Выделим структуру урока и особенностях некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода.




Итак, какие же требованияпредъявляются к современному уроку?

Современный урок, это прежде всего:

• хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Что значит урок современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Как и реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» и «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о деятельностном подходе.

Это прежде всего, обучение через открытие. Это развитие личности. Это способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Это демократичность, открытость. Это осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Деятельностный подход позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию, ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Выделим структуру урока и особенностях некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода.

Начало урока, это организационный момент, цель которого включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение в деятельность; • выделение содержательной области.

На своих уроках я часто мотивирую детей на успех. Примерно так: «У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке.» Или таким образом: «Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово (дети читают ЗДРАВСТВУЙТЕ).

Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву слова

з – здоровья

д – добра

р – радости

а – аккуратности

в – вежливости

с – старания

т – терпения

в – воспитанности

у – уважения

й – интереса

т – трудолюбия

е – единства»

Следующий этап – это актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На этом этапе осуществляется актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создается проблемная ситуация. Ученики выявляют и фиксируютзатруднение в громкой речи: где и почему возникло затруднение. На этом этапе определяются тема и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

На этом этапе можно применить приемы, приведенные ниже. Данные приемынаправлены на организацию индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Они позволяют выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.

Способ «Блиц»

Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.

Способ «Определи логическую связь»

Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.

Способ «Мы шагаем»

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

Способ «Видеозарисовка»

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.

Способ «Черный ящик»

По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.

Способ «Волшебная коробка»

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Следующий этап - постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Пример из опыта работы:

4 класс. Тема: «Типы текстов» Постановка новой учебной задачи

1) Ситуация интеллектуального конфликта (разрыва).

На карточках написано:

Вчера я на берегу Колымы видела чаек. Они стаями летали над рекой. Что они только не выделывали, чтобы найти себе корм! Как ловко на лету хватали брошенные куски хлеба. С каким изяществом, едва коснувшись воды лапками, выхватывали корм из воды.

Вчера я на берегу реки видела чаек. Какие они красивые и изящные! Это серебристо-белые птицы, с головой кофейного цвета, тёмно-красным клювом и такими же лапками. Крылья у них серо-бурые с белыми концами. Голосистые, легкокрылые чайки оживляют нашу реку.

Вчера я на берегу реки видела чаек. Почему чайки улетают осенью на зимовки? Может потому что замерзают реки? Ведь они улетают довольно поздно. Или потому что им нечем прокормиться зимой или от холода? А как вы думаете?

У: Прочитайте. Что можете сказать по прочитанному?

У: Кто сейчас готов уточнить тему нашего урока?

ТЕМА УРОКА: ТИПЫТЕКСТА

У: Определите типы текстов.

У: Почему оказались у вас разные мнения?

у: Мы забыли…...

2) Совместная формулировка учебной задачи.

У: Что бы вы хотели узнать по этой теме?

у: Какие признаки у повествовательного текста, текста описания, текста рассуждения? Чем отличаются? Или как определить тип текста?

Учитель фиксирует на доске УЗ: Как определить тип текста?

Этап постановки учебной задачи состоит не из одного этапа, а из нескольких:

· Ситуация успеха. На этом этапе даётся задание на отработанный уже способ, дети прекрасно справляются с ним.

· Ситуация неуспеха. Даётся такое задание, при выполнении которого и обнаруживается неумение учеников его выполнить. Сначала детям кажется, что эта задача решается тем же только что продемонстрированным способом, поэтому в ситуации успеха они принимают задачу и начинают ее активно решать. Но постепенно дети обнаруживают, что известные им средства не достигают результата, и отказываются их применять для решения задачи.

· Контроль способа. Дети ещё раз проверяют ход решения по отработанному способу и находят тот шаг в алгоритме, где и произошёл “сбой”, где способ не работает.

· Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи). В основном оно организуется постановкой задачи по схеме постановки и решения задач.

Следующий этап - «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа; Используются такие методы, как побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения.

На этапе «Первичное закрепление» проговариваются новые знания, записываются в виде опорного сигнала. На этом этапе применяются фронтальная работа, работа в парах. Используются такие средства обучения как комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием.

Следующий этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Для этого предлагается выполнить небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно и в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Завершающий этап урока - Рефлексия деятельности (итог урока) и домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Учитель ставит вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

По возможности необходимо дифференцировать домашние задания (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Такова структура урока в идеале. Но учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован. Однако урок -это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия. Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.

 

 

1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении».Москва,2013год.

2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии».Минск. «Сэр-Вит» 2013г.

3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП» М. НИИ школьных технологий. 2015г.

4.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП».М. НИИ школьных технологий. 2015г.

5. Материалы сети Интернет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: