Просветительская деятельность педагога социального с родителями
Просветительская деятельность педагога социального с родителями может проходить через групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями.
Групповые формы работы
1. Родительские собрания — форма анализа, осмысления проблемы на основе опыта воспитания. Общешкольные родительские собрания проходят, как правило, два раза в год. На первом собрании родителей знакомят с документами, регламентирующими работу школы в предстоящем учебном году с основными направлениями ее деятельности. На заключительном собрании — выход на результаты по итогом года по всем направлениям деятельности.
Общешкольные родительские собрания школы дают возможность педагогу социальному познакомить родителей:
—с Законом Республики Беларусь от 31.05.03 № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
—Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.02 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»;
—Положением Министерства образования о профилактике курения в учреждениях образования от 27.06.03 №32-6-763/7-1;
—с работой школы по программе «Жизнь без табака» и др.
2. Родительские университеты в параллели классов — эта форма психолого-педагогического просвещения родителей, которая повышает информированность по вопросам воспитания подростков с учетом их возрастных особенностей. Программа «Родительского университета» составляется педагогами с учетом особенностей учащихся и их родителей.
3. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.
4. Пресс-конференция. Встреча родителей с администрацией школы, педагогами, психологом, педагогом социальным с целью получить ответы на волнующие вопросы. Вопросы могут быть заранее подготовлены по определенной теме, а можно задавать спонтанно.
5. Лекции — эта форма работы может быть организована через родительские собрания, конференции, семинары. Лекторы — специалисты по проблемам профилактики отклонений в поведении.
6. Психолого-педагогический консилиум — совместное обсуждение поведения ребенка с целью согласования точек зрения, действий, выработки программы решения проблемы.
7. Малый педагогический совет — родительский совет, работающий по аналогии с учительским. Его цель: привлечение родителей к решению актуальных школьных проблем.
8. Школа молодого родителя — совместная просветительская деятельность медиков и педагогов, учеба проводится как на базе медицинского учреждения, так и дошкольного учреждения и школы. Цель данной работы состоит в педагогической и социально-психологической подготовке родителей к воспитанию будущих детей.
9. Родительский клуб «Моя семья» — организация просвещения по запросам родителей, организация досуга клубного заседания. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Презентация опыта семейного воспитания.
10. Круглый стол — дискуссионная форма общения, цель которой — достижение взаимопонимания, педагогического согласия по проблеме.
11. Педагогический практикум. Цель: осмысление опыта родителей посредством обсуждения конкретных реальных воспитательных ситуаций.
12. Групповая консультация (1 раз в два месяца с семьями, имеющими идентичные проблемы).
Например:
•«В семье — первоклассники».
•«Особенности поло-ролевых отношений подростка».
•«Особенности воспитания в неполных семьях».
•«Условия здорового образа жизни семьи».
•«Культура взаимоотношений в семье».
Индивидуальные формы работы с родителями
1. Посещение учащихся на дому — эта форма требует специальной подготовки. Цели посещения семей.
•Изучить условия проживания.
•Определить микроклимат семьи.
•Выявить причины нарушения взаимоотношений семьи.
•Изучить традиции семьи в воспитании подростка и др.
2. Индивидуальная консультация —достаточно оперативная форма обсуждения и осознания проблем родителями.
Тематика:
•«Социальные последствия пьянства».
•«Наркотики и подросток».
• «Межличностные отношения в семье — какие они?»
• «Формирование психолого-педагогической культуры семьи».
• «Активные методы взаимодействия с семьей».
3. Обмен опытом. Может происходить постоянно как компонент любой формы педагогического общения.
4. Родительский вестник. Издание, периодически выходящее в рамках школы, освещающее проблемы развития, обучения, семейного воспитания.
Формы и методы работы