Основные идеи педагогики сотрудничества




Советская педагогика

(1950-е - 1980-е годы)

 

Послевоенный период: 1946 – 1955 гг. –

После войнызначительное внимание обращено к образованию и культуре, появляются надежды на изменение жизни в обществе. Но этому мешают прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности Сталина, идеологическое давление на школу, репрессии свободомыслящих ученых, учителей, деятелей культуры.

В 1946-1948 гг. принимаются Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Ставится задача покончить со свободомыслием, творческой самодеятельностью в литературе, кино, музыке. Жесткой критике и гонениям подвергаются крупнейшие деятели отечественной культуры: писатели – М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, композиторы Шостакович, Прокофьев. Происходит разгром генетики и другим наукам. Начинается антисемитская кампания против «безродных космополитов». Снова ведется усиленный поиск врагов, преимущественно среди интеллигенции (отправлен в ГУЛАГ А.И. Солженицын). Внесены изменения в школьные программы по истории, литературе, биологии. Возвеличивалась роль Сталина, партии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов (С. Есенина, М. Цветаевой и др.). Искажались достижения генетики, кибернетики, информатики, которые быстро развивались за рубежом. Так закладывались основы нашего отставания в науке, технике, технологии и образовании.

Положительные изменения:

-восстановление народного хозяйства и укрепление материальной базы образования (строительство школ);

- 1948 г. – введение всеобщего обязательного семилетнего образования.

С 1956 г. - 1964 г. - период «оттепели».

XX съезд партии – разоблачение культа личности Сталина. Наблюдается определенная либерализация в обществе: реабилитация репрессированных, публикуются ранее запрещенные писатели, поэты. Приоткрывается «железный занавес» -

в 1957 г. – в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в 1958 г. – первый Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П.И. Чайковского (приезжает Ван Клиберн), приезжают зарубежные деятели культуры, наши деятели культуры выезжают за рубеж.

В системе образования:

- с 1956 г. появляется новый тип общеобразовательной школы –

школа-интернат;

- с середины 50-х гг. в школах вводится производственное обучение в сочетании с производственной практикой – требовались квалифицированные рабочие для промышленности и сельского хозяйства. Поэтому политехнизация обучения становится главной в развитии школьного образования.

В связи с политикой догоняющей модернизации («догнать и перегнать Америку», укрепление ВПК) осуществлялась технократическая деформация образования в сторону математических, естественных наук и производственного обучения (гуманитарные и общественные науки – идеологизированы и политизированы).

На XX съезде партии (всё регламентировалось сверху) указывалось на необходимость преодоления отрыва обучения от жизни, поэтому необходимо приобщать учащихся к труду на предприятиях, колхозах, в школьных мастерских. Задача школы – ориентация выпускников на рабочие профессии.

1958 г. – реформа школы. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»:

- введение обязательного 8-милетнего образования,

- типы средних учебных заведений: вечерние школы, средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением (11 лет), техникумы,

- унификация системы профессионально-технического образования:

профессионально-техническое училище – 2-3 года (ПТУ), среднее профессионально-техническое училище – 4 года (СПТУ).

В конце 50-х гг. в школах вводится новый предмет – обществоведение (А.М. Лушников один из разработчиков). Начинается конкурсный прием в вузы (кол-во поступающих превысил план приема).

Организуются школы с продленным днем (1-8 классы). Появляется новая форма высшего образования – завод-ВТУЗ. Развивается заочное и вечернее высшее образование. В 1964 г. возврат к 10-ти летнему школьному образованию.

Однако идеологическое воздействие партийно-государственных органов на образование и педагогическую науку являлось неотъемлемой чертой советской политики этого периода. Свидетельством тому служит Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии (октябрь, 1961), в которой были определены основные задачи в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры. Как и в прошлые эпохи российской истории отечественного образования, государственная власть единолично определяла направление развития просвещения и являлась главным инициатором и проводником образовательных реформ. В соответствии с этим на XXII съезде были обозначены следующие направления коммунистического воспитания, которые легли в основу теории и практики советской педагогики:

1) формирование научного, т. е. материалистического мировоззрения на основе марксизма-ленинизма;

2) трудовое воспитание – развитие коммунистического отношения к труду – труд на благо общества;

3) утверждение коммунистической морали на основе морального кодекса строителя коммунизма, который представлял собой своеобразную контаминацию (лат. contamination – смешение, слияние) идеологических постулатов вроде: «преданность делу коммунизма», «непримиримость к врагам коммунизма» и христианской этики – «кто не работает, тот не ест», «каждый за всех, все за одного», «человек человеку – друг, товарищ и брат»;

4) развитие пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма – «братская солидарность с трудящимися всех стран» в противоположность «реакционной идеологии буржуазного национализма, расизма и космополитизма»;

5) всестороннее и гармоническое развитие личности, за основу данной декларации был взят идеал воспитания в античности с идейно-коммунистической корректировкой;

6) преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей – борьба с проявлениями буржуазной идеологии и морали, остатками частнособственнической психологии и религиозных предрассудков (научно-атеистическая пропаганда);

7) разоблачение буржуазной идеологии, включающее систематическую пропаганду преимущества социализма и коммунизма перед капиталистической системой.

Следовательно, одним из главных средств коммунистического воспитания «нового человека» должна была стать пропаганда советско-социалистического настоящего и «светлого коммунистического будущего». Для действенности пропаганды и реализации задач коммунистического воспитания необходимо было сделать общество закрытым для влияния извне, информацию – дозированной и «вооружить учащихся прочными знаниями основ наук» с опорой на память.

 

В конце 50-х - 60-х гг. яркими представителями педагогической науки и практики были В.А. Сухомлинский и Леонид Владимирович Занков. Олицетворением педагогического творчества был педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. «Педагогика духовности» талантливого учителя Павлышской средней школы основывалась на приоритете общечеловеческих ценностей, на гармоничном сочетании культурных традиций и инноваций, воспитания и обучения – воспитания гражданина и духовно-нравственного человека. Главными направлениями воспитания у В.А. Сухомлинского были нравственное и эстетическое. Обучение сочеталось с трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и на приусадебном школьном участке. Главными педагогическими средствами он считал – познание личности ребенка, развитие его индивидуальности, слово, общение детей с природой и друг с другом. Его деятельность носила социально-педагогический характер.

Он считал, что «если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Никакая математика, никакие счетные машины не могут измерить наши потери, понесенные из-за равнодушного отношения к моральному (нравственному) воспитанию молодого поколения» («Письма к сыну»).

Л.В. Занков в 1957 г. в Москве создал экспериментальную лабораторию по проблемам дидактики. Он предложил оригинальную и эффективную систему обучения на высоком уровне трудности и прохождения учебного материала быстрым темпом.

В 70-80-е годы появляются новые направления в дидактике и методике – проблемное и развивающее обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), разрабатываются идеи системного и комплексного подхода к воспитанию и обучению, исследуются социально-педагогические проблемы (Л.И. Новикова, В.Д. Семенов).

В эти годы формируется содружество учителей-практиков (педагогов-новаторов), создавших оригинальные и самостоятельные теоретико-эмпирические системы обучения, основанные на идее развития творческой активности личности ребенка в учебно-воспитательном процессе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин).

Это содружество учителей получило название «педагогика сотрудничества» (учителей, учителей и учащихся, родителей).

 

 

Основные идеи педагогики сотрудничества

- учение без принуждения, трудной цели, опережения, крупных блоков, соответствия форм деятельности ее содержанию, новых форм контроля и оценки (опорные сигналы, безотметочное обучение, общественные смотры знаний), идея самоанализа, коллективного творческого самоуправления, содружества с родителями.

Появляются авторские школы (В.А. Караковский, Е.А. Ямбург, А.Н. Тубельский и др.), их задачи: развитие личности ребенка, научное обоснование школы как образовательной системы, связь школы с окружающей средой, межвозрастное сотрудничество в рамках общешкольного коллектива и др. В 80-х гг. начинается возрождение социальной педагогики, как педагогики среды (В.Д. Семенов).

Однако в целом в официальной педагогике осуществлялась частичная модификация системы образования, она нуждалась в качественной перестройке.

 

Школьная реформа 1984 г.

- обучение детей с 6-ти летнего возраста,

- 11-летняя средняя школа,

- введение компьютерной грамотности,

- идея всеобщего профессионального образования…

Реформа «забуксовала». С 1985 г. начинается период «перестройки, гласности, демократии» – направление на новое политическое мышление.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: