Врачевание в период становления, зрелости и разложения




ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей и студентов

По проведению семинарских занятий по учебной дисциплине

«История медицины»

 

 

Ставрополь

УДК 614 (075.8)

БКК 51.1(2)я73

С30

 

Составитель: Максименко Л.Л.

 

Рецензенты: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Филимонов Ю.А., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФУВ, профессор Шибков Н.А.

Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины». – Ставрополь: СтГМУ, 2013. - 54 с.

Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» составлена на основе рабочих учебных программ дисциплины «История медицины» по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», утвержденных приказом Минобрнауки России №1118 от 8.11.2011 г.. Изложена история развития медицины от первобытного общества до современности. При этом большое внимание уделяется истории отечественной медицины. Предназначается для студентов всех факультетов, преподавателей вуза.

 


 

Задачи преподавания общего курса истории медицины:

1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины

2. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.

3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей

 

· Продолжительность семинарских занятий – 2 учебных часа (90 минут)

· Место проведения занятия: учебные аудитории кафедры общественного здоровья и здравоохранения

· Оснащение аудитории: портреты ученых, таблицы, альбомы, схемы

· Оснащение рабочего места студента: учебники, тетради, лекции

· Оснащение рабочего места преподавателя:

1. Методическое пособие к проведению семинарского занятия по истории медицины,

2. План занятия,

3. Слайды, фотографии, книги, другие иллюстрации.

Общий план проведения семинарских занятий

1. Вводное слово преподавателя – 10 минут

2. Заслушивание докладов – 50 минут

3. Обсуждение вопросов по теме занятия методом опроса или проведения контрольной работы, деловая игра: "Знатоки против преподавателя" – 15 минут,

4. Подведение итогов – 10 минут

5. Задание к следующему занятию – 5 минут

6. Итого: 90 минут


Занятие 1

Введение. История медицины как наука и предмет преподавания (3 часа).

 

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература

План

1. Определение истории медицины как науки, ее цели и задачи.

2. Основные методы и принципы изучения истории медицины.

3. Периодизация, применяющаяся при изучении истории медицины.

4. Источники, позволяющие изучить прошлое медицины.

5. Знакомство с методикой проведения практических занятий, методикой написания реферата.

Основные понятия

История, цивилизация, медицина, предмет и задачи истории медицины, исторические источники, историография медицинская.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом изучения исторической науки?

2. Назовите составные части исторической науки.

3. Что такое медицина, когда она зародилась?

4. Дайте определение истории медицины как науке, назовите её цели и задачи.

5. Назовите основные методы и принципы изучения истории медицины.

6. Охарактеризуйте составные части истории медицины.

7. Какие типы цивилизаций вам известны?

8. Какая периодизация применяется при изучении истории медицины

9. Каковы источники изучения истории медицины?

10. Что такое историография, историография медицины?

11. Как возникла и развивалась учебная дисциплина «история медицины».

 

Основная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2004. – С. 10-12.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 3-37.

3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

Дополнительная литература

1. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Проф. Д.А. Балалыкина. – М.: Литтера, 2012. – С. 12-15.

2. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студентов учр. ВПО. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-53.

3. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

 

Рефераты:

 

1. Роль медицины в истории человечества.

2. Основные этапы развития медицины в контексте мировой истории.

3. Основные этапы развития медицинской историографии.

4. История медицины: возникновение и становление научной дисциплины.

Термины:

История (греч. «рассказ о прошлом») – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса, используя данные многих общественных, специальных и вспомогательных наук. Состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественной истории). Подразделяется на историю древнего мира, средних веков, новую и новейшую историю. Задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта как противоречивого и единого процесса.

Цивилизация – целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.

Медицина - (лат. medicina от лат. medicus – врачебный, лечебный, а также лат. medeor – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Современная медицина является областью научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению, сохранению и укреплению здоровья людей.

История медицины – это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний.

Врачевание – лечение, исцеление, облегчение физической боли, страдания.

Археология – (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Историография медицинская – раздел истории медицины и общей историографии, изучающий на основе анализа и обобщения опубликованных общеисторических и историко-медицинских исследований историю становления и развития самой истории медицины, а также ее разделов.

 

Тесты

1. История медицины – это наука о:

а) происхождении, развитии и современном состоянии медицины

б) закономерностях развития врачевания

в) происхождении практических медицинских навыков

г) об изучении народных средств врачевания

2. Возникновение медицины связано:

а) с появлением первого человека

б) с возникновением болезней

в) с оказанием взаимопомощи

г) с повышенным травматизмом

д) с оказанием самопомощи

3. История медицины делится на:

а) общую

б) частную

в) специальную

4. Что положено в основу периодизации истории медицины:

а) социально-экономические формации

б) достижения в области естествознания

в) специальная периодизация

г) классификация болезней

д) открытия в области медицины

5. Источниками изучения истории медицины первобытного врачевания являются:

а) предметы первобытной культуры

б) данные палеонтологии

в) данные этнографии

г) папирусы

д) наскальные рисунки

е) кино-фотодокументы

6. Служат ли произведения искусства источником изучения истории медицины?

а) да

б) нет.

7. Система медицины включает в себя:

а) учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь

б) учреждения для подготовки медицинских кадров

в) медицинскую и фармацевтическую промышленность

г) научно-исследовательские учреждения

д) органы управления

е) учреждения роспотребнадзора

8. Народная медицина в своем формировании прошла следующие этапы:

а) самопомощь

б) взаимопомощь (формирующаяся медицина)

в) семейная медицина

г) профессиональная.

9. Назовите основные черты народной медицины:

а) отсутствие разделения труда

б) практическая направленность помощи

в) опытный характер знаний

г) передача накопленных знаний через личные контакты

д) фитотерапия

10. Основными чертами традиционной медицины считаются:

а) обязательное стройное философское или философско-религиозное учение

б) тесная связь с периодом становления государственности

в) незначительное изменение в течение веков

г) наибольшая эффективность у себя на Родине

д) само и взаимопомощь

11. Основная задача медицины состоит в том, чтобы:

а) лечить больных

б) проводить карантинные мероприятия

в) изучать причины заболеваний

г) охранять здорового человека

12. Частная история медицины изучает:

а) возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин

б) биографии ученых

в) становление и развитие научных школ

г) историю медицинских учреждений

д) методологические основы истории медицины

13. Общая история медицины изучает:

а) методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох

б) важнейшие тенденции и направления в развитии медицины

в) методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера

г) вклад отдельных ученых в развитие медицины

14. Является ли общая история медицины связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе?

а) да

б) нет

15. Является ли история медицины, как предмет преподавания, научным профессиональным введением в специальность?

а) да

б) нет

16. Источниками изучения истории медицины являются:

а) письменные

б) вещественные (археологические)

в) устные (фольклорные)

г) лингвистические

д) фотодокументы

е) все верно

17. Медицинские эмблемы делятся на:

а) индивидуальные

б) частные

в) общие

г) специальные

18. К частным эмблемам медицины относятся:

а) изображение ландыша

б) флорентийский ребенок

в) пиктограммы

г) сердце на ладони

д) горящий факел

19. К общим эмблемам медицины относятся:

а) эмблемы хирургического профиля

б) эмблемы медицинских обществ

в) военно-медицинские эмблемы

г) змея, обвивающая посох

д) жезл Гермеса-Меркурия (две змеи, обвивающие посох)

20. Профессиональная медицина характеризуется:

а) обязательным философским учением

б) непосредственной передачей опыта

в) появлением законодательных актов

г) появлением эмблем и знаков отличия врача

д) появлением медико-санитарных организаций в армии

 


Занятие 2

Врачевание в период становления, зрелости и разложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: