ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НОВОСИБИРСКА




Е.Е. Мельникова

(Специалист по работе с молодежью МБУ «Молодежный центр Мир молодежи», Советского района г. Новосибирска, аспирант Института Водных и экологических Проблем СО РАН, г. Барнаул)

ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НОВОСИБИРСКА

В статье рассказывается о возможностях развития научного-познавательного туризма как экологичного вида отдыха и досуга, способствующего просвещению молодежи относительно природных и историко-культурных объектов Новосибирской области. Обосновывается социально-патриотическое значение такого туризма, использование его в комплексе с информационной работой.

Научный туризм, научно-познавательный туризм, экологический туризм, экосистемы, Новосибирская область

В последнее время, в связи с возрастающим давлением на биосферу планеты и природные экосистемы, возникла необходимость в использовании новых экологических видов туризма и природопользования. Актуальным, при этом, является просвещение молодежи относительно важности сохранения целостности нашей природной среды и знакомства с историко-культурным наследием геопространства территории, на которой мы проживаем (НСО).

3. Новосибирская область – удивительная географическая область, обладающая уникальными природно-климатическими условиями, геологическим и биологическим ресурсным потенциалом, богатым культурно-историческим наследием.

В регионе находятся уникальные природные объекты, такие как Барсуковская пещера, Бердские скалы, Буготакские сопки и др; археологические памятники: Умревинский острог, комплекс памятников у села Быстровка, Сопка-2, стоянка палеолита "Волчья грива" и др.[1; 2]

4. В отношении туристско-рекреационного использования природных и историко-культурных объектов, наряду с экологическим туризмом, наиболее оптимальным и наименее дигрессивным является научный (научно-познавательный). В научном туризме, объектами посещения (изучения) являются природные территории, памятники археологии, явления и процессы, представляющие научно-познавательный или научно-исследовательский интерес. Условно их можно разделить на следующие группы: геологические, археологические, ботанические, зоологические, историко-этнические.

5.Экологический туризм это путешествия в нетронутые антропогенным воздействием природные территории с целью получить представление о природных особенностях местности, не нарушая целостности экосистем.

6.По результатам предварительного опроса проведенного этой весной в соцсети ВКонтакте, подавляющее большинство опрошенной молодежи плохо знакомо с культурным наследие своего региона. В ходе аналогичного социологического опроса (2010-2012 гг.) в соседнем Алтайском регионе, установлено, что данная проблема также имеет место быть.Одновременно с этим, была замечена отрицательная тенденция неуважительного отношения к культурным и природным объектам (выбрасывание мусора, порча и разрисовывание уникальных объектов, петроглифов, пещер, скал; уничтожение флоры и фауны среды, в которой расположен объект). Более всего ситуация осложнена тем, что подобное поведение можно наблюдать у взрослого поколения от 30 лет, которое должно являться примером для подрастающего поколения. Большое количество опрошенных ответили, что плохо знакомы с культурным наследием, но желают узнать больше.

7.В этой связи, возникла необходимость создать проект, который будет направлен на всестороннее просвещение молодежи (в оффлайн и онлайн полях). 8.Идея создать такое направление возникла еще в 2009 году во время экспедиции на Алтае в составе группы школьников, когда для помощи в работах пришлось привлечь учащихся СОШ. Оказалось, что школьники крайне заинтересованы в активном участие в научно-исследовательских работах, в получении новых данных об объекте посещения (изучения). Впоследствии, в 2010 году, был создан сайт, группа ВКонтакте, в летнее время происходили научно-исследовательские выезды на природу для всех желающих.
9. В результате удалось получить полезный опыт проведения таких мероприятий, а участвующим познакомиться с уникальными объектами региона. Проект представлялся на региональных и международных туристических выставках и перешел на новый уровень, когда в нем приняли участие иностранные студенты из Германии, Казахстана, Латвии. Это говорит о том, что наше культурное наследие интересует не только молодежь нашего региона, но и далеко за его пределами, привлекая туристов, развивая туристскую сферу и инфраструктуру. Конечно, такие выезды должны происходить организованно, небольшими группами, под контролем специалиста хорошо знающего специфику организации таких туров (выездов), все природные и историко-культурные (в т.ч. археологические объекты), особенности флоры и фауны региона посещения.

11.Сейчас данное направление работы продолжается на территории Новосибирской области и реализуется в «Молодежном центре «Мир-молодежи» Советского района г. Новосибирска, называется проект «ЭКОпространство». Он нацелен на духовно-нравственное и экологическое воспитание молодежи через виртуальное и прямое взаимодействие с природной средой и культурным геопространством региона.

В рамках мероприятия в 2017 году запланировано проведение фотоконкурса «Уникальные объекты Новосибирской области» (03-15 апреля), летний эко-выезд на объекты Новосибирской области и Алтайского региона (25 июня, 1 июля), осенняя презентация видеоролика, совмещённого с выставкой фоторабот и подведением итогов реализации проекта. После 2017 года работа по патриотическому и эколого-культурному просвещению молодежи будет продолжена, пока не ясно, в каком формате, результаты работы этого года покажут..

В заключении отметим, что научно-познавательный туризм является не только экологичным видом, так как имеет строгую системность и научный контроль за его развитием, но и позволяет туристам формировать экологическую культуру, получая новые знания и опыт во время посещения или изучения объектов (территории или природных процессов).

Таким образом, через развитие экологической культуры и духовно-нравственного отношения к природной и культурной среде, мы воспитываем гражданина-патриота уважающего свою Родину, её историю и культуру.

 

 

Научный руководитель – д-р. техн. наук.

А.Н. Романов

 

Библиографический список:

1. Буготакские сопки — памятник природы Новосибирской области. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — 16 с. ISBN 5-7007-0146-4.

2. Зенин В. Н. Геоархеологическое местонахождение Волчья Грива. Поздний палеолит Западно-Сибирской равнины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: