональные проекции. Точка в четвертях и октантах пространства. Проекции отрезка прямой линии. Точка на прямой. Задание многогранников на чертеже. Построение проекций многогранников. Чертежи призм и пирамид. | 0,5 |
2. | Взаимное положение прямой и плоскости. Взаимное положение плоскостей. Следы плоскости | Следы прямой. Прямые общего и частного положения. Проецирующие прямые. Взаимное положение прямых в пространстве. Различные способы задания плоскости на комплексном чертеже. Следы плоскости. Построение на чертеже прямой линии и точки лежащей в заданной плоскости. Горизонтали, фронтали и линия ската плоскости. Положение плоскости относительно плоскостей проекций. Пересечение прямой линии с плоскостью. Построение линии пересечения двух плоскостей. Построение прямой линии параллельной плоскости. Построение взаимно параллельных плоскостей. Алгоритмы решения позиционных задач. Построение на чертеже натуральной величины отрезка прямой общего положения и углов наклона прямой к плоскостям проекций. Построение взаимно перпендикулярных прямой и плоскости. Построение взаимно перпендикулярных плоскостей. Построение проекций угла между прямой и плоскостью и между двумя плоскостями Алгоритмы решения метрических задач | 0,5 |
3. | Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи. | Сущность способа перемены плоскостей проекций. Вращение отрезка и плоскости вокруг заданной и выбранной оси. Способ совмещения. Применение способов преобразования чертежа для решения метрических и позиционных задач. Алгоритмы решения задач.. | 0,5 |
4. | Пересечение многогранников прямой линией и плоскостью. Развертки поверхностей | Пересечение пирамиды прямой линией и плоскостью. Пересечение призмы прямой линией и плоскостью. Общие приемы развертывания линейчатых поверхностей Построение разверток гранных поверхностей: пирамиды и призмы | |
5. | Кривые линии и поверхности вращения | Задание плоских и пространственных кривых линий в естественных координатах. Кривые линии второго порядка: эллипс, гипербола, парабола. Кинематические кривые линии. Цилиндрические и конические винтовые линии. Развертываемые линейчатые поверхности: цилиндрические и конические поверхности. Задание поверхностей вращения. Параллели и меридианы. Меридиональная поверхность. Циклические поверхности вращения (сфера, тор). Построение проекций точек на чертежах поверхностей. Линейчатые винтовые поверхности. Образование поверхностей. Чертежи поверхностей. Пересечение цилиндрической и конической поверхности плоскостью и прямой линией. Пересечение сферы плоскостью и прямой линией. Алгоритмы решения задач. Общие приемы развертывания линейчатых поверхностей. Построение разверток кривых поверхностей: конуса и цилиндра. | 0,5 |
6. | Аксонометрические проекции. | Способы аксонометрического проецирования. Аксонометрические оси. Прямоугольные и косоугольные аксонометрические проекции: изометрическая проекция; диметрическая проекция. Коэффициенты искажения и углы между осями. | 0,5 |
7. | Основы конструкторской и эксплуатационной документации. Оформление чертежей. | Единая система конструкторской документации: её содержание и назначение. Стандарты ЕСКД и их распределение на классификационные группы. Графическое оформление чертежей: чертежные инструменты и принадлежности. Форматы по ГОСТ 2.304-81. Линии по Гост 2.303-8. Шрифты чертежные по Гост 2.304-81.Масштабы по Гост 2.302-81.Нанесение размеров на чертежах по Гост 2.307-81. Построение уклона и конусности Системы расположения изображений. Основные виды. Местные виды. Дополнительные виды. Разрезы. Простые разрезы (вертикальные и горизонтальные). Обозначение разрезов. Наклонный разрез. Местные разрезы. Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). Сечения. Выносные элементы. Условности и упрощения. Графическое изображение материалов в сечениях Компоновка чертежа. | 0,5 |
8. | Изображение и обозначение резьбы на чертеже. | Виды резьб и их обозначения на чертеже. Основные параметры резьбы. Метрическая, трубная цилиндрическая, трубная коническая, трапецеидальная, упорная, прямоугольная резьба. Стандартные резьбовые крепежные детали и их условные обозначения. Упрощенные и условные изображения резьбовых соединений. Обозначение материалов на чертеже. | 0,5 |
9. | Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | Эскиз, как документ для изготовления чертежа детали. Процесс эскизирования. Измерительные инструменты. Приемы измерения деталей. Конструкторская документация. Определение сборочной единицы. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж. Спецификация как документ, определяемый ГОСТ 2.106-96. Чтение сборочного чертежа и чертежа общего вида. | 0,5 |
ИТОГО: |
5.2. Практические занятия- не предусмотрены
5.3Лабораторные работы
№ | Наименование раздела (темы) дисциплины | Наименование лабораторных работ | Объем в часах |
заочная | |||
1. | Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи | Решение задач на пересечение прямой и плоскости и пересечения двух плоскостей. | |
2. | Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи | Решение задач способом перемены плоскостей проекций и способом вращения | |
3. | Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | Выполнение эскизов деталей машин | |
4. | Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | Чтение чертежа сборочной единицы | |
ИТОГО: |
5.4.Самостоятельная работа студентов
№ темы | Вид СРС | Объем в часах |
заочная | ||
1.Введение. Метод проекций. Виды проецирования. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на чертеже | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
2.Взаимное положение прямой и плоскости. Взаимное положение плоскостей. Следы плоскости | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
3.Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи. | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
4.Кривые линии и поверхности вращения | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
5.Пересечение многогранников прямой линией и плоскостью. Развертки поверхностей | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
6.Аксонометрические проекции. | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
7.Основы конструкторской и эксплуатационной документации. Оформление чертежей. | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
8.Изображение и обозначение резьбы на чертеже. | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
9.Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | Изучение учебной литературы по теме. Ответы на контрольные вопросы. Решение задач по теме. Выполнение индивидуальных заданий по РГЗ | |
ИТОГО |
Образовательные технологии
Интерактивные формы | Темы ЛК и ПЗ | Объем в часах |
заочная | ||
Работа в группах | 3.Способы преобразования чертежа. Позиционные и метрические задачи | |
Лекция с использованием мультимедийной аппаратуры | Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на чертеже. Кривые линии и поверхности вращения | |
Проектирование и конструирование объектов | 5.Аксонометрические проекции. Построение разверток поверхностей. Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | |
Решение инженерно-конструкторской задачи | 8.Чтение рабочих чертежей и эскизов деталей машин. | |
ИТОГО: |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Для контроля освоения дисциплины студентами используется выполнение индивидуального расчетно-графического задания. Форма промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – зачет