Резное дерево волжских изб 7 глава




В коллекции музея посуда для повседневного употребления представлена высокохудожественными образцами. Это глубокие круглые миски, шаровидные кубышки для масла, высокие корчаги для теста, кринки для молока, печные горшки, рукомои, стройные кувшины, большие кружки. Их формы просты и строги, а от внушительных объемов веет хозяйственностью и домовитостью.

Изделия скромно украшены вдавленным орнаментом и гравировкой, рельефными поясками. Края мисок, рукомоев, ваз нередко заканчиваются лепной оборкой. Яркие потечные глазури или сплошь покрывают сосуды, или только часть их поверхности. Тогда блеск поливы эффектно сочетается с цветом обожженного черепка.

Традиционное мастерство, передаваемое от деда к отцу и от отца к сыну, продолжает жить в современных изделиях Скопина. Потомственные гончары и художники-профессионалы, работающие на промысле, сохраняют в своем творчестве приемы ручной лепки, их декоративные сосуды отмечены смелой фантазией.

Как прежде, так и теперь основную часть продукции составляет бытовая посуда. Но свое умение владеть материалом, свою изобретательность скопинцы, подобно гончарам прошлого, стремятся выразить в слояшых скульптурных сосудах. Мастер Н. К. Насонова создает своеобразные композиции, в которых, следуя традиции, сочетает формы сосуда со скульптурными изображениями птиц и животных. Из шаровидного тулова словно вырастают сказочные драконы с раскрытой пастью. Они поддерживают другой шаровидный объем, переходящий в рельефное горло, по обе стороны которого изгибаются ручка и носик. Композицию завершает крышка со скульптурным изображением птицы. Но это еще не все. Вещь только тогда становится по-настоящему скопинской, когда она богато орнаментирована. Острой палочкой проводятся волнистые и прямые линии, наносится точечный узор, штампиком выполняются концентрические окружности. Традиционный орнамент обретает новые черты. Н. К. Насонова разрабатывает свой прием украшения сосудов. Она словно завершает в пластике то, что намечено в линейном орнаменте. Так, зубчатому обрамлению орнаментального пояса соответствует выступ на шаровидном тулове, а волнистой линии, охватывающей край горловины, вторит лепная оборка, оттиснутая пальцами на горле сосуда.

Используя опыт предшествующих поколений, мастера дополняют, обогащают его. Разнообразны творческие поиски гончаров Скопина - одного из самых значительных современных промыслов.

Другие центры не так широко известны. Очаги народного гончарства продолжают жить на Ярославской и Владимирской земле, в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях, в районах Калинина, Калуги, Рязани.

В основном это продукция деревенских мастеров. Их незамысловатые изделия и сейчас находят широкое применение в жизни деревни. В простой и строгой по форме посуде живет древняя культура русского гончарства. Наряду со своеобразной пластикой объемов, существуют оригинальные, чисто местные приемы украшений.

Гончарная посуда, изготовленная современными мастерами, наделена чертами своего времени. Но в ней живет творческий труд многих поколений, непрерывная преемственность традиционного мастерства - вечно живого источника гончарного искусства.

 

Набивные ткани

Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Такие ткани носили название набивных. Первоначально этим занимались иконописцы-"травщики", и только намного позднее появились специальные мастера по орнаментации тканей, резчики по дереву.

Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха.

Набойным промыслом занимались целые уезды России. Из набойки шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения и знамена, делали скатерти, пологи, занавеси, переплеты книг. Она бытовала и в крестьянском доме, и в кругу зажиточных городских слоев населения, где эта узорчатая ткань заменяла дорогие привозные шелка и бархат.

Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах.

На старинных набойках узор наносился масляными красками так называемым верховым способом. Покрытую краской доску накладывали на влажный холст и на ткапп получали оттиск узора. В XIX веке во многих уездах изготовляли кубовую набойку - ткань с белым узором на синем фоне. Эту ткань делали способом "резервирования". На белый холст наносили узор с доски, покрытой вапой, то есть смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым.

В этом виде народного искусства удачно соединилось мастерство резчиков по дереву и мастеров-набойщиков.

