Резное дерево волжских изб 11 глава




Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично чередуются слегка изгибающиеся тоненькие красные и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. На дне миски или чашки мастера любили исполнять своеобразную композицию из трав, заключенную в ромб. Она получила название "пряника".


А. Т. Бусова. Набор для ягод. 1977. Д. Шабоши, Новернинский р-н Горьковской обл.

Травный орнамент широко использовался в хохломской росписи XIX века. Деревенские художники мастерски владели навыками кистевого письма. Им нравилась свобода и особая живописность исполнения "травки", возможность мгновенной, из глубины души идущей импровизации орнамента. Написанный на золотом фоне, легкий травный узор называют "верховым" письмом в отличие от "фонового", которое демонстрирует иные декоративные качества росписи.

"Фоновое" письмо имеет свои особенности техники. По натертой металлизированным порошком поверхности предмета орнамент обводился черной линией, после чего фон заливался красной или черной краской. Оставленный серебристым, узор затем прорабатывался штриховкой и кистью. Отлакированная и закаленная в печи вещь приобретала особый облик. "Серебряный" орнамент, превратившись в "золотой", контрастно выделялся на черном или красном. Чаще всего он располагался на предмете в виде полосы из крупных, округлых листьев, напоминающих завивающиеся золотые кудри, отчего и получил название "Кудрина". Обусловленный своеобразием технологических и художественных особенностей, стиль хохломской росписи полностью сложился к концу XIX века. Наиболее развитый травный орнамент прошел сложный путь формирования, впитав в себя традиции барочных растительных узоров XVII века, а также крестьянских росписей Поволжья XVII-XIX веков. Орнаментальные мотивы "Кудрины", возникшие в "фоновом" письме в середине XIX века, напоминают узоры домовой резьбы, творчески переработанные хохломскими живописцами.


О. Н. Веселова. Набор для окрошки. 1977. Д. Ефимово, Ковернинский р-н Горьковской обл.

Однако в конце XIX века высокое мастерство, отличавшее искусство Хохломы на протяжении нескольких столетий, стало падать. Более дешевая фабричная посуда быстро снижала спрос на хохломские изделия. Красильни закрывались одна за другой. Прекращали работу и токарни, что было вызвано подорожанием леса.

На тяжелое состояние промысла обратило внимание Нижегородское земство. Оно направило в Хохлому профессиональных художников, которые стали налаживать производство посуды и мебели эклектичных, вычурных форм с росписью "под старину". Особенно часто исполнялся узор "славянская вязь" - грубо стилизованный орнамент рисунков древнерусских рукописей. Но в нескольких деревнях мастера по-прежнему писали на мисках, чашках и ложках незатейливые травные узоры, хотя скупщики вполовину снижали плату за немодную роспись.

И только в советское время, после Великой Октябрьской социалистической революции, началась активная работа по восстановлению промысла. Мастерам была оказана финансовая помощь, их обеспечили сырьем. Стали организовываться первые артели в Семенове и деревнях Ковернинского района. Один из старейших мастеров хохломы С. П. Веселов, вспоминая о деятельности промысла в 1920-х годах, говорил: "... с артелями у нас совсем новая жизнь началась... А спорили больше об одном - какие вещи в Хохломе будем делать, какие рисунки лучше пойдут..."

Многих мастеров волновало, по какому пути пойдет дальнейшее развитие хохломского искусства. Слишком сильным оказалось влияние псевдорусского стиля, навязанного промыслу в конце XIX - начале XX века. Его преодоление началось в старинных центрах Хохломы, где такие прославленные мастера, как братья Красильниковы и Подоговы, С. С. Юзиков, А. М. Серов, Ф. А. Бедин и другие, начали возрождать и совершенствовать традиционное травное письмо.

В 1930-1940-х годах художники вели активные творческие поиски нового орнамента, переосмысливая исконные мотивы и рисунки, бережно сохраненные и восстановленные по памяти старшими мастерами.

И в настоящее время художники промысла, унаследовав богатый новаторский опыт прошлых десятилетий, продолжают успешно развивать традиционное искусство. Работа ведется на двух фабриках: "Хохломская роспись" в городе Семенове и "Хохломской художник" в деревне Семино Ковернинского района, объединяющей мастеров окрестных деревень. Оба эти коллектива демонстрируют сегодня высокие достижения хохломской росписи.

Многие художники имеют государственные награды и звания. Наряду с теми, чьи имена стали известны в последние двадцать - тридцать лет, трудятся и старейшие потомственные мастера. Один из них - С. П. Веселов (р. 1903). Теперь он пенсионер, но по-прежнему много работает дома. Коллекция Русского музея за несколько лет пополнилась двадцатью двумя произведениями Степана Павловича.

Мастер обладает яркой индивидуальной манерой письма. Традиционные орнаментальные мотивы по-новому преображаются под его кистью. На дне одной из чашек помещен старинный узор-"пряник". Внутри ромба - простая розетка, но зато с внешних сторон и по углам он пышно обвит красно-черными пучками трав. А на бортике между травными кустами мастер изобразил петушка. Его оперение, исполненное легкими летящими мазками, это - та же травка. Гамма красок всегда классическая, только красная, черная и "золото". Причем черным художник как бы слегка подправляет красные травы, придавая им пластичность и законченность.

В 1960-е годы наряду с росписью отдельных вещей художники стали выполнять многопредметные наборы и сервизы. И теперь праздничные наборы для ухи, пельменей, меда исполняются лучшими мастерами промыcла для музеев и больших художественных выставок.

Ковернинская художница, лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина А. Т. Бусова (р. 1925) украсила набор для ягод не такой уж сложной росписью, но скромные природные мотивы преобразились в нарядный, декоративный узор. Заиграл на черном фоне венок из больших, пышных листьев и простых цветов, освежили его вплетенные в золото веточки красных ягод и яркая зелень травки.


Е. В. Мосина. Блюдо. 1978. Д. Рассадино, Ковернинский р-н Горьковской обл.

Мастера семинской фабрики любят писать растительный орнамент больше, чем "Кудрину". И не потому, что она сложнее по технике, а просто живут коверыинцы среди природы, вот и привыкает душа и глаз к приволью лугов, строгой красоте леса. "Кудрину" исполняют всего несколько мастериц, и среди них - заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина О. Н. Веселова (р. 1931). "Фоновое" письмо на наборе для окрошки отличается лаконизмом рисунка и строгостью декоративной композиции. На полосе киновари - плавно изгибающаяся ветвь, в пышных листьях которой словно спрятаны золотые яблоки. Видимо, настолько глубок в этой художнице навык свободного мазкового письма, что, несмотря на графическую черную обводку и присущую "Кудрине" плоскостность, ее орнамент кажется и объемным, и живописным.


Я. И. Иванова, Н. П. Сальникова, Я. В. Морозова, А. П. Савинова. Детский набор. 1969. Семенов, Горьковская обл.

Однако на фабрике не перестали заниматься и росписью отдельных предметов. Интересно оформила большое блюдо Е. В. Мосина (р. 1929). На темном "золоте" она поместила своеобразный мотив дерева - рябину с раскидистыми ветвями, усыпанными гроздьями красных ягод и сидящими на ветках черными скворцами. Тонко и поэтично воссоздает художница картину природы, сочетая образное начало с декоративной условностью.

Семеновская фабрика "Хохломская роспись" имеет свое творческое лицо. Здесь уже много лет ведется большая работа по расширению ассортимента изделий. Часто новые формы вещей возникают на основе умело преобразованных традиционных форм бочат, поставцов, кружек, братин, ковшей-уток.

Каждую вновь родившуюся форму ведущие художники обсуждают сообща. Все вместе придумывают для нее и роспись. Большие наборы расписывают тоже коллективно. Так был выполнен набор для ухи тремя мастерицами: лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженными художниками РСФСР Е. Н. Доспаловой (р. 1932) и А. П. Савиновой (р. 1920), заслуженным художником РСФСР Н. В. Морозовой (р. 1930).

В тонких, причудливо перевивающихся золотых стеблях с красной травкой, словно в водорослях, затаились золотые рыбки. Богатство орнаментальных мотивов и их декоративных разделок придает росписи изощренный узорчатый характер.


Е. Н. Доспалова, А. П. Савинова, Н. В. Морозова. Набор для ухи. 1970

Шесть художниц работали над росписью детского набора. В нем традиционное травное письмо дополнено зелеными листьями и ягодками земляники. Орнамент строго соразмеряется с каждым предметом. На сахарнице и стаканчиках он миниатюрнее, чем на подносе, поэтому кажется легче и изящней.


О. С. Булганина. Комплект ложек. 1969. Семенов, Горьковская обл.


О. С. Булганина. Чаша. 1970. Семенов, Горьковская обл.

"Верховое" письмо, обогащенное новыми элементами, встречается у многих семеновских мастеров. Но особенно необычно его исполняла О. С. Булганина (1927-1972). На сверкающей золотом поверхности большой чаши свободно написан раскинувшийся куст, каждую веточку которого венчает изысканный по очертаниям красный цветок. А над цветущим кустом - легкая стрекоза с невесомыми крыльями-травинками. В этом произведении виртуозно соединены плавные гибкие линии рисунка и лепка растительных форм сочными мазками. Выполненный О. С. Булганнной комплект ложек также свидетельствует о ее большом даровании орнаменталиста-импровизатора.

Современная Хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируются на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое, жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

 

 

Русские лаки

Более 150 лет назад в России появились лаковые изделия из папье-маше. В 1798 году купец П. И. Коробов, воспользовавшись опытом браун-швейгских фабрик в Германии, основал мануфактуру в подмосковном сельце Данилково. Сначала здесь делали из папье-маше козырьки для военных фуражек, а затем круглые коробочки. Вскоре предприятие перешло к зятю Коробова - П. В. Лукутину, который продолжил и усовершенствовал производство. С этого времени дело получило настоящий размах.

Уже с 1828 года на изделиях мануфактуры Лукутина начинают проставлять инициалы владельца и изображать в виде марки государственный герб. Лаковые коробочки стали называться лукутинскими. Умелое ведение дела, мастерство живописцев, привлекавшихся для росписи изделий, обеспечили всем поколениям Лукутиных, владевших фабрикой на протяжении всего XIX века, первое место среди других русских лаковых производств. В России в этот период появилось немало такого рода мастерских. Они возникали и закрывались, не выдерживая конкуренции с лукутинским предприятием.

В русском искусстве конца XVIII - начала XIX века миниатюрная живопись стала новым ярким художественным явлением. Открылись возможности для развития этого вида народного творчества.

В течение долгой истории лукутинского промысла складывался и утверждался художественный облик миниатюрной росписи лакированных изделий из папье-маше. В качестве основного материала для коробочек использовали прессованный картон, который пропитывали клеем и сушили при высокой температуре. Детали будущего изделия подвергали токарной обработке. Затем их собирали, шпаклевали и шлифовали. В результате коробочка приобретала легкость, а картон - свойства твердого и прочного дерева.

Далее вещь попадала в руки к живописцу. На крышках писали портреты, пейзажи, различные жанровые сценки, декоративные "шотландки"; изображения обрамляли орнаментами и "цировкой" (узором, процарапанным по черному фону); поверхность инкрустировали перламутром.

Дорогие заказные вещи художники зачастую украшали со всех сторон. На рядовых шкатулках расписывали только крышки. Внутреннюю поверхность, как правило, окрашивали в красный цвет. Чайницы и табакерки внутри покрывали блестящим как серебро тончайшим слоем олова, который препятствовал появлению специфического запаха от папье-маше.

Выполняя миниатюру, художник связывал роспись с формой и черным фоном изделия, учитывал изменение тонов краски при покрытии ее лаком. Миниатюра создавалась в технике многослойной живописи. Роспись производилась в три-четыре слоя; краски накладывались последовательно, каждый слой покрывался лаком и просушивался. Мастера особенно любили писать на черном фоне. Это не случайно: черный цвет придает фону глубину, расписываемая поверхность кажется более плотной. Краски на ней особенно блестят и переливаются множеством разных оттенков. Черный фон четче выявляет контуры изображений, придает большую звучность цвету.

Существовало два способа выполнения росписи: "по-плотному" и "по-сквозному". Часто применялись оба в одной миниатюре. Письмо "по-плотному" производилось непрозрачными, корпусными красками; "по-сквозному" писали лессировочными красками непосредственно на черном фоне или на перламутре. "По-сквозному" расписывали только лукутинские мастера, в других лаковых центрах эта техника не встречается.

В собрании музея хранится богатая коллекция произведений миниатюры XIX века. Она дает возможность проследить эволюцию лакового дела в России, уяснить специфические особенности этого искусства.

Лаковая миниатюра как искусство формировалась под воздействием русской живописи XVIII-XIX веков и народного творчества. Лукутины приобретали произведения русских и западноевропейских художников. Подбор этих произведений обусловливался декоративными качествами картин, ясностью композиционного построения и, что наиболее важно, возможностью воспроизводить их средствами миниатюрной живописи. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями.

В начале XIX века на лукутинской мануфактуре начали выпускать прямоугольные и круглые табакерки, сигаретницы, чайницы, шкатулки для туалетных принадлежностей и для других мелких вещей.

Портсигар с изображенной на крышке военной сценой принадлежит к числу наиболее ранних произведений в коллекции музея. Он выполнен в 1818-1828 годах. На внутренней стороне крышки буквы "Ф. П. Л." (Фабрика Петра Лукутина). Плоский, небольшой по размерам прямоугольный портсигар инкрустирован перламутром. Пластинка занимает почти всю поверхность крышки, лишь по краям оставляя неширокие поля черного лака. Миниатюра выполнена на сюжет, вероятно, заимствованный с гравюры или рисунка. События Отечественной войны 1812 года находили широкий отклик во многих произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства того времени. Эту вещь отличает тщательность отделки, тонкость миниатюрного письма. Изображение написано прямо на перламутре. Роспись выполнена лессировочными красками. Силуэты фигур светятся радужными переливами на фоне нежных тонов зелени. Цветовая гамма обогащается изысканными оттенками перламутра. Все это придает особую красоту и нарядность вещи.

П. В. Лукутин так высоко поднял уровень отечественных лаков, что "табакерки, работанные на этой фабрике, по своей отличной отделке, изящной росписи, а особенно необычайной прочности своего лака, решительно превосходят брауншвейгские... Эти московские табакерки расходятся не в одной России: г-н П. Лукутин отправляет их в большом количестве за границу". Так в 1842 году писатель М. Н. Загоскин отзывался о лукутинских изделиях. Их начали охотно покупать в магазинах, хвалебно отзывались о предметах, представленных на отечественных и зарубежных художественно-промышленных выставках.

В 1843 году в дело вступил сын П. В. Лукутина - Александр. В годы их совместного руководства изделия становятся более разнообразными. К работе привлекается большое количество мастеров-живописцев.


Портсигар. Перв. пол. XIX в. Фабрика П. В. Лукутина

Камерный характер искусства миниатюрной живописи, неразрывно связанной с изделием - легкой коробочкой, определял и размеры вещей, и приемы оформления, возможные для лукутинцев. Табакерка, например, чуть больше спичечного коробка. Боковые стороны ее украшены узором из вьющихся побегов. На крышке помещена миниатюра, обрамленная рельефной фигурной рамкой. На миниатюре изображены две девушки с ромашками в руках на фоне легкого воздушного пейзажа. Их образы романтичны, покоряют своей юностью и женственностью. Благодаря тонкой проработке деталей, плавным переходам цвета живопись приобретает нежность и теплоту. Оправа миниатюры связана с контурами предмета, имеет мягкие, округлые очертания, края крышки заняты растительным узором. Поле декоративной росписи желтое, и в миниатюре преобладают оливковые оттенки - все это усиливает цветовую гармонию. Роспись табакерки по праву может быть признана одним из лучших произведений лукутинских лаков.


Табакерка. Втор. пол. XIX в. Фабрика П. В. и А. П. Лукутиных

Лукутинские изделия середины XIX века нередко украшали миниатюры со сценками из городской и деревенской жизни, гуляний, охот. Живописные произведения для копирования строго отбирались. Особенно часто мастера обращались к произведениям А. А. Попова "Демьянова уха", Л. К. Плахова "Отдых на покосе", П. Н. Грузинского "Тройка". Каким бы ни был оригинал по своей тематике и исполнению, перенося его на плоскость маленькой коробочки, мастер создавал декоративную миниатюру. Ее особенности заключаются не только в уменьшенном масштабе изображений. Мастера смело перерабатывали известные живописные картины, порой даже изменяли их композицию.

Многих миниатюристов привлекал рисунок французского художника П. В. Русселя "Бабушкины сказки". Ярко выраженная центрическая композиция давала возможность легко "привязать" изображение к овальной форме табакерки. Для того чтобы передать атмосферу напряженного внимания слушателей, мастер разместил фигуры полукругом, плотно заполнил ими центральную часть крышки. Но фигуры не только исполнены красками. Они, так же как и горки пейзажа, предварительно вылеплены в низком рельефе из папье-маше. Это придает фигурам мягкую округлость, всей сцене - иллюзорность, а вещь делает занимательной и нарядной.

В 1860-1870-е годы излюбленными сюжетами миниатюр лукутинских мастеров стали сцены из жизни и быта народа. Ярко воплотились в росписях темы из крестьянской жизни.

На лицевой стороне пресс-папье помещена жанровая сценка из украинской жизни - свидание молодой пряхи и бандуриста. В миниатюре подробно выписан пейзаж, детали обстановки и костюма. Роспись "по-плотному" передает богатство тональных хорошо сгармонированных переходов. Пресс-папье по краям обрамлено золотым узором из стилизованных вьющихся завитков (в лукутинских изделиях ранней поры такая орнаментальная отделка золотом почти не встречается).

В 1867 году русские табакерки обратили на себя внимание французской публики. Они успешно демонстрировались на Всемирной выставке русских изделий в Париже. Зрителей привлекали поэтические крестьянские образы и особая непосредственность, живость изображений.


Табакерка 'Бабушкины сказки'. Втор. пол. XIX в. Фабрика П. В. и А. П. Лукутииых

Наиболее популярными сюжетами, которые помещались в это время на лаковых изделиях, стали "тройки" и "чаепития". В них ярче всего отразились черты народного искусства. Миниатюры отличает та же ясность композиции, выразительная определенность силуэтов, отсутствие лишних деталей, что и в других видах народной росписи. Как "тройки", так и "чаепития" исполняли в разной манере. Иногда это многофигурные изображения - целые картины с тщательно выписанными деталями, но чаще всего - упрощенные декоративные композиции. Они снискали особую славу не только фабрике Лукутиных, но и живописцам, которые работали по соседству, на другой фабрике миниатюрной живописи - фабрике Вишняковых.

Братья Вишняковы основали свое дело в ближайших от села Данилково деревнях. Вишняковские лаки, возникшие почти в одно и то же время, что и лукутинские, просуществовали на протяжении всего XIX столетия, находясь под влиянием последних. Особенно значительных успехов добились мастера, работавшие в артели братьев Вишняковых, в "тройках" и "чаепитиях".


Пресс-папье. Втор. пол. XIX в. Фабрика Н. А. Лукутина

Рассматривая кошелек работы вишняковских художников, мы видим, что живопись здесь более условна и лаконична. Изображения человеческих фигур и пейзажа сохраняют реальные черты. Многое упрощается. Обобщенным становится рисунок, контрастнее - сопоставление цветов, более насыщенным и звучным колорит. Эти особенности лаковой миниатюры можно отметить и на расписном подносе. В центре его помещена жанровая сценка чаепития. Изображены двое мужчин и женщина, чинно восседающие у самовара. Сколько теплоты, спокойствия и уюта в этой незатейливой картинке, хотя обобщенные силуэты, выразительные позы, черный глубокий фон, яркий колорит одежды подчеркивают декоративный характер изображений.


Кошелек. Втор. пол. XIX в. Фабрика Вишняковых

В 70-е годы XIX века продукция лукутинских и вишняковских фабрик начала оказывать друг на друга заметное влияние. Многие лукутинские мастера уходят к Вишняковым. Немалое количество миниатюр, выпускавшихся уже при сыне А. П. Лукутина - Николае, по-прежнему были виртуозно выполнены. Но в конце 1870-х годов начинает особенно ощущаться разница между уникальными вещами и рядовой продукцией, предназначенной для продажи. При отборе новых оригиналов для копирования на лукутинской фабрике руководствовались уже не столько живописными достоинствами образов, сколько спросом на тот или иной сюжет. И к концу XIX века высокохудожественных произведений лаковой миниатюры становится все меньше. Появляются работы, в которых сохраняется техническое мастерство, но исчезают взволнованность и приподнятость образов.

В 1910 году, после закрытия фабрики в сельце Данилково, бывшие лукутинские и вишняковские мастера организовали Федоскинскую артель живописцев. Вековая традиция реалистической миниатюры медленно возрождалась в подмосковном селе Федоскино уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Усилия старых мастеров, направленные на восстановление и развитие промысла, не пропали даром.


Поднос. Втор. пол. XIX в. Фабрика В. О. Вишнякова

Ныне Федоскино - один из прославленных центров русского народного искусства. Оно не только сохранило старые приемы миниатюрной живописи, но и ее глубокую образную и декоративную самобытность. Современные художники создают новые оригинальные композиции, развивая традиционные направления, сложившиеся в федоскинской миниатюре еще в прошлом столетии.

Среди них важное место занимает пейзаж. Он присутствует во всех работах мастеров, удачно дополняя любую тему. Но в творчестве такого старейшего живописца, как заслуженный художник РСФСР И. И. Страхов (1919-1980), исполнение пейзажных композиций стало главным. Его пейзажи всегда проникнуты тонким лиризмом. Спокойная колористическая гамма правдиво передает мягкие тона неяркой подмосковной природы.

На крышке одной из шкатулок И. И. Страхов поместил "Пейзаж с мостиком". Линии рисунка плавно очерчивают высокие берега, холмы, раскинувшийся в низине цветущий луг. За ним виднеется блестящая гладь реки, через которую перекинут дощатый мостик. Перспектива, намеченная диагональю тропинки и речки, уходит в полоску зеленеющей травы и дальнего леса.

Интересно цветовое построение пейзажа, выполненного в технике "по-сквозному". Желтая краска, положенная на серебряный фон, переливается множеством оттенков: от золотисто-зеленого до коричневого. Вкрапление легких лессировочных белых мазков создает впечатление нарядных цветов на зеленом лугу, серебристой листвы ивовых кустов, голубеющей реки.

Присущая сюжетной живописи Федоскина повествовательыость и реалистически точная передача деталей проявляются и в пейзажной миниатюре. В изображенных деревьях можно узнать и плакучую березу с поникшими ветвями, и вязы с пышными кронами, и молодые дубки с вырезными листьями, обрамляющие композицию на переднем плане.


М. С. Чижов. Коробочка 'Зима в Федоскино'. 1968. Федоскино, Московская обл.

Многие мастера промысла работают в области жанровой миниатюры. Темы их произведений посвящены и событиям прошлого нашей страны, и современной действительности. Наиболее полно и разносторонне в музее представлено творчество заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина М. С. Чижова (р. 1923). Его особенно привлекают сюжеты, связанные с сегодняшней жизнью родного села. Художник создал целую серию миниатюр, изображающих подмосковную зиму. Одна из них называется "Зима в Федоскино" (1968).


Ю. В. Карапаев. Коробочка 'Лель'. 1972. Федоскино, Московская обл.


И. И. Страхов. Шкатулка 'Пейзаж с мостиком'. 1970-е гг. Федоскино, Московская обл.

Сложная многоплановая композиция органично вписывается в крышку коробочки. Празднично убранная тройка коней с веселыми седоками в возке мчится по накатанной дороге, приближаясь к повороту, плавный изгиб которого повторяет форму овала крышки. Глубина пространственного построения дает возможность развернуть подробный рассказ, показать играющих в хоккей ребят, расположившиеся по взгорку уютные разноцветные домики, машину, остановившуюся лошадь с санями. Возвышающаяся на горе церковь заканчивает композицию, постепенно растворяясь в черноте лакового фона.

Яркие, локальные пятна красок контрастно выделяются на фоне зимнего пейзажа, усиливая эмоциональный настрой, ощущение праздничной приподнятости.

Большое внимание уделяют федоскинцы разработке сказочной темы. Каждый из них по-своему решает проблему выбора сюжета, техники, цветовой гаммы.


В. В. Корсаков: 'Игольница 'Шотландка'. 1962. Федоскино, Московская обл.

Заслуженный художник РСФСР Ю. В. Карапаев (р. 1932) исполнил на маленькой квадратной коробочке миниатюру "Лель" (1972). Она отличается редким композиционным совершенством, безупречной чистотой рисунка. Письмо "по-сквозному" позволяет добиться необычного свечения красок, передающих богатство мерцающей парчовой ткани, переливчатости ярко-красного и малинового шелка на юбках и сарафанах девушек. Повышенная звучность цвета подчеркивает утонченность образного строя живописи. Характеристика лиц в миниатюрных фигурах напоминает персонажи картин Нестерова. Печальное настроение Снегурочки созвучно грустной мелодии Леля. Углубляют содержание образов и пейзажные мотивы: два тонких, по-весеннему оголенных деревца, неяркая зелень травы, золотая полоска вечернего закатного неба.

Наряду с пейзажной и жанровой живописью некоторые художники занимаются орнаментальной росписью шкатулок, бисерниц, коробочек, записных книжек. Дожили до нашего времени и традиционные игольницы-"шотландки", декоративное своеобразие которых привлекает таких мастеров, как В. В. Корсаков (р. 1917), A. H. Карапаева (р. 1935) и другие. Прямые и косые сетки, выполненные в несколько цветов, покрывают всю поверхность черного или светлого лака игольниц, подражая росписи по перламутру. Скромный лаконичный узор выявляет красоту формы и пропорций вещи.

Мы рассказали лишь о нескольких ведущих художниках, а их на промысле десятки. У каждого из них индивидуальная манера письма, свое понимание традиций. В музей попадают лучшие произведения. Они достойно представляют современное искусство миниатюры Федоскина в почти двухвековой истории русских лаков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: