Власть – снова политической системы




Необходимо заметить что ключевым в нашем определении "политической системы", безусловно, является слово "власть". Причем речь идет не только о завоевании, но и об использовании и сохранении власти, и не власти вообще, а власти государственной. Власть -это своего рода почва политики, ее питательная среда. Однако до тех пор, пока участники этих отношений не выдвигают притязаний на власть, они остаются вне сферы политической системы.

Человеку свойственно стремление к лидерству. Сознательное или неосознанное стремление человека к доминированию в отношениях с окружающими стимулируется теми преимуществами, которые сулит ему власть над другими в распределении материальных благ и духовных ценностей И поскольку само это распределение представляет собой определенное отношение между людьми, отношение общественное, постольку мы говорим о социальной природе власти. Вот почему проблему власти следует отнести к числу социальных проблем, имея, разумеется, и виду как социальную, так и биологическую природу чело- века, помня, что в сложном переплетении индивидуального и социального первичным субъектом любых социальных явлений является человек со своими физиологией и психологией, интеллектом и моралью, волевыми качествами, потребностями и интересами.

Существует мнение, что человеку с рождения свойственна агрессия, интенсивное стремление подчинять себе окружающих (1). Сомнительно, однако, чтобы потребность в принуждении возникала сама по себе. Опыт говорит скорее о другом: к насилию прибегают обычно как к средству, необходимому для удовлетворения вполне конкретных потребностей.

Власть одних людей над другими имеет различные источники. Один из них - грубая сила, применение или угроза применения которой составляет основу физической власти, прямого насилия. В современном, постоянно усложняющимся мире, способность человека подчинить себе других людей все больше зависит от его умственных способностей, лежащих в основе интеллектуальной власти, действующей порой куда эффективнее. Еще одним источником власти является - психические свойства человека, дающие ему психологическую власть. Имеет значение и нравственное превосходство, на котором базируется моральная власть.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности человека - вот основные, исходные источники принуждения. Но общество дало ему и другие инструменты, среди которых такой универсальный и мощный, как богатство. В этом случае говорят об экономической власти. Возрастает и роль взаимодействия между теми, кто вовлечен в управление людьми. Это выдвигает в число решающих факторов подчинение организационной власти. Сегодня нельзя не учитывать и такой источник власти, как владение информацией и воздействие через нее. Информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных отношений, приобретает в некоторых случаях самостоятельное значение.

В конкретных ситуациях в той или иной мере задействуются все источники власти, особенно если речь идет о власти общественных группировок и тем более в таком сложном и масштабном механизме, как государство, в котором власть приобретает политический характер.

Проблема политической власти уже долгое время будоражит умы ученых. Еще Аристотель замечал, что политика - это упорядоченное общение пюдей, становящихся "политическими" в силу гармонизации отношений между социальным "целым" и его отдельными "частями", где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В "Политике" он писал об этом универсальном или тотальном механизме социального общения так: "И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевленные существа" (1). Но в отличии от достаточно простых отношений "господской власти" Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.

Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного вопроса, чем выяснения структуры властных отношений. Под одинаковым примерно названием "власть" скрываются десятки смысловых оттенков, отражающих самые разные аспекты и компоненты этого сложного социального механизма. Известный французский социолог и политолог Р. Арон, специально рассматривая структуру власти в семантическом аспекте в разных языках, пришел к выводу, что власть является асимметричным, меж - и надличностным отношением, понимание которого зависит и от выбора измерения в пространстве анализа ее социальной иерархии (1).

Опираясь на достаточно хорошо разработанные концепции власти и политической власти в частности (2) можно предложить следующую систематизацию видовых понятийных рядов такой сложной категории как "политическая власть".

Вначале выделим базовые компоненты структуры общения в рамках государственно-публичной власти: 1) агенты; 2) ценности; 3) способы (инструментально-институционные) и 4) ресурсы. Взаимодействие между ними и определяет всю палитру отношений выражаемых в русском языке понятиями "господство", "воля" и "сила", "контроль" и "распределение", "руководство" и "лидерство", "управление" и "давление", "властвование и "влияние", и т.д. Исходными вопросов, которые возникают в данном случае, являются: кто и в какой роли становится участником властного общения и основным агентом властных отношений? Кто и при каких условиях является властвующим, а кто собственно подвластным?

Структура и функция.

Структура.

В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля над их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим.

· Институциональная подсистема является фундаментом всей политической системы, так как в ее состав входят политические организации, составляющие ее статическую часть. Для более полного понимания роли общественных организаций в политической системе необходимо уяснить, что собой представляют "организации" вообще.

Организации - это коллективные образования, состоящие из определенного числа иерархически связанных между собой лиц, ориентированные на достижение специфических целей и обладающие дифференцированными функциями. Организация - это тип социальной группы, созданной с целью достижения целей, которые по отдельности индивиды не могли бы достичь иначе, как ценой исключительных усилий. Поэтому можно сказать, что организация - это основное средство стимулирования коллективной воли. Потребность в общем действии на основе солидарности между людьми, которые обладают одинаковыми интересами, является силой, приводящей к созданию самых разных организаций. Повседневный опыт показывает, что организованное меньшинство имеет значительно больше шансов на успех, чем не организованное большинство. Организация позволяет координировать действия многих лиц, облегчая тем самым достижение поставленных целей. Поэтому она является основным орудием согласования многих воль.

Члены организации разделены по иерархическим уровням, которые соответствуют определенным функциям и сферам деятельности, а также различным степеням власти. Высшая власть в организации при- надлежит меньшинству, которое может добиваться ее путем выборов, присвоения или карьеры. Для поддержания существования организаций необходимо выполнение разнообразных функций, что обеспечивается ее членами, между которыми существует более или менее выраженное разделение труда. Члены организации могут быть в разной степени эмоционально привязаны к ней, поскольку используя ее, они удовлетворяют различные ожидания и потребности. С другой стороны, организации могут иметь одну или несколько целей, которых их члены надеются достичь путем совместных действий. В ходе своего развития организации могут изменять свои цели. Здесь открываются различные возможности. Действительно организация может отказаться от своих первоначальных целей, чтобы выжить или получить определенные преимущества. В той мере, в какой первоначальные цели уже выполнены, она может поставить перед собой новые или же вновь обратиться к первым, если ее члены полагают, что без них деятельность организации теряет смысл.

Как правило, организации обладают определенным постоянством и не всегда исчезают, когда уходят их основатели. Многие организации существуют на протяжении жизни ряда поколений, демонстрируя свою устойчивость к изменениям.

В структуру институциональной подсистемы обычно включают в себя:

1. Собственно политические организации, к числу которых относят государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности -овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Несобственно-политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, в других сферах жизни общества - экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы. Тем не менее, они оказывают определённое политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. Организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами, (то есть носителями) политической власти. Однако в последнее время количество институтов политической системы пытаются расширить.

Итак, организации - это коллективные структуры иерархического характера, имеющие более или менее выраженное внутреннее разделение труда и ориентированные на достижение различных целей, для чего они координируют деятельность многих людей.

Организации играют в политической жизни существенную роль. Они выступают как инструмент политической борьбы, которыми пользуются для достижения своих целей различные группы. В политических системах с длительной историей имеются организации различных типов. Люди, участвующие в политических конфликтах, как правило, делают это не изолированно, но пытаются объединяться вокруг некоторых общих целей, для чего создают организации.

Функции

В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:

· функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;

· функция адаптации к внешней и внутренней среде;

· функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;

· экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;

· дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;

· регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живёт. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к, институтам власти, правопорядку, обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

 

Стабильность политической системы достигается тогда, когда её жизнедеятельность базируется на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Жизнедеятельность системы обеспечивается её способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, её возможностям. Функция политической адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования, то есть подготовки и отбора субъектов государственной власти, способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем политической жизни и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С её помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование «критической массы», способной привести к распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать па возникающие требования при наличии у неё ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней среды. Данная функция называется экстракционная.

Полученные ресурсы экономики, природной среды необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной (распределительной) функции.

Политическая система оказывает влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп с помощью правовых предписаний. Управленческие действия политической системы составляют содержание её регулирующей функции. Нарушители подвергаются политической и юридической ответственности.

Политическая система взаимодействует с другими подсистемами общества: экономической, культурной, социальной, экономической, а также с международной (то есть с другими государствами). Целью этого взаимодействия является аккумуляция политической системой ресурсов, которые она извлекает из внешней среды, и властное распределение их для достижения общезначимых целей.

Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: