ФРАГМЕНТ УРОКА.
Автор: М.И. Моро, С.И. Волкова
УМК: «Школа России»
Тема: «Изучение приёмов сложения для случаев вида: 36+2 и 36+20».
Цель: познакомиться с приёмом вычислений вида 36+2 и 36+20.
Задачи: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, умение работать в группе, совершенствовать умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Сегодня у нас необычный урок. мы отправляемся в путешествие. А чтобы узнать куда мы отправимся- отгадайте загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
(Зоопарк.)
На уроке мы отправимся в зоопарк.
- Что же такое зоопарк? Для чего создаются зоопарки?
Первый в мире зоопарк был открыт в Париже в 1793 г. Это был известный «Жардин де Планте». В нём были животные, музей и ботанический сад.
Чтобы попасть нам в зоопарк, необходимо купить билет. Но билетов на наш класс не хватило, нам дали сертификат. Но для того, чтобы его получить, нам нужно выполнить задания.
Итак, задание №1. (повторение разрядного состава двузначных чисел)
Ваша задача представить в виде суммы разрядных слагаемых числа. Будем подчеркивать десятки синим цветом, а единицы красным цветом. Давайте разберем первое число вместе, а дальше вы поработаете самостоятельно.
-Сумма разрядных слагаемых числа 18? Сколько десятков и единиц содержится в числе 18? (1 десяток и 8 отдельных единиц)
- Сколько всего единиц в 1 десятке? (10)
-Сколько отдельных единиц? (8)
- Как подчеркиваем? (1 десяток синим цветом, 8 единиц красным цветом)
- А теперь сами запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых.
*Дети самостоятельно выполняют задание, затем все вместе проверяем*
Задание №2.
Ребята, давайте поработаем устно. Назовите числа, в которых:
4 дес. и 2 ед.=? 5 дес. и 7 ед.=? 9 ед. и 5 дес.=?
3 ед. и 8 дес.=? 7 дес. и 5 ед.=? 2 дес. и 4 ед.=?
Молодцы, ребята. Вот мы и получили сертификат на наш класс. Давайте начнём прогулку по нашему зоопарку.
Вот перед нами первая клетка. В ней сидит крокодил. А вы знаете, что крокодилы живут 100 лет. Самый длинный крокодил достигал длины 7 метров, а вес его был 450 кг.. В нашем зоопарке крокодил образованный. Он хочет проверить, как хорошо вы знаете математику.
Вот и первое задание от крокодила(Направлены на знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки)
Посмотрите на выражения, запишите их рационально, т.е. удобно и вычислите.
1+17=? (17+1) 4+10=? (10+4)
2+9=? (9+2) 3+16=? (16+3)
Проверка и оценка первых 3 человек, сделавших первыми.
Проверка фронтально. Один ученик читает свой вариант, класс анализирует, получилось ли вычислить рационально. Самооценка.
У кого получилось выполнить рационально?
Что мы делали с числами, чтобы удобнее было посчитать?(перемещали, меняли местами) А кто помнит, как называется закон сложения, который мы применяли при вычислении? (переместительный).
Задание №2.
Поставьте скобки так, чтобы получилась запись сочетательного свойства сложения:
47+8+2= … 47+(8+2)=
6+4+29=… (6+4)+29=
37+9+1=… 37+(9+1)=
Молодцы, ребята, крокодил вами очень доволен!
Мы отправляемся ко второй клетке. А там...тигр!
Этот зверь ударом лапы может убить лошадь, может делать пятиметровые прыжки, прекрасно плавает, а чтобы насытиться ему надо 30-50 кг мяса.
А чтобы узнать, какое качество в людях больше всего ценит крокодил, предлагаю вам вычислить значения выражений, записать ответы в табличку в порядке возрастания.(знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20)
Вычислив значения выражений, дети получают слово «толерантность».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
Ребята, вот перед нами следующая клетка. Но она закрыта на замок. Чтобы её открыть, мы должны узнать что-то новое на сегодняшнем уроке. Вы готовы к новым открытиям?
*На столах у детей пучки палочек(по 10) и палочки россыпью*
-Отложим на палочках число 27(Дети откладывают 2 десятка, 7 единиц)
-А сейчас прибавьте к вашему числу 27 число 2(добавляют палочки)
-Куда вы положили 2 палочки, к пучкам или палочкам россыпью?(К палочкам россыпью)
-Пучки палочек-это …(десятки)
-Палочки россыпью-это…(единицы)
-Число 2-это…(единицы)
-Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы)
-Давайте выполним эту операцию на числах:
27+2=20+7+2=20+9=29
20 7
-Какой можно сделать вывод?(Единицы складываются с единицами)
- Отложите на палочках число 27. Прибавьте к нему 20.
-20-это…(2 десятка, 2 пучка)
-Куда будете класть, к пучкам или к палочкам россыпью?(К пучкам)
-Или говоря математическими терминами…(2 десятка прибавили к 2 десяткам)
-Выполним эту операцию на числах.
27+20=20+7+20=40+7=47
20 7
-Какой можно сделать вывод?(Десятки складывают с десятками)
-Интересно, правы ли мы? Чтобы это проверить, откройте наш учебник на стр.58 и внимательно изучите.
М2М ч.1 стр.58
-Какое правило выведено в учебнике? (Единицы складывают с единицами, десятки складывают с десятками).
-А какой вывод сделали мы?(такой же)
- Давайте выполним вычисления при помощи алгоритма:
Заменяю...
Удобнее
Получаю…
Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. Делаем вывод, что к единицам прибавляют единицы.
С помощью алгоритма попробуем решить выражения вида 36+20 4.
· Заменяю...
· Удобнее
· Получаю…
Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 8 = 58. Вычислим удобным способом, к десяткам прибавляем десятки, затем прибавляем единицы. Делаем вывод, что десятки прибавляем к десяткам.
-Молодцы, ребята, замок на клетке открылся. Там медведь!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Ну, вот перед нами последняя клетка. Давайте же узнаем, кто сидит в этой клетке.
Скажите мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)
А знаете, что пингвины могут находиться под водой до 30 минут. И половину своей жизни эти птицы проводят в воде. Королевские пингвины самые лучшие ныряльщики. За рыбой и другой пищей они ныряют на глубину 100 метров, а иногда даже до 500 метров. При этом для такого глубоководного погружения пингвины часто глотают небольшие камни.
И пингвин у нас не с пустыми руками. У него тоже есть задание.
Выполним №1 из нашего учебника. Работаем устно с подробным проговариванием. В задании числа уже разложены на сумму разрядных слагаемых. Это вам поможет.
В №2 письменно выполните вычисления с объяснением. Первые два столбика разберём все вместе, кто-то из вас выйдет к доске, а после два столбика выполните самостоятельно.
Ребята, наше путешествие по зоопарку подходит к концу. Итак, давайте же вспомним, кого же мы видели сегодня в зоопарке? Какие задания мы выполняли? Что было затруднительно?