Логика научного исследования




Реферат по дисциплине

«Основы научных исследований и инновационной деятельности»

На тему

«Структура и классификация наук »

Выполнил:

студент гр. 14-ТНГз

Шахбулатов Э. А.

Проверил:

Проф. Липский В. П.

 

Новополоцк 2017

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………3 стр.

2. Структура и классификация наук ……………………………...4 стр.

3. Классификация отраслей ………………………………………...5стр.

4. Общественные науки ……………………………………………..6стр.

5. Методология ………………………………………………………7стр.

6. Логика научного исследования ………………………………....10стр.

7. Номенклатура научных специальностей ………………….....12стр.

8. Список литературы …………………………………………….13стр.


Введение

Наука как система знаний имеет специфическую структуру, включающую ряд элементов.

Главным составным элементом науки, ее системообразующим звеном являются научные законы, которые должны соответствовать законам объективного мира, быть их более или менее точным отражением. Поэтому научная мысль развивается не случайными скачками, а подчиняется определенным законам логики.


Структура и классификация наук

Сочетание естественных законов и закономерностей с экономическими законами находит отражение в законе планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Так, выполнение долговременной программы мелиорации и повышения эффективности использования мелиорированных земель до 2000 г. зависит от действия не только экономических законов, но и законов земледелия и растениеводства. К ним, в частности, относятся законы: равнозначности и незаменимости процессов жизни растений, ограничивающего фактора, оптимума, возврата, плодосмены и др. Сущность закона равнозначности и незаменимости процессов жизни растений состоит в том, что нельзя один необходимый для растений фактор (вода, тепло, свет) заменить другим. Закон ограничивающего фактора заключается в том, что уровень урожайности всегда определяется фактором, находящимся в минимуме, и сколько бы не возрастала величина других факторов, повышения урожайности не будет. Закон оптимума состоит в выявлении наиболее рационального соотношения между влагой и питательными веществами, что создает условия для полного развития растений. Согласно закону возврата, растения на вегетационный период потребляют из почвы питательные вещества, которые затем необходимо восполнить в почве. Закон плодосмены заключается в чередовании культур на полях в пространстве и во времени, то есть в соблюдении севооборота.

Важным структурным элементом любой науки являются специфические категории – наиболее общие понятия, отражающие особенности ее предмета, содержания и метода. Они являются незаменимым средством исследования и систематизации материала (категории товара и стоимости, владения собственностью в политэкономии; двойственности отражения и балансового обобщения хозяйственных процессов в бухгалтерском учете; индексов в статистике).

Кроме того, в науке различают такие элементы, как принципы, постулаты, правила.

Принципы тесно связаны с законами. Они специально создаются в процессе систематизации знаний, но в отличие от законов объективно в природе не существуют. Принципы могут выступать в форме постулатов, то есть предварительных предположений, которые служат основой для крупных теоретических обобщений в науке.

Согласно государственному Рубрикатору научно-технической информации, который представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знаний, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации, все отрасли знаний подразделяются на:

- общественные науки;

- естественные и точные науки;

- технические и прикладные науки, отрасли экономики;

- общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы).

 

Классификация отраслей

В свою очередь каждая отрасль знаний подразделяется на свою дальнейшую классификацию, которая имеет несколько условный признак классификации.

Так, в “Общественные науки” включаются: 1) общественные науки в целом; 2) философия; 3) история и исторические науки; 4) социология; 5) демография; 6) экономика и экономические науки; 7) государство и право и юридические науки; 8) политика и политические науки; 9) науковедение; 10) культура; 11) народное образование и педагогика; 12) психология; 13) языкознание; 14) литература, литературоведение и народное поэтическое творчество; 15) искусство и искусствоведение; 16) массовая коммуникация, журналистика, средства массовой информации; 17) информатика; 18) религия и атеизм: 19) комплексное изучение отдельных стран и регионов; 20) комплексные проблемы общественных наук.

Согласно рубрикации (ГНТИ) “Естественные и точные науки” классифицируются следующим образом: 1) математика; 2) кибернетика; 3) физика; 4) механика; 5) химия; 6) биология; 7) геодезия и картография; 8) геофизика; 9) геология; 10) география; 11) астрономия; 12) общие и комплексные проблемы естественных и точных наук.

Рубрикация “Технические и прикладные науки. Отрасли зкономики” имеет свои разделительные границы, в частности эта классификация подразумевает деление: 1) энергетика; 2) электротехника; 3) электроника и радиотехника; 4) связь; 5) автоматика и телемеханика; 6) вычислительная техника; 7) горное дело; 8) металлургия; 9) машиностроение; 10) ядерная техника; 11) приборостроение; 12) полиграфия, репрография, фотокинотехника; 13) химическая технология; химическая промышленность; 14) био-технология; 15) легкая промышленность; 16) пищевая промышленность; 17) лесная и деревообрабатывающая промышленность; 18) строительство и архитектура; 19) сельское и лесное хозяйство; 20) рыбное хозяйство; 21) водное хозяйство; 22) внутренняя торговля, туристическое и экскурсионное обслуживание; 23) внешняя торговля; 24) транспорт; 25) жилищно-коммунальное хозяйство; 26) домоводство и бытовое обслуживание; 27) медицина и здравоохранение; 28) физическая культура и спорт; 29) военное дело; 30) прочие отрасли народного хозяйства; 31) общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики.

“Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы)” имеют несколько обособленную классификацию, в частности: 1) организация и управление; 2) статистика; 3) стандартизация; 4) патентное дело, изобретательство и рационализаторство; 5) охрана труда; 6) охрана окружающей среды и экология человека; 7) космические исследования; 8) метрология.


 

Общественные науки

Изучая раздел “Общественные науки” и, в частности, подраздел ”Экономика и экономические науки”, можно увидеть, что данный подраздел имеет свою обособленную классификацию, которая систематизирует различные направления в данной отрасли знаний в некоторую структурную определенность. В частности, данный подраздел имеет следующую рубрикацию.

1. Общие вопросы экономических наук, которые в свою очередь подразделяются на: материалы общего характера; философские вопросы и методология экономических наук; современное состояние экономических наук; научные общества, съезды, конгрессы, симпозиумы в области экономических наук; международное сотрудничество в области экономических наук; организация научно-исследовательской работы в области экономических наук; информационная деятельность в области экономических наук; терминология в области экономических наук; пропаганда и популяризация экономических знаний; преподавание экономических наук; кадры экономистов.

2. Политическая экономия: общие вопросы; предмет и метод политической экономии; макроэкономика; микроэкономика; экономические законы и категории; отдельные проблемы политической экономии.

3. История экономической мысли: всеобщая история экономической мысли; история экономической мысли отдельных стран.

4. Наука управления экономикой. Учетно-экономические науки: общие вопросы; экономическая кибернетика; экономическая информация; учет; экономическая статистика; экономический анализ; экономико-математические методы и модели.

5. Экономическая география: общие вопросы; экономическая география мира; экономическая география отдельных стран.

6. Экономическая история: общие вопросы экономической истории; всеобщая экономическая история; экономическая история отдельных стран.

7. Мировая экономика, международные экономические отношения: общие вопросы; природные ресурсы; экономическое положение, экономическое развитие и рост; общественно-экономическая структура хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; управление экономикой, экономическое планирование, экономическое прогнозирование; экономическое стимулирование; международные экономические отношения, международные организации; экономическая эффективность производства; национальное богатство.

8. Территориальная структура экономики. Пространственная (региональная) экономика: общие вопросы; размещение производительных сил; расселение населения; географическая демография; экономическое районирование и экономические районы; территориально-производственные комплексы, промышленные центры; урбанизация, экономика городов.

9. Отраслевая структура экономики. Отраслевые и специальные экономические науки: общие вопросы; экономика промышленности; экономика строительства; экономика сельского хозяйства; экономика транспорта; экономика связи; экономика торговли; экономика материально-технического снабжения; финансы, денежное обращение и кредит, банковское дело; цены и ценообразование; экономика непроизводственной сферы; экономика культуры; экономика образования; экономика здравоохранения; экономика сферы обслуживания; экономика спорта; экономика туризма; экономика водного хозяйства; экономика охраны окружающей среды; рекреационная экономика; военная экономика; экономика труда.

10. Экономические проблемы организации и управления экономикой страны: организация и структура отраслей экономики; внутриотраслевые и межотраслевые экономические связи; размещение предприятий; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование предприятий; аграрно-промышленная интеграция; управление, планирование, программирование и прогнозирование отраслей экономики; организация производства; технико-экономическое нормирование; производственные фонды, основные и оборотные фонды, оборотные средства, основной и оборотный капитал; производственные мощности; капиталовложения; финансы, финансирование и кредитование, налоги и платежи в бюджет; хозрасчет, экономическое стимулирование; себестоимость, издержки производства; прибыль, рентабельность, цены; промышленная продукция, материалоемкость, фондоемкость и трудоемкость продукции; сбыт продукции; экономическая эффективность производства, фондоотдача; организация труда; производительность труда; оплата труда, заработная плата; учет и отчетность, анализ экономической деятельности.

11. Экономика и организация предприятия. Управление предприятием: здесь рассматриваются общие и теоретические вопросы.

12. Экономика отдельных стран.


 

Методология

Методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

· учение об исхоцных основах (принципах) познания;

· учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить псдлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего исследования.

Главной задачей метоцологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.

Следовательно, методология науки изучает те мет0ды, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект метадологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает метоцологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический - метоцологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

· методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);

· метоцологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);

· методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

 

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Кажцая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования _- это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), соцержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

 

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения мет0дологии в научном исследовании:

· постановка проблемы;

· построение предмета исследования;

· создание научной теории;

· проверка истинности теории путем обращения к практике;

· использование данной теории для создания других теорий;

· интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.

 

Логика научного исследования

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

· быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой

сбивчивости;

· быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних

противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где

они необходимы;

· быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но

и указывать на те основания, по которым она с необходимостью должна быть признана истинной.

 

Логика (греч. 1030$ - речь, мысль, разум) - наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:

· выявление условий достижения истинных знаний;

· изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

· выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

· интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

· логическое (аналитическое) - связано с анализом действий;

· практическое - связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;

· теоретическое - направлено на открытие законов, свойств объекта.

 

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления - это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.

 

Логические законы действуют независимо от воли и желания люцей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

 

· закон тождества;

· О закон противоречия;

· закон исключенного третьего;

· закон достаточного основания.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: