Терминологический словарь




Искусство Западной Европы XVII-XIX веков

АКАДЕМИЗМ – оценочный термин, относится к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного. Исторический академизм связан с деятельностью академий, воспитывавших художников в духе следования образцам античного искусства и Итальянского Возрождения.

АНСАМБЛЬ – от франц. «вместе». В архитектуре и изобразительном искусстве – единство, стройная целостность художественного произведения Термин применяется и к группе взаимодействующих по замыслу художника произведений различных видов искусств.

АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 века, завершивший развитие классицизма; стиль империи Наполеона, подражающий архитектурным формам императорского Рима.

БАРБИЗОНЦЫ– художники так называемой «барбизонской школы», представители реалистического течения во французской пейзажной живописи 30-60-ых годов 19 века, работающие в деревне Барбизон и ее окрестностях.

БАРОККО – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стран Западной Европы 17-18 веков.

БЕЛЬВЕДЕР – площадка или помещение наверху здания, служащая для обозрения окружающей местности.

БИСКВИТ – в художественной керамике белый неглазурованный матовый фарфор. Используется как материал для скульптуры малых форм.

БОСКЕТ – декоративно подстриженный кустарник или деревья, композиции из декоративно подстриженных деревьев как составные звенья системы регулярного парка.

ГРИЗАЙЛЬ – монохромная живопись, применяемая для декоративного оформления стен и потолочных падуг, имитирующая скульптурные рельефы.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – букв.«приукрашивание», отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения, Идеализация проявляется также в воплощении отвлеченного нежизненного идеала, в сглаживании конфликтов, противоречий и т.п.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ – от лат «обман, насмешка». Изобразительная трактовка, рассчитанная на внешнюю живость и правдоподобие, граничащая с иллюзией, обманом зрения. В отрицательном значении термин употребляется для характеристики натуралистического подхода к изображению, рассчитанного на передачу видимости вместо сути и смысла явления.

ИМПРЕССИОНИЗМ – от франц. «впечатление». Направление во французской живописи 70-80-ых годов 19 века. Цель живописи импрессионистов – передача мгновенного зрительного впечатления от натуры, в первую очередь, световоздушной среды. Главный вид живописи импрессионистов – пленерный этюд.

ИНКРУСТАЦИЯ – вид мозаики. Украшение предмета, выполненного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом из другого материала. Изображение собирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики, воска…)

КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, обычно оформленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурный, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

КЛАССИЦИЗМ – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы 17-19 веков, возникший в эпоху окончательного сложения в Европе централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом искусство античности и эпохи Итальянского Возрождения, классицизм стремится к выражению идеи гармоничного устройства общества, основанного на вечных и незыблемых законах разума, где индивидуальность целиком подчинена интересам государства, а главной добродетелью гражданина является всепоглощающее чувство долга.

КУРДОНЕР – парадный полураскрытый двор перед зданием, ограниченный главным и двумя боковыми его корпусами.

МАНСАРДА – чердачные помещения, используемые для жилья или иных целей. Происхождение термина связано с именем французского архитектора 17 века Франсуа Мансара, любившего проектировать здания, завершенные полуэтажами.

«МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» - многочисленный круг голландских живописцев 17 века, называемых так в связи с камерным характером их творчества и небольшим размером картин преимущественно бытового жанра, а также в отличие от современных им выдающихся голландских художников Франса Хальса и Рембрандта.

МАРИНА – произведение пейзажной живописи, посвященное изображению моря. Основная, решающая задача любой марины – воплощение морской стихии в том или ином ее проявлении. В качестве самостоятельного жанра появилась в Голландии в 17 веке.

МЕДАЛЬОН – в монументально-декоративном и прикладном искусстве круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания или бытового предмета. В области архитектурной декорации выполняется, как правило, средствами рельефа, мозаики, росписи.

НАЗАРЕЙЦЫ– название группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 году в Вене «Братство святого Луки». Назарейцы работали в Риме, живя по образу средневекового религиозного братства, стремились возродить духовность искусства Средних веков и Раннего Возрождения. Ведущие художники братства: Ф.Овербек, П.Корнелиус, Г.Пфорр, В.фон Шадов.

НИМФЕЙ – в античной архитектуре святилище, посвященное нимфам. В архитектуре Западной Европы 17-18 веков – открытый водоем или здание с бассейном.

НИША – углубление в стене для установки статуй, декоративных ваз, фонтанов. Декоративный прием для пластической разработки и художественного оформления стены, плоскости фасада здания.

ПАВИЛЬОН - небольшое сооружение иногда временного характера, иногда как элемент садово-паркового ансамбля.

ПАЛЛАДИАНСТВО - направление в западноевропейском зодчестве 17-19 веков, развивавшее в рамках классицизма принципы архитектуры знаменитого итальянского зодчего ХУI века Андреа Палладио.

ПАРТЕР – в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка. В регулярном парке – участки правильной формы с узорами из растений или цветных песков; водоемы правильной геометрической формы – водные партеры; лужайки, газоны, цветники правильной формы – зеленые партеры.

ПЕРГОЛА – увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на арках или столбах, служащие для защиты от зноя. Пергола активно использовалась в регулярных парках 17-18 веков как составная часть их ансамбля.

ПЛАСТИЧНОСТЬ - «скульптурность», выпуклость, отчетливость объемной формы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Художественная выразительность объемной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью формы.

ПЛЕНЕР – букв. франц. «открытый воздух». Термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – термин, охватывающий все направления западноевропейского искусства, сформировавшиеся в последнее десятилетие 19 века и существовавшие почти до первой мировой войны.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ– художники романтически-стилизаторского течения в английской живописи середины 19 века. Общество «Братство прерафаэлитов» ставило своей целью возрождение принципов искусства Кватроченто (Раннего Возрождения в Италии).

ПУТТИ – букв.«младенец». Изображение маленьких мальчиков, иногда крылатых, совмещающих в своих образах черты античных Эротов и христианских ангелов. Излюбленный декоративный мотив в изобразительном искусстве и архитектуре 17-19 веков.

РАСКРЕПОВКА – расчленение выступами карнизов зданий. Применяется для членения и пластического обогащения фасадов зданий.

РОЗЕТКА – от франц. «розочка». Орнаментально-декоративный мотив в виде стилизованного цветка.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию его фасада.

РОМАНТИЗМ - художественное направление в европейском искусстве, сложившееся в 20-30-ые годы 19 века, пришедшее на смену классицизму.

САЛОН – названия официальных выставокво Франции, которые устраивались в Париже с 17 века, сначала в Лувре, затем в Салоне, откуда и происходит их название. Салон – наименование выставок Французской Академии художеств 17-19 веков.

САЛОННОЕ ИСКУССТВО, САЛОННОСТЬ – нарицательное обозначение внешней красивости, банальности, бессодержательности произведений изобразительного искусства, имитирующих подлинные художественные ценности и рассчитанных на невзыскательные вкусы массового зрителя. Термин получил распространение со второй половины 19 века.

СЕЙЧЕНТО – наименование 17 века, принятое в искусстве Италии. Условное обозначение культуры Италии 17 века.

СОФИТ – обращенная книзу поверхность потолка, арки, выносного карниза и других архитектурных форм, как правило, декоративно обработанных.

СТАФФАЖ – букв. с нем. «украшать картины фигурами» - второстепенные мелкомасштабные фигурки людей и животных, изображенные в пейзаже для оживления вида.

СТИЛИЗАЦИЯ – подражание какому-либо художественному стилю. Обобщенное, упрощенно-схематическое изображение в орнаментах предметных форм, сведение их к определенному стилевому единству.

ШПАЛЕРЫ– ткани, ковры, тисненая кожа, укрепленные на стене по типу обоев. После появления в 18 веке бумажных обоев название «шпалеры» в течение долгого времени сохранялось и за ними.

ЭДИКУЛА – ниша, обрамленная парой колонн, полуколонн или пилястр, увенчанных фронтоном.

 

Вопросы экзамена к разделу

«История западноевропейского искусства XХ века»

1. Особенности художественных процессов в западноевропейском искусстве ХХ века. Франция. Париж как художественный центр Европы первой половины ХХ века.

2. Парижская школа – творчество художников-иностранцев как интернациональное направление в искусстве Франции начала ХХ века.

3. Модернистские направления в живописи Франции начала ХХ века: фовизм, кубизм, примитивизм, дадаизм, сюрреализм.

4. Пабло Пикассо. Этапы творчества. Основные стилевые направления. Реализм и модернизм Пикассо. Основные памятники.

5. Прогрессивное искусство Франции первой половины ХХ века. Андре Фужерон. Жан Эффель.

6. Скульптура Франции начала ХХ века. Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Шарль Деспио.

7. Искусство Германии начала ХХ века. Экспрессионизм: идейно-образное содержание. Группы «Мост» и «Синий всадник».

8. Искусство Италии начала ХХ века. Футуризм: идейно-образное содержание. Основные памятники.

9. Реалистическая живопись США начала ХХ века. Р.Генри и его школа.

10. Модернистские направления в искусстве США второй половины ХХ века: абстракционизм, поп-ар, оп-арт.

11. Искусство скандинавских стран. Норвегия: Э.Мунк, Г.Вигелянд. Швеция: А.Цорн, К.Миллес.

12. Экспрессионизм в живописи и графике Германии после первой мировой войны. О.Дикс, Г.Гросс. Кете Кольвиц.

13. Неореализм в искусстве Италии. Р.Гуттузо. Д.Манцу.

14. Сальвадор Дали – глава сюрреализма в европейской живописи. Концепция сюрреализма, теоретические взгляды Дали, метод творчества. Оценка искусства Дали в современной зарубежной и отечественной критике.

15. Реалистическая живопись Америки. Рокуэл Кент, Э.Хоппер, Э.Уайес.

16. Псевдореалистические направления в европейской живописи. «Метафизическая живопись» (Италия), «Новая вещественность» (Германия), «Риджионализм (США).

17. Реалистическая графика Европы ХХ века. Х.Бидструп (Дания), Ф.Мазерель (Бельгия). Ф.Бренгвин (Англия).

18. Монументальная живопись Мексики. Х.Ороско, Д.Ривера, Д.Сикейрос.

19. Архитектура Европы ХХ века. Основные стили, направления развития, новые конструктивные системы и строительные материалы.

20. Урбанизация (Мис ванн дер Роэ. Ле Корбюзье) и дезурбанизация (Ф.Райт. О.Нимейер) как основные принципы решения градостроительных проблем в архитектуре Европы ХХ века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: