6.1 Действующая на тележку в динамике система сил раскладывается на результирующую силу, приложенную к центру масс тележки и вращающий момент , относительно того же центра масс.
6.2 Как видно из рисунка 1.1 вращающий момент определяется только силой реакции опоры переднего колеса —
, (6.1)
где — угол поворота переднего колеса.
Зная из рисунка, что
, (6.2)
получим:
. (6.3)
Положительные значения вращающего момента соответствуют повороту тележки влево, отрицательные — вправо.
6.3 Результирующая сила, действующая на центр масс тележки, определяется векторной суммой всех сил на рисунке 1.1:
. (6.4)
Для нашего случая важно знать направление действия силы , которое зависит от направлений и величин составляющих рассматриваемой суммы. В свою очередь направления составляющих рассматриваются относительно положения габаритной определяющей, которое характеризуется единичным вектором:
, (6.5)
где — вектор, задающий координаты центра масс тележки;
— вектор, задающий координаты точки приложения силы тяги ;
— габаритная определяющая транспортной тележки.
6.4 Вектор представляется в базисе вектора следующим образом:
, (6.6)
где — единичный вектор, ортогональный вектору ,
или
. (6.7)
Если имеет координаты , то имеет координаты . Тогда вектор , выраженный в базисе Декартовой системы координат, имеет вид:
, (6.8)
где — матрица (оператор) поворота вектора на угол .
Теперь, используя выражение (6.2), окончательно найдём, что
. (6.9)
6.5 Из рисунка 1.1 очевидным образом вытекают выражения для векторов силы тяги и приведённой силы трения, а именно:
, (6.10)
. (6.11)
6.6 Центростремительная реакция трассы определяется произведением массы тележки и нормальной составляющей ускорения её центра масс, возникающей при закруглении траектории движения:
, (6.12)
где — центростремительное ускорение.
Если траектория движения центра масс задаётся вектором , то
, (6.13)
где — вектор скорости центра масс;
— вектор полного ускорения;
— оператор скалярного произведения векторов.
Это физический факт. Вывод его опускаем.
6.7 Центр масс тележки смещается под действием результирующей силы , при этом справедливо:
. (6.14)
6.8 Точка приложения силы тяги смещается под действием вращающего момента , за счёт которого ей придаётся угловое ускорение :
, (6.15)
где — момент инерции тележки относительно центра масс.
Зная угловое ускорение можно найти тангенциальное в скалярной форме:
,
а затем и в векторной:
, (6.16)
где — векторная скорость изменения ориентации габаритной определяющей.
С другой стороны, — вектор тангенциального ускорения может быть выражен через полное ускорение вектора :
, (6.17)
где — вектор полного ускорения изменения ориентации габаритной определяющей;
В результате имеем связь:
. (6.18)
6.9 Учитывая, что приведённая сила трения пропорциональна модулю скорости центра масс:
, (6.19)
где — коэффициент трения,
на основании всех найденных зависимостей путём исключения неизвестных нетрудно получить систему дифференциальных уравнений, являющуюся моделью динамики транспортной тележки в векторной форме. Записать эту систему в одну строчку проблематично, поэтому ограничимся указанием того, что первое дифференциальное уравнение системы строится на основе выражений: (6.3), (6.4), (6.5), (6.9), (6.10), (6.11), (6.13), (6.14), (6.19), а второе на основе: (6.3), (6.5), (6.18). Решением первого уравнения является зависимость траектории центра масс тележки от времени, решением второго — ориентация во времени вектора .
Полученная система не имеет аналитического решения и поэтому должна решаться численно при любой зависимости от времени угла поворота и четырёх начальных условиях типа:
, (6.20)
которые показывают, что в нулевой момент времени центр масс тележки находится в начале координат, скорость тележки равна нулю (и поступательная и вращательная), тележка сориентирована вертикально по оси .
Для более детального учёта свойств транспортной тележки в динамики выражения векторов реакций трассы должны быть заменены на выражения с условиями сравнений в соответствии с допущениями, сформулированными в задании контрольной работы.