В Русском музее находится обширная и разнообразная коллекция набивных тканей п пабойных досок XVII-XIX веков - около 2500 экземпляров. Это собрание дает наглядное представление о набойных промыслах различных губерний.

Узоры старинных набивных тканей отличает обилие орнаментальных тем, источником которых служили растительный и животный мир, лубочные картинки, иллюстрации книг, гравюры. В узорах набойки нашла своеобразное претворение орнаментика тканей, привозимых в Россию из-за границы. Тонкое художественное чутье проявили мастера русской набойки, перерабатывая соответственно своему вкусу заимствованные декоративные формы.


Набивная ткань. XVII в.

Самыми распространенными видами орнамента набоек XVII века были геометрический и растительный. Различные двухцветные комбинации ритмично чередующихся квадратов, шашек, звездочек, пересекающихся кругов, розеток, треугольников - простейшие из композиций.

Сохранилось значительное число фрагментов набоек с узором в виде стилизованных цветов, наподобие ромашек, чередующихся в шахматном порядке с розетками на фоне черных и белых треугольников.

Мотив цветка ромашки навеян реальным миром растений; узор фона напоминает трехгранновыемчатую резьбу по дереву. Орнамент очень прост, но наряден. Узор и фон как бы дополняют и уравновешивают друг друга.

В иных случаях цветы помещены на коротком стебле и возвышаются друг над другом, выявляя внутренний ритм композиции.

Интересны двухцветные ткани с укрупненным рисунком. Композиция состоит из крупных многолепестковых цветов и ягод среди листьев и завитков. Пышность орнамента сочетается с тонкими разработками растительных форм.

Есть в набивных тканях и сюжетные композиции. Изображения людей очень редки в набойке. Тем любопытнее представленное на одном из фрагментов изображение, по-видимому, женской фигуры с поднятыми руками и фигуры на лошади. Подобные сюжеты встречаются в вышивке и ткачестве. Они связаны с языческими представлениями древних славян, обожествлявших силы природы. Изображения условны. Нарушение реальных соотношений фигур оправдано декоративной композицией рисунка. Свободное поле фона заполнено квадратами или горошинами.


Набивная ткань. XVII в.

Большинство набоек выполнено только в две-три краски, но создается впечатление богатой цветовой гаммы.

Набойка XVIII века в собрании музея представлена большим количеством фрагментов. Ткани этого времени образуют две группы: крестьянскую набойку и фабричные миткали и ситцы. Последние постепенно вытесняли набойку из обихода городских слоев населения. Происходит изменение технических приемов - замена деревянных досок досками, в которых все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Это определило специфический характер получаемых на ткани узоров - их тонкую графичность, четкость контуров, почти ювелирную прорисовку пестиков, тычинок, листьев, мелкую штриховку рисунка. Узор обретал плавность линий. Замена масляных красок заварными и накладывание их не на холст, а на хлопчатобумажную основу придавали ткани мягкость.

Усложняется рисунок тканей. Тут и крупный пышный растительный орнамент, напоминающий узоры европейских шелковых тканей, и мелкий графичный. Причудливо извиваются стебли с крупными цветами в виде гвоздик с зубчатым и волнистым контуром. Обычно узор этот выполнялся красной краской с коричневой обводкой по светлому фону. Он как бы свободно стелется по плоскости.

В другом случае по фону вьются две зеленые волнистые ветки с цветами и перистыми листьями.

Изыскан и строг подобный мотив орнамента, типичного для русских набивных тканей XVIII века.

В период распространения лубочных картинок появляются новые сюжетные композиции и мотивы украшения тканей, изображаются галантные кавалеры и дамы в костюмах петровского времени. Сохранились лишь фрагменты таких тканей, из которых, по-видимому, шили занавесы. Заимствуя образы из книжных иллюстраций и лубочных картинок, мастера выбирали и подчеркивали те элементы, которые придавали ткани большую декоративность.


Набивная ткань. XIX в. (отпечаток с доски XVII в.) Север (?)


Набивная ткань. XVIII в. с. Иваново (?)


Набивная ткань. Перв. четв. XVIII в.


Набивная ткань. XIX в. Архангельская губ

В подобной группе набоек излюбленным было изображение всадника -богатыря. Это своеобразная интерпретация в ткани лубочных изображений Бовы-Королевича или Салтан-Салтановича. Такого рода набойка поступила в музей в 1972 году от коллекционера В. Ф. Груздева. На ней запечатлен мчащийся на коне всадник с копьем в руке, готовый вступить в единоборство с врагом. Восхитительная смесь черт чуть комичного и в то же время грозного воина! Одежда всадника - камзол и короткие штаны - напоминает костюм петровского времени. Фигура лошади в движении. Изображение плоскостно, рисунок условен и смел. А надпись? Почему она читается наоборот? Вырезая ее на доске, мастер не учел приема обратного отражения рисунка на ткани. Вряд ли это можно объяснить неумением или отсутствием привычки резать буквы. По всей видимости, подражая в данном случае лубку, мастер-набойщик остается верен орнаментальным принципам в украшении ткани. Надписи, как элементу эпиграфики, не придавалось значения, она стала частью орнамента.

С конца XVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту. На протяжении всего XIX и начала XX века производство набойки кормило целые уезды. Северные губернии - Архангельская, Вологодская, Олонецкая и центральные - Ярославская, Тверская, Костромская, Нижегородская оставили нам богатое наследие местных кустарей. И до сих пор экспедиции Русского музея пополняют фонды великолепными вещами из набивных тканей.


Набойные доски. XIX в.


Набивная ткань. XVIII в.


Набивная ткань. Кон. XIX в. Мастерская П. Бочарова. Кострома

Промысел набойки в разных губерниях был отхожим или оседлым. В первом случае ходили по деревням и селам синилыцики-колотилыцики, предлагая свой товар:

Хозяюшка-матушка,

Есть ли пряжу красить,

Холсты синить,

Новины бить?

Выходите работу получить!

 

И стекался к мастеру народ со всех концов деревни: кто сдать работу, кто - получить, а кто - просто новости узнать, так как многое мог рассказать набойщик, путешествуя по деревням со своим товаром.

Набойщики побогаче имели свои мастерские и учеников, им не надо было ходить по селам и деревням. Вывешивал такой хозяин выставку-объявление: кусок заказника со всеми видами узоров, имеющихся у него в мастерской, и надписью, например:


Платок. XIX в. Ф-ка А. Баранова

Синельное завидение

Ивана Меркуловича Васильева

въ Рязани собст. домъ

Краснорядская улица.

 

Кубовая набойка обычно двухцветная; ее украшают изображения птиц, геометрические, растительные узоры в виде отдельных веточек и цветов или же сложное переплетение того и другого. Распространенный прием заполнения фона оранжевыми горошинами придает особую красочность ткани и динамичность композиции. Изображение птицы очень часто встречается в кубовых набойках XIX-XX веков.

На синем фоне ткани - повторяющееся изображение птицы с распростертыми крыльями. Оно органично вплетено в общую композицию с ветками, цветами и листьями. Заполнение свободных мест фона желтыми горошинами оживляет узор. Из подобных тканей шили сарафаны. Коллекция таких сарафанов в Русском музее пополнилась во время экспедиций в Кологривский район Костромской области.

На кубовых скатертях обычно в центре располагали крупную розетку и вьющиеся по кругу ветви с листьями и полурозетками. На одной скатерти, кроме обычного узора, симметрично размещены шесть тарелок с рыбой, вилкой, ложкой и ножом. Свободные места заполнены растительными цветочными побегами. Такой скатертью, напоминающей сказочную скатерть-самобранку, в праздник, а то и просто для радости и веселья накрывала стол хозяйка дома. В коллекции Русского музея имеется резная доска с изображениями рыбы, ножа и вилки. Возможно, с этой доски и печатали узор скатерти.

Имена мастеров - резчиков деревянных "манер" почти не сохранились, а сами доски кочевали из губернии в губернию. Тем больший интерес представляют те набойки, которые на основании документальных данных и определенных художественных особенностей самих тканей можно причислить к той или иной мастерской.

Подобные мастерские существовали в Костроме (мастерская Бочарова), в Калужской губернии (мастерская Забурдаевых), в Чухломском уезде Костромской губернии (мастерские Кирилловых, Шошина, Балашова, Самойловых).

Живописность, красочность характеризуют бочаровские набойки, графичность рисунка свойственна чухломским.

В начале XIX столетия рядом с кубовой набойкой соседствуют многокрасочные ситцы, исполнявшиеся поначалу с помощью ручной набивки. Лишь в 1830-х годах возникла возможность печатать ситцы механическим путем. Вручную набивались уже только шали и платки из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые с середины XIX века играли немаловажную роль в русском костюме.

В отделе народного искусства собрана коллекция узорных шерстяных и ситцевых платков фабрик Московской, Владимирской и Петербургской губерний. На фабриках Лабзина, Гучковых, Смирнова, Титова и других основными изделиями были ситцы и полуситцы. Художественное оформление подобных тканей было самым разнообразным: тут и традиционные мотивы народных набоек с изображением птиц, цветов, и мотивы, продиктованные веяниями новой моды, и всевозможные клетки. Но наиболее типичными в это время становятся пышные узоры из крупных и мелких стилизованных цветов. Красочная гамма разнообразна и очень насыщенна: от нежного розового до густого фиолетового.

Великолепными образцами набивных тканей XIX века являются также кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губернии. На ярко-красном фоне платков рассыпаны тюльпаны, гвоздики, розы. Они удивительны по своей многокрасочности, сочетанию крупных и мелких узоров, общей живописности орнамента.

Русские набивные ткани и сейчас восхищают нас разнообразием узоров, изобретательностью композиций, нарядными цветовыми сочетаниями, смелостью построения декоративных форм. Это богатое художественное наследие и по сей день используется советской текстильной промышленностью.

Художники изучают в музейных собраниях коллекции старинных тканей и осваивают богатые традиции искусства ручной набойки.

 

 

О крестьянской вышивке

Со словом "вышивка" обычно связано представление о вещах, снисходительно именуемых "дамским рукоделием". Действительно, этим древним искусством на Руси издавна занимались женщины всех социальных слоев. Но не они одни. К концу XIX века, когда во многих областях образовались вышивальные промыслы, чьи изделия выполнялись для продажи на потребу городским жителям, гоголевский губернатор был далеко не единственным мужчиной, занимавшимся вышиванием. В 1914 году, для демонстрации этого искусства за рубежом, в Берлин был послан Александр Васильевич Кондратов, крестьянин из деревни Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, прославленного и поныне района шитья.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле.

Но искусство шитья заключалось не только в орнаменте. Гладкий кусок полотна превращался в узорчатую поверхность, изукрашенную мелкими швами-узорами. Любой из многочисленных способов вышивки придавал ткани узорное строение и своеобразную фактуру. В одних случаях шитье исполнялось по счету нитей основы нанесением узора непосредственно на ткань. В других - часть нитей выдергивалась, перевивалась в сетку, и вышивку исполняли по этой сетке, как по канве, способом перевити или настилания узора. Шитье рассчитано на близкое рассматривание мелкоузорных разработок и заполнений деталей орнамента. Это искусство требовало внимания и усидчивости, в него вкладывалось немало народного терпения и трудолюбия.

Коллекция вышивки в Русском музее насчитывает почти десять тысяч произведений. Разными путями попали они в собрание. Народная вышивка редко служила предметом увлечения частных собирателей. Большинство произведений переместилось в фонды музея прямо из деревенских изб, где их использовали в быту или бережно хранили в сундуках в память о матери или как часть приданого. Так дождались они сотрудников научных экспедиций, которые ежегодно изучают народное искусство на местах, пополняют музеи новыми экспонатами, собирают о них важные и редко доступные в других условиях фактические сведения.

Последовательную историю развития русской вышивки представить себе невозможно: слишком отрывочны и неполны ее сохранившиеся страницы.

Древнейшие вышивки X-XIV веков известны только по мелким обрывкам, которые находят в земле археологи. По ним трудно судить о первоначальном виде произведений. К тому же они исполнены шелком и золотными нитями и найдены в знатных погребениях.

До недавнего времени народные вышивки ранее XVIII века не были известны. Случай помог открыть два уникальных произведения шитья средневековья.


Фрагмент столешника. XV-XVI вв. Север (?)

В 1957 году в Русский музей поступила икона, доски которой с тыльной стороны были оклеены рваной тряпкой. Приглядевшись, на ней можно было увидеть интересный узор: среди геометрических фигур, заполняющих основное поле ткани, стояли олени, а в узкой кайме, обрамляющей середину, чередовались человеческая фигура и зверь на задних лапах по сторонам дерева.

Несколько лет спустя похожая вышивка была обнаружена под живописью другой иконы. Старая вышитая скатерть была использована в качестве паволоки иконы - ткани, наклеиваемой на доски перед нанесением на них грунта. Представить себе ее орнамент удалось лишь с помощью рентгенограмм, снятых по частям со всей поверхности иконы. Здесь также внутри крупных клеток, заполняющих все поле ткани, расположились олени, лоси, звери и птицы; а в кайме - олени, стремительно бегущие по лесу. Обе найденные вышивки оказались очень похожими по орнаменту, приемам и материалам шитья, по стилистическим особенностям и характеру изображений. Они вышиты белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они вполне узнаваемы, хотя намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак. Линии рисунка обеих вышивок взаимозависимы и строго параллельны. Все детали связаны в единую композицию удивительным ритмом чередования фигур, соотношений фона и узора, его рельефных плотных и тонких линейных частей.


Деталь подзора. XVIII в. Вологодская губ

Датировка икон, техника шитья, характерная для этого времени, и особая осмысленность узоров позволяют отнести эти уникальные вышивки к рубежу XV и XVI веков. Орнамент найденных вышивок - не обычное украшение предметов. Лаконичная выразительность и важная роль изображений оленей, птиц, зверей придают ему особый смысл. Это своеобразные поэтические рассказы о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства. Одну из этих редчайших находок можно видеть в экспозиции Русского музея. Другая так и осталась сокрытой живописью XVI века.

К числу старинных произведений шитья относятся северные подзоры - белые узкие края простыней, на которых длинными фризами развертываются сказочные сцены. Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ соседствуют здесь с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях, подбоченившимися в пляске или выглядывающими из окошек. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов, изобразительная конкретность которых сочетается с декоративной орнаментальностью. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону - мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.


Головной убор. XVIII в. Новгородская губ


Головной убор. Нач. XIX в. Тверская губ

Подзоры - подлинные детища своего времени. По изысканности и мастерству их можно сравнить с произведениями холмогорской резной кости второй половины XVIII века. И в тех, и в других народные мастера по-своему восприняли и отразили большие стили архитектуры и прикладного искусства того времени - барокко и рококо.

Особое место среди вышитых предметов принадлежит свадебным головным уборам. Они были самой драгоценной деталью народного костюма и часто служили не одному женскому поколению крестьянской семьи. И украшали их золотным шитьем или низанием жемчугом, подражая пышному великолепию княжеских одежд.

Почти в каждой области головные уборы отличались по форме. Точно короны, увенчивали девичьи головы венцы, бытовавшие в Новгородской губернии. Изгибы шнура, унизанного небольшими зернами речного жемчуга, рождают образ стебля с пышными травами и цветами.


Женский костюм. Кон. XIX - нач. XX в. Коротоякский уезд Воронежской губ

В Тверском крае женщины носили высокий цилиндрический узор с ушками, расшитый по красному бархату золото-серебряными нитями. Густой узор почти не оставлял просветов фона. Здесь среди листьев расположились изображения двуглавых орлов и остроносых птиц. И жемчужный, и золотошвейный орнаменты исполнялись строго по форме убора, выявляя ее своеобразную красоту.

Головной убор являлся завершением многопредметного ансамбля народного костюма.

В костюме вышивка нередко сопровождалась ткачеством, набойкой и кружевом, а в Коротоякском уезде Воронежской губернии, наоборот, замещала собой все другие способы украшения одежды. Свадебный костюм здешних женщин - поразительное сочетание контрастов: строгого черного шитья на белом фоне оплечья рубахи и почти сплошь расшитой красно-оранжевой с яркими цветными вставками юбки-паневы; миниатюрного характера узора и его соединений в крупные плоскости орнамента; богатства вариантов, составляющих орнамент геометрических фигур и простоты и малочисленности исходных мотивов - полос, ромбов, клеток. И геометрический орнамент, и техника шитья "набором" подражают узорному ткачеству, гладкому ковровому характеру его фактуры.


Конец полотенца. 1900-е гг. Дмитровский уезд Орловской губ

Подавляющее большинство сохранившихся произведений русской народной вышивки датируется XIX - началом XX века. Однако сами узоры и составляющие их мотивы орнамента древнее вещей, на которых они вышиты.

Веками складывались богатства народного орнамента. Из этой огромной сокровищницы ничто не исчезало.

Изнашивались вышитые вещи, но старые узоры повторялись, перефразировались, видоизменялись, к ним добавлялись новые мотивы, а все вместе они соединялись в орнаментальных композициях, в которых со временем образовались сложные напластования тем, образов и сюжетов различного происхождения.

Почти все исторические эпохи оставили след в вышитых узорах. Когда-то, в первобытные времена, человек выражал свои понятия о мире услоdными знаками. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. С течением времени изначальный смысл этих фигур изменился, а потом и вовсе изгладился в памяти поколений. Но эти древнейшие мотивы навсегда вошли во многие орнаменты народной вышивки.


Подол рубахи. Втор. пол. XIX в. Онежский уезд Архангельской губ

Цепь ромбов на конце полотенца из деревни Бычки бывшего Дмитровского уезда Орловской губернии обрела новый художественный смысл. Исполнившая его в начале 1900-х годов мастерица и не подозревала о древнейшем смысле вышитых ею фигур. Она повторила их традиционный рисунок, но дала ему свое собственное художественное решение. В правильные очертания ромба вписан так называемый городчатый ромб - с отростками. Чередование целых фигур с их сдвоенными половинами в промежутках придает узору равномерный ритм. Орнамент вышит "по перевити" цветной шерстью. Ворсистые толстые нити, перевивая сетку, образуют плотные мелкие ячейки фона и более крупные - узора. Резко выделяются на красном фоне белые контуры ромбов. Горящие огоньками яркие ромбики в углах крупных оживляют орнамент нарядным многоцветием.

Особую группу составляют узоры русских вышивок, в которых известный археолог В. А. Городцов открыл целый пантеон древних славянских божеств. Изображения дерева с раскидистыми ветвями, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками или птиц, часто повторяются на полотенцах, подзорах, женских рубахах. Во времена славян-язычников эти образы олицетворяли силы природы - Солнце, Мать сыру-землю и подвластные ей стихии. Впоследствии содержание их также забылось, но народная традиция веками хранила в орнаменте крестьянских вышивок. Они всегда исполнены красными нитями по белому полотну двусторонним швом. Тонкие линии обрисовывают контуры фигур, заполняют их плоскости. Они неизменно легки, изящны и динамичны. Фигуры отвлеченны и геометризованы: головы - ромбы, крючья - руки, угловатые тела придают им символичность.


Подзор. Втор. пол. XIX в. Архангельская губ

Из этой группы вышивок одни в большей мере донесли до нас древнюю иконографию. В таких случаях композиция ограничена тремя лаконичными фигурами, главной - в центре и подчиненными ей - по сторонам. В других произведениях традиционный сюжет нарушен, составлявшие связанную композицию образы обрели самостоятельную жизнь и новый смысл, превратившись то в ряд скачущих среди деревьев всадников, то в хоровод женщин в расшитых передниках с цветами-розетками в поднятых руках. От этих вышивок веет таинственной и манящей силой далекой полузабытой сказки.

В собрании Русского музея представлены все типы предметов, которые украшали вышивкой. Больше всего среди них полотенец. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. И орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.


Полотенце. Нач. XX в. Устюженский уезд Новгородской губ

На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Такие птицы-павы с пышными хвостами, хохолками на головах и длинными клювами вышиты на концах полотенца из деревни Инема Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Их обрамляют два ряда маленьких птичек, обращенных друг к другу. Такое многократное повторение изображения птицы было своеобразным художественным приемом, подобным повторам в устном народном творчестве. Оно усиливало содержание образа, подчеркивало его особый смысл. Не случаен и красный цвет вышивки. Когда-то, в давние времена, он также был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: