Бронхиальная астма.
Бронхиальная астма – инфекционно-аллергическое заболевание, сопровождающееся приступами тяжелого удушья, в результате спазма мелких бронхов. При этом затруднен выдох.
Бронхиальная астма поддерживается многие годы, при этом патологические изменения в организме больных детей постепенно нарастает. Бронхиальная астма может протекать без выраженных приступов удушья, но бронхиты возникают с затяжным течением, плохо поддающиеся лечению.
Этиология:
Ø Многократно повторяющиеся инфекции органов дыхания – респираторные заболевания, бронхиты, пневмонии.
Ø Аллергены, проникающие через стенку бронхов.
Ø Аллергены экзогенной природы – цветная пыльца, домашняя пыль, красители.
Ø Аллергены пищевых продуктов, содержащихся в коровьем молоке, рыбе, злаках, клубнике, шоколаде, лекарственных веществ.
Ø Наследственная предрасположенность.
Патогенез: бронхиальная астма при ее атонической форме связан с аллергическими реакциями немедленного типа. Из наследственной повышенной проницаемости тканевых барьеров и чувствительность бронхов при повторных инфекциях дыхательных путей развивается инфекционная аллергия, которая может протекать по типу как немедленной, так и замедленной гиперчувствительности.
Клиника:
─ Типичным для бронхиальной астмы является приступ удушья.
─ Затруднен выдох.
─ Грудная клетка расширена и приподнята.
─ В дыхании участвуют вспомогательные мышцы.
─ Дыхание шумное.
─ Пульс учащенный.
─ Сухой мучительный кашель.
Несколько вариантов течения бронхиальной астмы:
─ астматический бронхит – у детей раннего возраста,
─ аллергическая пневмония, протекающая систематическим синдромом,
─ астматическое дыхание не заканчивается приступов, а держится несколько дней.
Лечение комплексное:
─ строго учитывать индивидуальные особенности ребенка,
─ период заболевания,
─ характер изменения дыхательной системы.
Лечение направлено:
─ на устранение нарушения бронхопроводимости,
─ нормализацию аппарата внешнего дыхания,
─ нормализацию нервной системы.
Специальные задачи:
─ снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов,
─ уменьшение отечности слизистой оболочки.
Лечить бронхиальную астму трудно. Лечение только комплексное. Наилучший эффект оказывают длительные применения гимнастики специальной. Лечебная гимнастика помогает снять очаг возбуждения и устранить нормальные взаимосвязи с внутренними органами.
Применяют специальные дыхательные упражнения:
─ с удлинением выдохом,
─ произношением шипящих и свистящих звуков,
Они предупреждают:
─ деформацию грудной клетки,
─ деформации позвоночника,
─ развитие эмфиземы легких,
Они способствуют:
─ укреплению организма,
─ повышению сопротивляемости,
─ способствуют бодрому настроению,
─ оказывают влияние на механизмы, осуществляющие аллергическую реакцию.
При выполнении физических упражнений, с произношением шипящих, вдох проводится через нос, а выдох через рот. Учить детей вдох – выдох осуществлять только через нос.
Разнообразные упражнения с общим физиологическим воздействием: ходьба, бег, приседания, прыжки, подскоки.
Сюда же входят коррегирующие упражнения, предупреждающие и исправляющие деформацию позвоночника. Специальные упражнения – дыхательные.
Задача:
Ø формирование правильного дыхания.
Ø Тренировка выдоха.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме в возрасте 5 – 7 лет.
1. Трубач. Сидя на стуле, кисти сжать в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4 раза.
2. Каша кипит. Сидя на скамейке, одна рука на животе, другая на груди. Выпячивая живот, набирая воздух в грудь – вдох. Втягивая живот выдох. Произношение «ш-ш-ш-ш» 4 – 5 раз.
3. На турнике. Стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка перед собой. Поднять палку вверх – подняться на носки – вдох. Палку спустить назад на лопатки – выдох с произношением звука «ф-ф-ф-ф» 3 – 4 раза.
4. Партизаны. Стоя, ружья (палки в руках). Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6 – 8 шагов – выдох с произношением «ти-ш-ш-ш-ше».
5. Семафор. Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимание рук в стороны с медленным опусканием вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с-с-с» 3 – 4 раза.
6. Регулировщик. Стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р-р» 4 – 5 раз.
7. Гуси летят. Медленная ходьба по залу. На вдох руки в стороны, на выдох – руки вниз с произношением «у-у-у-у» 1 – 2 минуты.
8. Игра с перышками – дуть снизу на перышки, заставляя их лететь:
─ выдувание воздуха через стеклянные трубки,
─ выдувание воздуха в сосуд с водой,
─ надувание мыльных пузырей.
Средства ЛФК:
Ø дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-измененным выдохом (саккадированное дыхание).
Ø Дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева.
Ø Дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе.
Ø Упражнение в расслаблении.
Ø Физические упражнения для мышц грудной клетки и верхних конечностей.
Ø Массаж показан в межприступном периоде.
Ø Массаж грудной клетки – приемы вибрации и поглаживания.
Методические указания:
1. Проводить занятие индивидуально в зависимости от тяжести заболевания.
2. Исходное положение для занятий лежа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле лицом к спинке, положив голову на предплечья рук, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки.
3. Применять в занятии:
─ приемы расслабления,
─ упражнения в расслаблении,
─ дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание удлиненным выдохом,
─ звуковую гимнастику,
─ упражнения для мимической мускулатуры с усиленной артикуляцией.
4. Вибрационный и поглаживающий массаж.
5. Точечный массаж.