РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА)




Основные понятия

ПОТРЕБНОСТИ

Каждый человек, совершая какие-либо действия, стремится к чему-то. Таким образом, именно потребность в этом «чем-то» и побуждает человека совершать определенные действия. Дадим более точное определение потребности.

Потребность — желание устранить или сократить нехватку чего-либо, необходимого для обеспечения жизнедеятельности и/или развития человека.

Все потребности можно разделить на две большие категории — первичные и вторичные. К первичным потребностям относят такие потребности, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности человека. Вторичные потребности — все остальные.

Таким образом, к первичным потребностям относят, например, потребности в дыхании, сне, питье, еде, одежде и жилье. Отличительной чертой первичных потребностей является отсутствие возможности заместить удовлетворение одной из них удовлетворением другой. Например, невозможно, предоставив человеку одежду, решить проблему голода. Ко вторичным потребностям можно отнести, например, потребности в культурном досуге, повышении образования и т.д. При удовлетворении этих потребностей человек может пойти на то, чтобы отказаться от удовлетворения одной из них взамен на удовлетворение другой.

Благо — это средство, удовлетворяющее потребность.

Одну и ту же потребность часто можно удовлетворить с помощью различных благ. В этой связи хотелось бы сразу подчеркнуть необходимость отличать блага от потребностей. Например, у человека может быть потребность в еде, но не может быть потребности в сыре, хлебе или молоке. Возможна и обратная ситуация — одно и то же благо может использоваться для удовлетворения различных потребностей. Например, бензин может служить топливом для передвижения на машине, растворителем при выполнении ремонта и горючим при разведении костра. Разумеется, возможны ситуации, когда потребность может быть удовлетворена только единственным благом (по крайней мере в массовом масштабе или в течение длительного времени). Вряд ли в ближайшее время потребность во сне удастся удовлетворять иначе, чем выделяя определенное количество времени на отдых, а потребность в дыхании — используя окружающий воздух.

Все блага, используемые человеком, можно разделить на две категории: свободные и экономические.

Свободными называют блага, обладающие свойством неограниченности, то есть такие, которые имеются в достаточном количестве, чтобы удовлетворить потребности всех желающих. Они не производятся человеком. Примерами таких благ являются воздух, вода морей и океанов (обратите внимание, что пресная вода к свободным благам не относится), энергия солнца, ветра, приливов и т.д.

Экономическими мы будем называть ограниченные блага, то есть такие, количество которых недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех желающих Учебники, хлеб, шоколад, автомобили — все это примеры экономических благ. Степень редкости определяется интенсивностью потребности и количеством блага, способного данную потребность удовлетворить. Чем выше интенсивность потребности и меньше количество блага, тем выше его редкость (и цена).

Экономические блага, в свою очередь, могут быть разделены на несколько категорий. Необходимо помнить, что деление на категории осуществляется по различным признакам, поэтому блага, относящиеся к различным рассматриваемым категориям, нельзя сравнивать между собой, как нельзя сравнить два мячика, о которых мы знаем только то, что один из них тяжелый, а другой — красный.

Итак, экономические блага можно разделить на несколько групп:

Товары и услуги.(Самостоятельно заполнить разницу между товаром и услогой)

 

ТОВАР УСЛУГА
   
   
   

 

Дополняющие и заменяющие блага.

Дополняющими называют такие экономические блага, которые при совместном потреблении позволяют лучше удовлетворить некоторую потребность, нежели если бы они потреблялись по отдельности. Другое название таких экономических благ — комплементы (от англ. complement). Например, если у вас одновременно есть и левый и правый ботинок, то это для вас гораздо предпочтительнее, нежели если бы у вас был только один ботинок на правую ногу или на левую.

Фотоаппарат без фотопленки также не может выполнять свои функции. Приведенные примеры иллюстрируют ситуации, когда одно из благ становится практически бесполезным без другого. Возможна и менее жесткая степень комплементарности. Допустим, вы занимаетесь в классе, используя стол и стул. В принципе, вы могли бы записывать и без стола или, наоборот, сидя за столом на корточках, но и то и другое было бы менее удобно, чем совместное использование этих двух благ.

Заменяющими называют экономические блага, которые служат для удовлетворения одной и той же потребности так, что потребитель может заместить одно благо другим. Другое их название — субституты (от англ. substitution). В качестве примера можно привести Пепси и Кока-колу, сушки и баранки, апельсины и мандарины и т.д. — степень субституции во многом зависит от вкусов конкретного человека. Могут встречаться люди, которые не различают, например, вкуса Пепси и Колы, а могут встречаться те, кто любит один из этих напитков и отрицательно относится ко второму.

Текущие и будущие блага.

Большинство из нас попадали в ситуации, когда хочется приобрести некое дорогостоящее благо, а текущего бюджета недостаточно. В такой ситуации возможно два варианта: либо взять кредит и купить сейчас, а потом расплачиваться с кредитором, либо начать откладывать на покупку и осуществить ее в будущем. В первом случае мы как бы меняем будущие блага на текущие; во втором — наоборот.

Таким образом, будущие блага, даже если они пока и не произведены, явно влияют на характер экономического решения в настоящем.

Те, для кого важнее текущее потребление, станут заемщиками, а те, кому важнее потребление будущих благ — кредиторами. Обратите внимание, существование одних невозможно без наличия других. Такое, на первый взгляд, очевидное и простое деление экономических благ является основой существования всей банковско-кредитной системы.

Качественные и некачественные блага.

Качественные экономические блага — это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя. Другими словами, при повышении дохода потребителя потребление качественных благ увеличивается, а при снижении дохода — сокращается. Такие блага также называют нормальными благами (от англ. Normalgoods).

Некачественные экономические блага — это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя, то есть при повышении дохода потребитель сокращает количество потребления данных благ, а при снижении дохода — увеличивает. Иначе некачественные блага называют инфериорными (от англ. inferiorgoods), или благами низшей категории. Деление экономических благ на качественные и некачественные в значительной степени зависит от вкусов потребителя и уровня его дохода. Одно и то же благо может быть качественным для потребителя при данном уровне дохода и некачественным при другом, не говоря уже о различных потребителях.

Обратите внимание, с точки зрения потребительских качеств изменений в товаре не происходит. Однако отношение потребителя к благу меняется с изменением уровня дохода.

Попробуем оценить правильность следующего утверждения: «черная икра — качественное благо, а перловая крупа — некачественное». Согласиться с ним, значит оказаться в плену бытовой логики. С точки зрения экономической теории нет никаких оснований для такого утверждения, пока мы не убедились, что с ростом дохода потребителя покупаемые объемы икры и крупы изменились в соответствующих направлениях.

Частные и общественные блага.

Частными называются экономические блага, обладающие свойствами конкурентности (делимости) и исключаемости. Общественными — экономические блага, обладающие свойствами неконкурентности (неделимости) и неисключаемости. При этом неконкурентность (неделимость) означает, что потребители не конкурируют друг с другом за пользование данным благом, поскольку каждый потребляет весь существующий объем этого блага как целое, и данное благо приносит одинаковую полезность всем потребителям, независимо от их числа. Неисключаемость означает, что из процесса потребления данного блага нельзя исключить тех, кто не платил.

Примерами общественных благ являются армия, светофор, уличное освещение, маяк, салют и т.д. Общественные блага не могут приносить непосредственную материальную выгоду владельцу, так как он не может разделить людей на тех, кто платит за данное благо, и тех, кто не платит. В связи с этим частные фирмы сами по себе не имеют никаких экономических стимулов к производству общественных благ.

Кроме того, общественные блага порождают проблему «безбилетника», связанную с тем, что потребители склонны занижать (подчас вплоть до нуля) свою готовность платить за общественные блага. Попробуйте оценить, в какую сторону изменились бы расходы нашей страны на содержание вооруженных сил в случае, если бы единственным их источником были добровольные взносы граждан.

Таким образом, единственным экономическим агентом, способным инициировать производство общественных благ, является государство. Из этого утверждения не следует, что государство обязано само производить все общественные блага (хотя такой вариант также не исключается). Ему достаточно просто создать стимулы к их производству, например, предоставив налоговые или инвестиционные льготы тем фирмам, которые примут участие в выпуске общественных благ.

Наиболее частыми ошибками, связанными с данным разделением экономических благ, являются следующие:

Ÿ смешение понятий свободных и общественных благ;

Ÿ отнесение к общественным благам бесплатного здравоохранения, образования и общественного транспорта (подумайте, обладают ли свойствами неконкурентности первые два блага и неисключаемости — последнее).

РЕСУРСЫ(ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА)

В экономической теории выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Под ресурсом «труд» понимается совокупность умственных и физических способностей человека. За свой труд рабочие, служащие, ученые получают заработную плату. Соответственно, доход, который получают владельцы ресурса «труд», называется в экономической теории «заработной платой».

Ресурсом «капитал» называют основные фонды предприятий (здания, сооружения, машины, оборудование). При этом к капиталу как фактору производства ни в коем случае не относятся деньги, акции, облигации, чеки, векселя, банковские счета и т.д. Доход, получаемый собственниками ресурса «капитал» от сдачи его в аренду, называется «процент». Это может показаться странным на фоне предыдущего утверждения (ведь процентом мы привыкли считать тот доход, который можно получить в банке от вложения денег). На самом деле все взаимосвязано. Какая наиболее очевидная альтернатива существует у фирмы или человека, решивших вложить свои средства в покупку капитала? Конечно, вложить их в банк или ценные бумаги. Какую же из альтернатив выберет рациональный экономический агент? Очевидно ту, которая более доходна. Следовательно, будущий доход капитала необходимо представить в виде, сравнимом с доходом от финансовых вложений, и осуществлять вложения в капитал лишь при условии, что они принесут больший процент дохода. В свою очередь, если вложения уже осуществлены, то какую плату потребует собственник капитала, если ему предложат отдать капитал в аренду? Такую, которая не меньше доходности, присущей данному капиталу (и которая выражена как процент на вложенную сумму). Также необходимо подчеркнуть различие между терминами «цена капитала» и «процент». Первый обозначает доход от продажи капитала и измеряется в денежных единицах (например, в рублях), второй же обозначает доход именно от сдачи в аренду и измеряется в денежных единицах за промежуток времени (например, в рублях за год).

Под ресурсом «земля» понимают совокупность природных ресурсов. Когда произносится словосочетание «рынок земли», то, как правило, подразумеваются три составляющие: земля как сельхозугодия, земля под застройку и недра. Но в качестве фактора производства земля — более широкое понятие и дополнительно включает, в частности, леса, водоемы и т.д. Доход, получаемый владельцами ресурса «земля» за сдачу его в аренду, называется в экономической теории «рента». При этом стоит обратить внимание на различие между терминами «цена земли» и «рента».

«Предпринимательские способности» — это особый вид трудового ресурса, заключающийся в способности соединять все остальные ресурсы в единый производственный процесс. Доход, который получает предприниматель, называется в экономической теории «прибыль».

В настоящее время часто к данному списку из четырех основных видов ресурсов добавляют пятый — «информация», поскольку в современном мире часто успех или неуспех коммерческой деятельности определяется именно оперативностью и достоверностью полученной информации, а не дешевизной рабочей силы или производительностью капитала.

Итак, деньги не являются ресурсом, но являются ли они экономическим благом? Существуют две противоположные точки зрения.

Сторонники «отрицательного» взгляда утверждаю, что деньги самипо себе не могут удовлетворять какие бы то ни было потребности, аслужат лишь универсальным средством расчетов, то есть при помощи денег можно просто облегчить обмен экономических благ. Другую точку зрения можно проиллюстрировать самым простым примером: «скупой рыцарь» — человек, для которого деньги ни в коемслучае не являются вспомогательным средством обмена, а служатсамодостаточной ценностью. Удовлетворяемую потребность можно попробовать назвать по-разному, например, «состоятельность»,«уверенность в своем положении» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: