Средневековая арабская медицина




Ме­ди­ци­на как об­ласть прак­ти­чес­ких зна­ний, вы­со­ко це­ни­лась в му­суль­ман­ском ми­ре. Услу­га­ми вра­чей-ино­вер­цев му­суль­ман­ские пра­ви­те­ли поль­зо­ва­лись и в Да­мас­ке, и в Баг­да­де, и в дру­гих цент­рах. Ме­ди­цин­ские со­чи­не­ния пе­ре­во­ди­ли осо­бен­но охот­но. Толь­ко от ран­не­го пе­ри­о­да из­вест­ны име­на 131 вра­ча, из ко­то­рых мно­гие вы­сту­па­ют как ав­то­ры со­чи­не­ний, ци­ти­ру­е­мых или со­хра­нив­ших­ся в ру­ко­пи­сях. Боль­шой по­пу­ляр­ностью поль­зо­ва­лись пе­ре­во­ды Га­ле­на и Гип­по­кра­та (или псев­до­э­пи­гра­фы под их име­на­ми), тру­ды вра­чей и пе­ре­вод­чи­ков IX в.Пер­вым круп­ным уче­ным, ко­то­рый за­ни­мал­ся са­мос­то­я­тель­ной ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­той и кли­ни­чес­кой прак­ти­кой в Рее и Баг­да­де, был Абу Бакр Му­хам­мад ибн За­ка­рийа ар-Ра­зи (ум. в 925 г.). Его ме­ди­цин­ская эн­цик­ло­пе­дия «Все­объ­ем­лю­щий» (ал-Ха­ви) объ­еди­ня­ла в се­бе со­дер­жа­ние мно­гих де­сят­ков мо­но­гра­фий и трак­та­тов ан­тич­ных, ви­зан­тий­ских, ин­дий­ских, си­рий­ских, пер­сид­ских ав­то­ров, ров­но как опыт вра­чей Джун­ди­ша­пу­ра и Баг­да­да, а так­же его собст­вен­ную прак­ти­ку; ему при­над­ле­жит еще ряд мо­но­гра­фий. Впо­следст­вии про­сла­ви­лись Али ал-Мад­жу­си (X в.), Ибн Джаз­ла, Ибн Бут­лан, Ибн Си­на (XI в.) и его уче­ни­ки и ком­мен­та­то­ры, Ибн ал-Бай­тар. Да­уд ал-Мау­си­ли, Ибн ан-На­фис.Ос­нов­ные ти­пы ме­ди­цин­ских тру­дов: эн­цик­ло­пе­дии; трак­та­ты об от­дель­ных бо­лез­нях, их симп­то­мах и ле­че­нии, об об­щих свойст­вах че­ло­ве­чес­ко­го ор­га­низ­ма (тем­пе­ра­мен­тах и пр.); ал­фа­вит­ные пе­реч­ни ле­карств и сна­до­бий, трав, ма­зей; крат­кие ком­пен­дии – прак­ти­чес­кие ру­ко­водст­ва для вра­чей; ру­ко­водст­ва по на­род­ной ме­ди­ци­не, под­креп­лен­ные ссыл­ка­ми на про­ро­ка.

Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв.[1] Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.

Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (5 в.). Основной текст — «Чжудши» («Четыре основы», также Жуд-Ши, Чжуд-Ши) — составляет предмет тибетской медицины. Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.Чжудши состоит из следующих частей[2]:

  • «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»),
  • «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
  • «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
  • «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»).

Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»).

Медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а в некоторых отношениях даже превосходила современную ей медицину феодальной Европы.Наиболее развитые представления о строении человеческого те-л а на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние -майя. Большинство исследователей связывает эти познания с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись: в столице ацтеков. Теночтитлане рядом с храмом обнаружена пирамида из 62 000 человеческих черепов. (У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклассический период (с X в.) и в крайне редких случаях.)Языческие религии инков, ацтеков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших.Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, таннин, многие другие местные природные вещества. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания с множеством помещений, в вырытые под землей глубокие песчаные пещеры (культура Паракас) или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. В мифологии инков существовал особый бог — покровитель трупов— Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей (инков) выносили на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золотым и серебряным оружием. По мнению исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распространением продуктов гниения, что приводило к массовым заболеваниям.

К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Характер эпохи требовал всестороннего, энциклопедического подхода ко всем явлениям жизни и природы. Врачи занимались математикой для того, чтобы знать астрологию и понимать влияние небесных тел на здоровье человека; изучали греческий, латынь и арабский языки для чтения медицинских трактатов, книг по зоологии, ботанике и алхимии, которая добавляла новые средства к уже известным медикаментам.

Врачебное искусство было связано не только с философией и науками о природе, но также с живописью и литературой. Великие художники эпохи Возрождения — Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, П.Веронезе и многие другие иллюстрировали анатомические сочинения XVI в., «золотого века анатомии». Ф.Рабле окончил медицинский факультет в Монпелье и был известен как врач-практик. В 1523 г. он подготовил к изданию «Афоризмы» Гиппократа. Великий М.Сервантес в 1588 г. сочинил похвальный сонет в честь «Нового трактата о всех болезнях почек и мочевого пузыря». Медицинские и анатомические знания, особенно после появления книг не только на латыни, но и на других языках стали популярными в разных странах Европы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: